Приложение МААМ

Развитие эмоциональной отзывчивости как один из факторов формирования личности ребенка

Светлана Афонченкова
Развитие эмоциональной отзывчивости как один из факторов формирования личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие эмоциональной отзывчивости как один из факторов формирования личности ребенка

Музыкальный руководитель МБДОУ № 8 Афонченкова С. П.

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Чувства господствуют буквально над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. Эмоции, которые испытывает ребёнок, легко прочитать на его лице, в позе, жестах, во всём его поведении. Развитие и воспитание ребёнка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «видеть» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять собственными эмоциями. Музыка, как действенное средство художественно-эстетического воспитания, развивает эмоциональную отзывчивость ребёнка, его культуру чувств, формирует чувственно-эмоциональную способность человека к пониманию системы разноаспектных ценностно-смысловых переживаний. Именно специально организованная музыкальная деятельность, способная структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения движениями, голосовыми реакциями, музыкальными звуками и т. д., должна по праву стать важным аспектом педагогической деятельности. Актуальность мною выбранной темы определяется потребностью нашего общества в эмоционально-чувственном воспитании. Ведь понимание эмоций и чувств является важным аспектом в становлении личности. Работая музыкальным руководителем, я провела диагностику уровня развития эмоциональной отзывчивости детей на музыку, в ходе которой выяснила, что у детей на недостаточном уровне сформированы умения слушать, видеть, чувствовать и сопереживать различным эмоциональным состояниям, переданным в произведениях искусства, что говорит о низком уровне развития эмоциональной отзывчивости детей на музыку.

Публикация «Развитие эмоциональной отзывчивости как один из факторов формирования личности ребенка» размещена в разделах

Целью моей деятельности стало развитие эмоционально-чувственной культуры дошкольников через различные виды музыкальной деятельности:

способствовать развитию мышления (осознания эмоционального содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы, языка музыки, жанра и т. д.);

формировать умение понимать и чувствовать эмоциональную окрашенность музыкального образа;

развивать умение творческой интерпретации музыки различными средствами художественной выразительности.

Основным направлением работы была работа с детьми. Мною был составлен перспективный план работы по эмоциональному развитию дошкольников 4 – 7 лет и разработаны конспекты тематических занятий, праздников и развлечений.

В младшем возрасте я решала следующие задачи:

побуждать детей к эмоциональной отзывчивости на произведения искусства;

воспитывать понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними;

способствовать развитию эмоциональной сферы детей через участие в различных видах музыкальной деятельности.

Для решения этих задач был составлен цикл занятий с использованием разнообразных видов музыкальной деятельности, что позволило детям всесторонне познавать красоту окружающего мира. Предлагаемая система занятий позволяет создать условия для самовыражения, способствует формированию представлений о добре и красоте, побуждая детей к эмоциональному реагированию.

Занятия начинаются с музыкального приветствия, чтобы дети могли настроиться на совместную музыкальную деятельность, получить положительный настрой. Я использую такие упражнения-приветствия, как «Ласковое имя», «Передай приветик», «Колокольчик». Обязательным элементом занятия является слушание музыки, в ходе которого дети приобщаются к миру прекрасного. Для усиления эмоционального воздействия музыки, использую прием ознакомления с произведениями живописи соответствующей тематики. Так, при прослушивании музыкального произведения И. С. Баха «Шутка» предлагаю детям рассмотреть картину Ф. Хальса «Смеющиеся мальчики» и сравнить эмоции, выраженные художником и композитором — совпадают ли они. Важным компонентом музыкального занятия является исполнительство. Через пение, движение, игру дети проявляют себя, выражают свои чувства и эмоции, погружаются в мир собственных переживаний. На занятиях так же я использую игры и упражнения, которые не только развивают музыкальные способности детей, но и которые учат детей жить дружно, сплачивают их, помогают чувствовать других, сопереживать. Это такие игры, как «Карусель», «Волшебный мяч», «Это я! Узнай меня!». Итогом проведения цикла занятий является организация досугов и развлечений эмоционально-эстетической направленности. В содержание досугов включаю варежковый театр «Сказка, приходи!», театр би-ба-бо «Колобок», что позволяет закрепить понимание различных эмоциональных состояний, передаваемых музыкой.

В среднем возрасте решаю следующие задачи:

расширять диапазон воспринимаемых детьми эмоциональных состояний, закреплять умение их различать, используя различные выразительные средства;

способствовать развитию у детей способности к восприятию произведений искусства, обогащая словарь детей понятиями, передающими оттенки эмоциональных состояний;

совершенствовать эмоциональную выразительность в процессе вовлечения детей в различные виды музыкальной деятельности.

На этом возрастном этапе я расширяю задачи по эмоциональному развитию, пополняю «эмоциональный словарь». Для того чтобы сформировать у детей умение понимать, сравнивать и анализировать эмоции, отражаемые в искусстве, развивать умение правильно выражать и передавать чувства, на своих занятиях я использую такие наглядные материалы, как «Дерево эмоций», «Волшебные гномики». Дошкольники этого возраста с большим удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры, такие, как «Весёлая прогулка», «Игра в лесу». Действия персонажей подсказываются изобразительным характером пьесы. Дети увлекаются сюжетом и возможностью активно самим играть, с удовольствием ищут средства для передачи образов. Большую выдумку и фантазию дети проявляют в этюдах-драматизациях, которые способствуют развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений и сценок, используя мимику и пантомиму («Считалка», «Катилось яблочко», «Лиса, петух и кот», и др.) Для закрепления понятий, полученных на занятиях, использую такие дидактические игры, как «Музыкальный календарь», «Музыкальная шкатулка», «Музыкально-цветовой светофор» и др. Для лучшего понимания смысла мира эмоций провожу игровые занятия детьми: «В мире эмоций», «Путешествие мышонка». При организации коллективных игр, в ходе которых создается атмосфера положительных эмоциональных переживаний, дошкольники консолидируют накопленные знания. Формируются ситуации, когда каждому малышу нужно проявить доброту, жалость и милосердие к главному герою. Например, оказавшись в волшебной стране, где все предметы оживают и разговаривают, воспитанники знакомятся с ее обитателем — разноцветной радугой, которая может смеяться, плакать и сердиться так же, как ребёнок. Радуга очень любит солнышко, но когда оно прячется за тучку, у него портиться настроение. Чтобы радуга не огорчалась ребятам нужно придумать добрые, ласковые слова и нежно прикасаться к ней, поглаживая. Конечно, не всем удается с первого раза проявить отзывчивость, показать свои добрые чувства, но, наблюдая за сверстниками, закомплексованные, малоактивные и застенчивые в проявлении эмоций воспитанники, стараются повторять слова и движения. И это тоже положительное достижение. Итогом проведения циклов занятий в среднем возрасте стало итоговое занятие «Путешествие в волшебный лес», задачей которого было закрепить с детьми понятия об основных эмоциях, совершенствовать умение детей передавать эмоциональное состояние музыкального образа с помощью выразительных средств (мимики, пантомимы).

В старшем возрасте я ставила задачи:

познакомить с возможностями музыки в передаче внутреннего эмоционального мира человека и окружающей жизни;

побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в различных видах музыкальной деятельности, формировать умение выражать эмоции, возникающих при слушании музыки;

формировать умение аргументировать свои суждения, используя музыкальную терминологию.

Занятия с детьми старшего возраста ориентированы на развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке, художественному слову. Кроме того, они дают детям возможность проявить усвоенные знания о средствах эмоциональной выразительности в процессе участия в различных видах музыкальной деятельности. Важной составляющей эмоционального развития детей этого возраста является театральная деятельность, а самым эффективным видом деятельности в развитии театральных способностей детей являются игры-драматизации, такие, как «Кот Васька», «Ёжик и мышки», «Теремок». Эффективность эмоционального развития детей в процессе драматизации обеспечивается только с помощью синтеза пения, движения и театральной деятельности. Поэтому на своих занятиях использую пантомимические этюды, которые помогают детям выразить эмоциональные состояния героев, их образы («Как у наших у ворот», «Зазнайка»). В работе с детьми над мимикой лица использую пиктограммы. Дети выбирают карточку с изображением соответствующим настроению и образу героя и пытаются передать его. Развить пантомимические навыки детям помогают различные игры и упражнения : «Горе», «Радость», «Обида» и т. п. В игре «Музыкальная книжка» предлагаю рассмотреть ситуации, изображенные на картинках, и передать их в движении, эмоциях под музыку. Для развития мимики я использую упражнения: «Цветы», «Пробуем конфетки», «Ароматный чай», «Яблоки». Накопив определённый опыт актёрских навыков, перехожу к игре-спектаклю («Полянка», «Муха-Цокотуха»). Оформление обычной сюжетной музыкальной игры в игру-спектакль подводит детей к виду исполнительской деятельности от игры «для себя» к игре «для других». Это способствует росту творческой активности, эмоциональному переживанию музыкально-игрового образа. Гармоничное сочетание театрального искусства, музыки, движения вместе с развитием детского творчества, положительно влияет на эмоциональное развитие детей. В этом возрасте НОД — направлена на формирование опыта коллективной деятельности, умение быть коммуникативным, объединяться с другими детьми, проявлять к ним своё дружелюбие. В этом помогает квест-игра. Например, мы вместе совершаем путешествия в Сказочный лес, где живут забавные человечки Гномы. Они учат ребят приветствовать друг друга — наклоном головы, рукопожатием или дружескими обнимашками. Или путешествуем на корабле в поисках клада, найти его помогает дружба. Совершаем полет на космической ракете. И здесь тоже от дошкольников требуется чувство товарищества, опыт взаимопомощи, когда ребятам понятен девиз «Один за всех и все за одного». Перед началом каждого путешествия применяется игровой тренинг на сплочение команды, воспитание дружелюбного отношения к сверстникам. Например, игра «Ковер самолет», когда большому количеству воспитанников необходимо разместиться на небольшом коврике. Главное условие — на маленьком коврике должны поместиться все дети, если кто-то останется за пределами ковра — он упадёт. Ребята стараются — обнимаются и тесно прижимаются — друг к другу, чтобы все были вместе и никто не остался один. Таким образом, в результате организуемой НОД воспитанники расширяют возможности представления эмоциональных состояний, лучше начинают понимать друг друга, находят позитивные пути общения, солидарны сопереживать и оказать помощь. Они понимают, что окружающие сверстники — это не противники и не конкуренты, а близкие, тесно связанные с ними люди. А самой высокой оценкой деятельности я считаю проявление радостных эмоций, когда мы встречаемся с детьми для проведения развлечений. У ребят в глазах неподдельный восторг, готовность к сотрудничеству, желание быть открытыми для всего радостного и доброго.

Мною разработан перспективный план консультаций по вопросам эмоционального развития дошкольников. Даю рекомендации воспитателям по оформлению дидактических игр, направленных на эмоциональное развитие дошкольников средствами музыки. Оказываю помощь в подборе музыкального материала воспитателям для создания эмоционального фона на их занятиях. Воспитатели проводят в группах предварительную работу, подготавливающую детей к восприятию материала на музыкальных занятиях, так же закрепляют полученные знания и умения в самостоятельной деятельности детей вне занятий.

Укрепление связей с семьями воспитанников происходит не только через привлечение их к участию в организации и проведении праздников, но и через разъяснительную работу о необходимости развития эмоционально-чувственной культуры детей. Поэтому мною проводятся индивидуальные и коллективные консультации, открытые занятия с демонстрацией приёмов воздействия на эмоциональную сферу детей. Для проведения работы по эмоциональному развитию детей в семье, вниманию родителей предлагаю цикл игровых заданий, творческих упражнений. Приобретённые детьми знания о средствах эмоциональной выразительности в музыке, умение воспринимать произведения искусства и выражать свои эмоции в музыкальной деятельности, стали фундаментом для дальнейшего развития эмоционально-чувственной культуры в школе, обогатили внутренний эмоциональный мир каждого ребёнка.

Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. А связующим звеном между миром музыки и миром детства выступает педагог, основной задачей которого является заинтересовать ребенка различными видами музыкальной деятельности, выявить склонности и потребности, чтобы наиболее полно раскрыть все возможности ребенка.

Публикации по теме:

Один из приёмов для формирования благоприятной эмоциональной среды в группе «Волшебный пенёк»Один из приёмов для формирования благоприятной эмоциональной среды в группе «Волшебный пенёк» Прием «Волшебный пенёк» возник стихийно. В школе мы идем по пути анализа, тренинга. Приемов очень много известных для установления благоприятной.

Фотоотчет «Развитие спортивных качеств личности ребенка в летний период на прогулке»Фотоотчет «Развитие спортивных качеств личности ребенка в летний период на прогулке» Лето-пора свершений и открытий! Лето- это радость, длительные прогулки, укрепление сил и здоровья. Вот и мы не теряем времени даром с.

Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет)Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет) Недавно прошла конференция клубов молодых семей. Среди приглашённых была я и несколько семей из моей группы. Обсуждалась очень актуальная.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников эмоциональной отзывчивости к прекрасному»Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников эмоциональной отзывчивости к прекрасному» Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, с удовольствием идущие на контакт и замкнутые,гиперактивные и медлительные.

Роль синтеза искусств и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку в подготовительной группеРоль синтеза искусств и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку в подготовительной группе Презентация на тему: «Роль синтеза искусств и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку». Подготовительная группа. Подготовила воспитатель.

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей.

Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования»Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования» Что касается теоретической основы озвученной тематики,хочу отметить тот известный факт,что развитие музыкальности (музыкальных способностей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоциональной отзывчивости как один из факторов формирования личности ребенка
Опубликовано: 12 октября 2020 в 10:22
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие эмоциональной отзывчивости как один из факторов формирования личности ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Афонченкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД