Мария Рабина
Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников.
Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, проявить свое сочувствие и состра-дание. Более того, регулярно сталкиваешься с ситуациями, когда дети испытывают радость от причиненной боли людям, животным, при этом стремятся данное поведение снять на мобильные телефоны, показать свою значимость в глазах сверстников.
Публикация «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Детская агрессивность последние десятилетия очень высока и вызывает значительную тревогу у взрослых, а способность сопереживать, сочувствовать, умение радоваться за другого становятся дефицитными качествами личности. Не секрет, что многие взрослые, прежде всего родители, не всегда правильно и адекватно в той или иной форме выражают личное отношение к своим поступкам и поступкам своих детей.
Надо ли развивать эмоциональную отзывчивость в современном обществе? Безусловно, надо, ведь эмоциональная отзывчивость во все времена была и будет отправной точкой развития гуманных чувств, отношений между людьми.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ
Отзывчивость - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.
Что же такое отзывчивость? Возможны следующие определения:
• Отзывчивость - постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека (по В. Петровскому);
• М. Дьяченко утверждает, что отзывчивость - системное образование, которое включает следующие стороны:
- понимание эмоционального состояния другого человека (когнитивный уровень);
-сопереживание или сочувствие, которое испытывает субъект отзывчивости по отношению к другому лицу (аффективный уровень);
- активное помогающее поведение субъекта (поведенческий уровень);
• Д. Майерс отмечает, что отзывчивость - это самозабвенное переживание чувств другого, попытка поставить себя на его место;
• В. С. Агеев считает, что отзывчивость - один из механизмов социального восприятия, процесс эмоционального проникновения во внутренний мир другого человека, в его чувства, мысли, ожидания и стремления;
• Отзывчивость можно охарактеризовать, как проявление ребенком умения замечать ситуации, в которых сверстник испытывает эмоциональное неблагополучие, применять в этих ситуациях действенные способы, направленные на восстановление положительного состояния, выражающие участливость по отношению к нему (М. В. Воробьева, Р. С. Буре, В. Н. Давидович);
• А. В. Запорожец, Я. 3. Неверович пришли к выводу, что отзывчивость является звеном одной единой эмпатической цепи и обладают свойством однонаправленности, они выявили динамику этого процесса (сопереживание —> сочувствие —> импульс к содействию —» реальное содействие, то есть отзывчивость - это психологический процесс, в котором сопереживание преобразуется в сочувствие, которое, в свою очередь, трансформируется в импульс к содействию, к осуществлению помощи другому.
Следовательно, отзывчивость представляет собой одно из сложных образований в сознании личности. Согласно наиболее распространенному в настоящее время пониманию структуры отзывчивости в её состав входят когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
К раскрытию проблемы эмоциональной отзывчивости мы подходим через рассмотрение понятий эмоциональная сфера, эмоциональная отзывчивость, эмоциональное развитие.
Эмоциональная сфера ребенка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики.
Эмоциональная отзывчивость — это способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, пониманию их внутренних состояний.
Эмоциональная отзывчивость дошкольников понимается нами в первую очередь как:
— умение откликаться на события, явления окружающей действительности;
— способность сопереживать окружающим людям, животным, соотносить факты с жизненным опытом;
— эмоциональный отклик на боль другого человека или живого существа.
Л. С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются „центральным звеном психической жизни человека, и прежде всего ребенка». Его последователи, основываясь на теоретических изысканиях, развивают идею о взаимосвязи всех компонентов человеческой психики, в частности эмоционального и интеллектуального. Этот факт является основополагающим в организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Среди современных исследований обращает на себя внимание система эмоционального развития детей, разработанная
Н. Ежовой на основе работ отечественных психологов и педагогов. Автор утверждает, что эффективность образования обусловлена степенью включенности в нее эмоциональных проявлений ребенка как заданных природой естественных ценностных форм жизни. Способствовать этому могут, с одной стороны, специально организованное эмоционально насыщенное общение взрослого с детьми, а с другой — акцентирование педагогического процесса на выделении эмоционального компонента на равных правах с познавательным и действенно--практическим.
Содержание эмоционального компонента образования включает две стороны:
— собственно-эмоциональное развитие;
— опосредованно-эмоциональное развитие.
Собственно-эмоциональное развитие — это ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы воздействия на эмоциональную сферу и соответственно механизмы включения эмоций. Собственно-эмоциональное развитие включает развитие эмоционального реагирования, эмоциональной экспрессии, эмпатии и формирование представлений о многообразии человеческих эмоций, словаря эмоциональной лексики.
Опосредованно-эмоциональное развитие — это преднамеренное воздействие на эмоциональную сферу детей с целью осуществления и совершенствования процесса познания окружающего мира, интеллектуальных действий и деятельности в целом. Данная сторона эмоционального компонента образования может быть отнесена скорее к направлению коррекционной работы и должна включать прежде всего поддержку и расширение опыта адекватного реагирования на те или иные эмоцио-нальные ситуации. Опосредованно-эмоциональная сторона направлена на обогащение отношения детей к процессу познания и деятельности в целом. Условиями для этого являются следующие.
1. Формирование ценностных представлений:
— нравственных (добро, свобода, честность, милосердие, справедливость);
— интеллектуальных (истина, знание, творчество);
— эстетических (красота, гармония);
— социальных (семья, этнос, Отечество);
— валеологических (жизнь, здоровье, пища, воздух, сон);
— материальных (предметы труда, быта, жилище, одежда).
2. Использование приемов, направленных на побуждение к мотивированной самореализации, стимулирующих развитие собственных оценочных суждений как основы морального самосознания.
В формировании эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения). Эмоциональные черты ребенка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития.
Значительная роль в развитии и воспитании у ребенка старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости принадлежит семье, утверждает А. Д. Кошелева. В условиях семьи складываются присущие только ей эмоционально-нравственный опыт, убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, от-ношение к окружающим людям.
В воспитании и развитии эмоциональной отзывчивости важную роль играют правильно организованный воспитательный процесс, создание специальных условий (А. В. Запорожец, Я. 3. Неверович, А. Д. Кошелева, Л. П. Стрелкова, Л. А. Абрамян). Формирование у детей старшего дошкольного возраста чувств и знаний эмоциональной отзывчивости зависит от компонентов детской деятельности, ее мотивов и целей.
Влияние образца эмоционально-личностного отношения взрослого к социальным событиям и объектам на мотивационно-эмоциональную сферу личности ребенка возрастает, если взрослый не просто демонстрирует его пассивно созерцающему ребенку, а организует в соответствии с образцом детскую деятельность. Она должна быть направлена на достижение положительных результатов для окружающих, реализацию гуманного отношения к людям, оказание помощи сверстникам и взрослым.
Развитие эмоциональной отзывчивости зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВА ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ
Формирование отзывчивости начинается с раннего возраста. Главное направление в методике - проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжела-тельности к людям (улыбнулся, отдал игрушку, обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т. д.). Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым и детям и тем более подкреплять эти действия по-ложительной оценкой.
В младшем дошкольном возрасте важно, чтобы социальный опыт ребенка пополнился множеством единичных положительных поступков. Ребенок еще не способен самостоятельно сделать обобщение, но постепенно благодаря оценкам взрослых начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо.
В возрасте 4-5 лет происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей. Он уже способен к элементарному обобщению личного опыта, накопленного в младшем возрасте.
На этом этапе педагог привлекает внимание детей к способам выражения эмоционального состояния другим человеком, учит «читать» эмоции.
И дополнение к практическим ситуациям, возникающим м жизни детей, их уже можно обучать решению вербальных логических задач («Как бы ты поступил, если бы увидел на улице плачущего малыша?»).
Дети живо воспринимают мораль художественных произведений, способны к оценке поступков героев книг и спектаклей.
Отзывчивость как выражение гуманного отношения к людям проходит в своем развитии разные стадии : переживание сочувствие («Ему плохо, мне его жаль», переживание - утверждение себя («Ему плохо, я так не хочу») и, наконец, переживание - действие («Ему плохо, я хочу ему помочь») (В. Н. Давидович). Педагогическую работу можно считать успешной, если в среднем дошкольном возрасте дети находятся на стадии «переживание - утверждение себя» и иногда проявляют способность к реальному «переживанию - действию».
Наиболее полноценная работа по формированию отзывчивости к окружающим проводится в старшем дошкольном возрасте. Когда дети способны не только на обобщение своего опыта отношений, но и на их анализ, на объяснение причин замеченных в них недостатков.
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ РЕБЕНКА
Представляемая психолого-педагогическая диагностика направлена на исследование динамики развития эмоциональной отзывчивости детей и позволяет определить:
^ результативность педагогических воздействий;
^ динамику и процесс развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста.
Показатели:
^ Наличие у ребенка сформированных знаний о социальных эмоциях.
^ Умение замечать ребенком эмоциональное неблагополучие окружающих.
^ Стремление и желание ребенка реагировать на эмоциональное неблагополучие окружающих.
Методика 1. Педагогическая ситуация «Помоги сверстнику»
Цель. Выявить умение замечать ребенком эмоциональное неблагополучие сверстника.
Методика 2. Беседа (модифицированный вариант методики Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной)
Цель. Выявить наличие сформированных знаний о социальных эмоциях.
Методика 3. Педагогические ситуации
Цель. Стремление и желание ребенка реагировать на эмоциональное неблагополучие сверстника.
Методика 4. ИЗУЧЕНИЕ ПОНИМАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЛЮДЕЙ, ИЗОБРАЖЕННЫХ НА КАРТИНКЕ
(Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина)
Методика 5. МЕТОДИКА «ВЕСЕЛЫЙ - ГРУСТНЫЙ»
(Р. Р. Калинина)
Методика 6. МЕТОДИКА «СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ»
(Р. Р. Калинина)
ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ
Представляемый материал направлен на профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у детей старшего дошкольного возраста в детском саду, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением со сверстниками.
Задачи.
^ Развитие гибкости поведения, способности адекватного реагирования на различные жизненные ситуации.
^ Формирование установки «Я — хороший, ты — хороший». ^ Формирование способности эмоциональной саморегуляции.
^ Овладение языком эмоций как способом выражения собственного эмоционального состояния.
^ Формирование проявления эмоциональной отзывчивости на неблагополучие сверстника.
Принципы.
^ Ценностно-ориентированный. (Эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребенка и его психологическое здоровье. Принцип предполагает также ориентировку ребенка на другого человека.)
Активности и свободы самовыражения ребенка. (Постановка ребенка в позицию самоконтроля и саморегуляции.)
^ Симпатии и участия. (Ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности. Взрослый оказывает поддержку сам и, не навязывая, организует ее со стороны сверстников.)
Основной формой работы является занятие-игра, содержание которого соответствует коррекционным задачам. Детям предлагается большой выбор сюжетно-ролевых игр: игры-драматизации; снимающие барьеры в общении; направленные на развитие эмоциональной отзывчивости, сочувствия, сопере-живания сверстнику. Занятия-игры проводятся 1 раз в неделю, длительность составляет 20—30 минут. Одна тема может состоять из нескольких занятий-игр и прорабатываться, например, в течение двух недель. Смена видов коррекционной работы позволяет избежать проблемы переутомления детей в процессе образовательной деятельности.
Приемы неигрового типа:
^ ритуальные действия (приветствие и прощание; обмен впечатлениями после игры);
^ принятие групповых решений (многие решения в ходе занятия принимают всей группой);
^ усиление понимания, сочувствия, сопереживания (приемы на умение слушать друг друга, объяснять свои чувства, понимать чувства других, умение реагировать и эмоционально отзываться на неблагополучие сверстника);
^ совместная деятельность, чтение сказок, рассказов, продуктивная деятельность и т. п.
Данные приемы обеспечивают создание доброй, безопасной ситуации, где участник чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблем.
В конце всего цикла занятий-игр проводится диагностика с целью выявления изменений, произошедших у детей.
На родительских собраниях следует познакомить родителей с целями и задачами работы с детьми, рассказать о содержании занятий, помощи, которую родители могут оказать детям дома.
Структура занятий-игр.
Этап 1 состоит из подэтапов: вводный — упражнения и игры, направленные на активизацию психических процессов, эмоционального и физического состояния детей;
основной — создание проблемной ситуации по теме образонательной деятельности посредством использования игрового или сюрпризного момента, инсценировки, зачитывания художественных текстов или рассказывания сказки (истории); дис-куссия по проблеме с индивидуальными высказываниями детей, где воспитатель является организатором дискуссии и приводит детей к необходимости обобщения сказанного, то есть к решению проблемы; рисование по теме (с профилактически коррекционной целью); игры, направленные на развитие общения, интеллекта и эмоциональной отзывчивости детей (проигрывание значимых для детей ситуаций с их участием, с целью коррекции нарушений в сфере социальных эмоций, формиро-вание адекватной самооценки, гармонизацию личности ребенка и общую сплоченность группы;
^ заключительный — расслабляющие упражнения.
Этап 2— на данном этапе используются игры с принятием ролей для коррекции эмоционального неблагополучия ребенка в группе детского сада, а также привлечения внимания сверстника на передачу чувств сопереживания, умение эмоционально откликаться на затруднения сверстника.
Этап 3) — на данном этапе используются разнообразные игры, которые проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию детей и взрослых, вырабатывают навыки рефлексии и контроля своего поведения для коррекции отзывчивости детей, чувства сопереживания, сочувствия, умения реагировать на неблагополучие сверстника.
Занятия-игры 2 и 3 этапов содержат элементы: приветствие, разминку, основное содержание, рефлексию, прощание.
Игры-занятия строятся на материале, близком и понятном детям, связанном с актуальными для них проблемами.
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ
- Консультация «Возрастные особенности развития эмоций и чувств»
- Мини-практикум «Как формировать у ребенка социальные эмоции»
- Семинар-практикум «Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста»
- Семинар «Влияние отношения взрослого на эмоциональное развитие ребенка-дошкольника»
- Круглый стол «Детско-родительские отношения как фактор, оказывающий влияние на эмоциональную отзывчивость детей»
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОУ В ВОПРОСАХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
- Семинар-практикум для родителей «Как слушать ребенка»
- тренинг родительской эффективности «Работа с собственным эмоциональным состоянием»
- Тренинг для родителей «Нормализация обстановки в семье ребенка, его взаимоотношений с родителями и другими родственниками».