Татьяна Алексеева
Развитие эмоциональной сферы дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Природная повышенная эмоциональность дошкольников служит благоприятным сензитивным фактором постижения ценностного материала. Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогают воспринимать действительность и реагировать на неё.
Ребёнок - дошкольник очень впечатлителен, открыт для усвоения культурных ценностей, социальных, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, воображения, мышления.
Публикация «Развитие эмоциональной сферы дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
По данным психологов опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, является очень прочным и принимает характер установки. В последние годы многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что эмоциональная сфера современных малышей развита достаточно слабо.
Причин этому довольно много, главная из которых заключается в том, что всё большее образовательное значение придаётся ранним интеллектуальным успехам и достижениям, программам с компьютерным обучением. Это сокращает живое человеческое общение, так необходимое дошкольнику.
Развитие интеллекта не только не должно вытеснять эмоции дошкольников, но и осуществляться с опорой на них. В конечном итоге всё это приводит к преждевременному взрослению ребёнка.
А ведь благодаря эмоциям поддерживается высокая мотивированность игрового поведения детей, активизируются все познавательные процессы, и, прежде всего, воображение.
Яркость и разнообразие эмоциональных проявлений в игре детей обусловлены характером протекания эмоций, что в свою очередь связано с реальным «Я» ребёнка, а с другой стороны – ролью, которой он «живёт».
В игре ребёнок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает мир человеческих отношений, способы их регуляции. Обладая особыми эмоциогенными свойствами, игра провоцирует детей к разнохарактерным эмоциональным проявлениям, выступает школой жизни.
Обеднённая эмоциональная жизнь детей, примитивность эмоционального опыта не всегда могут быть выполнены в последующие возрастные этапы. С переходом на учебную деятельность во многом утрачивается сензитивность детей к аффективному развитию, чувственное миропознание в целом.
Современная социальная ситуация далеко не всегда способствует удовлетворению потребности дошкольников в эмоциональных переживаниях, обогащению их яркими впечатлениями. Сегодня утерян целый ряд семейных традиций, дающих детей, остаются незамеченными со стороны педагогов и родителей
Таким образом, эмоциональное развитие дошкольников в настоящее время - одна из актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Проблема эмоционального развития имеет достаточно богатую историю, и неоднократно являлась объектом внимания психологов и педагогов.
К счастью, уже по природе правильно развивающийся и здоровый ребёнок обнаруживает склонность к бодрящей радостной эмоции (В. М. Бехтерев). Эмоциональная сфера выводится в ранг ведущих основ личности ребёнка, её «центрального звена» (Л. С. Выготский, «ядра индивидуальности» (А. В. Запорожец, первичной структуры, осуществляющей регуляцию поведения и деятельности ребёнка, его ориентацию в окружающем мире.
Эмоции оказывают влияние на все формы активности детей, окрашивают общение, процесс познания, отражения действительности, дают возможность наиболее ярко раскрыться, самореализоваться в деятельности.