Светлана Афонченкова
Развитие эмоциональной отзывчивости как один из факторов формирования личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие эмоциональной отзывчивости как один из факторов формирования личности ребенка
Музыкальный руководитель МБДОУ № 8 Афонченкова С. П.
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Чувства господствуют буквально над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. Эмоции, которые испытывает ребёнок, легко прочитать на его лице, в позе, жестах, во всём его поведении. Развитие и воспитание ребёнка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «видеть» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять собственными эмоциями. Музыка, как действенное средство художественно-эстетического воспитания, развивает эмоциональную отзывчивость ребёнка, его культуру чувств, формирует чувственно-эмоциональную способность человека к пониманию системы разноаспектных ценностно-смысловых переживаний. Именно специально организованная музыкальная деятельность, способная структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения движениями, голосовыми реакциями, музыкальными звуками и т. д., должна по праву стать важным аспектом педагогической деятельности. Актуальность мною выбранной темы определяется потребностью нашего общества в эмоционально-чувственном воспитании. Ведь понимание эмоций и чувств является важным аспектом в становлении личности. Работая музыкальным руководителем, я провела диагностику уровня развития эмоциональной отзывчивости детей на музыку, в ходе которой выяснила, что у детей на недостаточном уровне сформированы умения слушать, видеть, чувствовать и сопереживать различным эмоциональным состояниям, переданным в произведениях искусства, что говорит о низком уровне развития эмоциональной отзывчивости детей на музыку.
Публикация «Развитие эмоциональной отзывчивости как один из факторов формирования личности ребенка» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Целью моей деятельности стало развитие эмоционально-чувственной культуры дошкольников через различные виды музыкальной деятельности:
способствовать развитию мышления (осознания эмоционального содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы, языка музыки, жанра и т. д.);
формировать умение понимать и чувствовать эмоциональную окрашенность музыкального образа;
развивать умение творческой интерпретации музыки различными средствами художественной выразительности.
Основным направлением работы была работа с детьми. Мною был составлен перспективный план работы по эмоциональному развитию дошкольников 4 – 7 лет и разработаны конспекты тематических занятий, праздников и развлечений.
В младшем возрасте я решала следующие задачи:
побуждать детей к эмоциональной отзывчивости на произведения искусства;
воспитывать понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними;
способствовать развитию эмоциональной сферы детей через участие в различных видах музыкальной деятельности.
Для решения этих задач был составлен цикл занятий с использованием разнообразных видов музыкальной деятельности, что позволило детям всесторонне познавать красоту окружающего мира. Предлагаемая система занятий позволяет создать условия для самовыражения, способствует формированию представлений о добре и красоте, побуждая детей к эмоциональному реагированию.
Занятия начинаются с музыкального приветствия, чтобы дети могли настроиться на совместную музыкальную деятельность, получить положительный настрой. Я использую такие упражнения-приветствия, как «Ласковое имя», «Передай приветик», «Колокольчик». Обязательным элементом занятия является слушание музыки, в ходе которого дети приобщаются к миру прекрасного. Для усиления эмоционального воздействия музыки, использую прием ознакомления с произведениями живописи соответствующей тематики. Так, при прослушивании музыкального произведения И. С. Баха «Шутка» предлагаю детям рассмотреть картину Ф. Хальса «Смеющиеся мальчики» и сравнить эмоции, выраженные художником и композитором — совпадают ли они. Важным компонентом музыкального занятия является исполнительство. Через пение, движение, игру дети проявляют себя, выражают свои чувства и эмоции, погружаются в мир собственных переживаний. На занятиях так же я использую игры и упражнения, которые не только развивают музыкальные способности детей, но и которые учат детей жить дружно, сплачивают их, помогают чувствовать других, сопереживать. Это такие игры, как «Карусель», «Волшебный мяч», «Это я! Узнай меня!». Итогом проведения цикла занятий является организация досугов и развлечений эмоционально-эстетической направленности. В содержание досугов включаю варежковый театр «Сказка, приходи!», театр би-ба-бо «Колобок», что позволяет закрепить понимание различных эмоциональных состояний, передаваемых музыкой.
В среднем возрасте решаю следующие задачи:
расширять диапазон воспринимаемых детьми эмоциональных состояний, закреплять умение их различать, используя различные выразительные средства;
способствовать развитию у детей способности к восприятию произведений искусства, обогащая словарь детей понятиями, передающими оттенки эмоциональных состояний;
совершенствовать эмоциональную выразительность в процессе вовлечения детей в различные виды музыкальной деятельности.
На этом возрастном этапе я расширяю задачи по эмоциональному развитию, пополняю «эмоциональный словарь». Для того чтобы сформировать у детей умение понимать, сравнивать и анализировать эмоции, отражаемые в искусстве, развивать умение правильно выражать и передавать чувства, на своих занятиях я использую такие наглядные материалы, как «Дерево эмоций», «Волшебные гномики». Дошкольники этого возраста с большим удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры, такие, как «Весёлая прогулка», «Игра в лесу». Действия персонажей подсказываются изобразительным характером пьесы. Дети увлекаются сюжетом и возможностью активно самим играть, с удовольствием ищут средства для передачи образов. Большую выдумку и фантазию дети проявляют в этюдах-драматизациях, которые способствуют развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений и сценок, используя мимику и пантомиму («Считалка», «Катилось яблочко», «Лиса, петух и кот», и др.) Для закрепления понятий, полученных на занятиях, использую такие дидактические игры, как «Музыкальный календарь», «Музыкальная шкатулка», «Музыкально-цветовой светофор» и др. Для лучшего понимания смысла мира эмоций провожу игровые занятия детьми: «В мире эмоций», «Путешествие мышонка». При организации коллективных игр, в ходе которых создается атмосфера положительных эмоциональных переживаний, дошкольники консолидируют накопленные знания. Формируются ситуации, когда каждому малышу нужно проявить доброту, жалость и милосердие к главному герою. Например, оказавшись в волшебной стране, где все предметы оживают и разговаривают, воспитанники знакомятся с ее обитателем — разноцветной радугой, которая может смеяться, плакать и сердиться так же, как ребёнок. Радуга очень любит солнышко, но когда оно прячется за тучку, у него портиться настроение. Чтобы радуга не огорчалась ребятам нужно придумать добрые, ласковые слова и нежно прикасаться к ней, поглаживая. Конечно, не всем удается с первого раза проявить отзывчивость, показать свои добрые чувства, но, наблюдая за сверстниками, закомплексованные, малоактивные и застенчивые в проявлении эмоций воспитанники, стараются повторять слова и движения. И это тоже положительное достижение. Итогом проведения циклов занятий в среднем возрасте стало итоговое занятие «Путешествие в волшебный лес», задачей которого было закрепить с детьми понятия об основных эмоциях, совершенствовать умение детей передавать эмоциональное состояние музыкального образа с помощью выразительных средств (мимики, пантомимы).
В старшем возрасте я ставила задачи:
познакомить с возможностями музыки в передаче внутреннего эмоционального мира человека и окружающей жизни;
побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в различных видах музыкальной деятельности, формировать умение выражать эмоции, возникающих при слушании музыки;
формировать умение аргументировать свои суждения, используя музыкальную терминологию.
Занятия с детьми старшего возраста ориентированы на развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке, художественному слову. Кроме того, они дают детям возможность проявить усвоенные знания о средствах эмоциональной выразительности в процессе участия в различных видах музыкальной деятельности. Важной составляющей эмоционального развития детей этого возраста является театральная деятельность, а самым эффективным видом деятельности в развитии театральных способностей детей являются игры-драматизации, такие, как «Кот Васька», «Ёжик и мышки», «Теремок». Эффективность эмоционального развития детей в процессе драматизации обеспечивается только с помощью синтеза пения, движения и театральной деятельности. Поэтому на своих занятиях использую пантомимические этюды, которые помогают детям выразить эмоциональные состояния героев, их образы («Как у наших у ворот», «Зазнайка»). В работе с детьми над мимикой лица использую пиктограммы. Дети выбирают карточку с изображением соответствующим настроению и образу героя и пытаются передать его. Развить пантомимические навыки детям помогают различные игры и упражнения : «Горе», «Радость», «Обида» и т. п. В игре «Музыкальная книжка» предлагаю рассмотреть ситуации, изображенные на картинках, и передать их в движении, эмоциях под музыку. Для развития мимики я использую упражнения: «Цветы», «Пробуем конфетки», «Ароматный чай», «Яблоки». Накопив определённый опыт актёрских навыков, перехожу к игре-спектаклю («Полянка», «Муха-Цокотуха»). Оформление обычной сюжетной музыкальной игры в игру-спектакль подводит детей к виду исполнительской деятельности от игры «для себя» к игре «для других». Это способствует росту творческой активности, эмоциональному переживанию музыкально-игрового образа. Гармоничное сочетание театрального искусства, музыки, движения вместе с развитием детского творчества, положительно влияет на эмоциональное развитие детей. В этом возрасте НОД — направлена на формирование опыта коллективной деятельности, умение быть коммуникативным, объединяться с другими детьми, проявлять к ним своё дружелюбие. В этом помогает квест-игра. Например, мы вместе совершаем путешествия в Сказочный лес, где живут забавные человечки Гномы. Они учат ребят приветствовать друг друга — наклоном головы, рукопожатием или дружескими обнимашками. Или путешествуем на корабле в поисках клада, найти его помогает дружба. Совершаем полет на космической ракете. И здесь тоже от дошкольников требуется чувство товарищества, опыт взаимопомощи, когда ребятам понятен девиз «Один за всех и все за одного». Перед началом каждого путешествия применяется игровой тренинг на сплочение команды, воспитание дружелюбного отношения к сверстникам. Например, игра «Ковер самолет», когда большому количеству воспитанников необходимо разместиться на небольшом коврике. Главное условие — на маленьком коврике должны поместиться все дети, если кто-то останется за пределами ковра — он упадёт. Ребята стараются — обнимаются и тесно прижимаются — друг к другу, чтобы все были вместе и никто не остался один. Таким образом, в результате организуемой НОД воспитанники расширяют возможности представления эмоциональных состояний, лучше начинают понимать друг друга, находят позитивные пути общения, солидарны сопереживать и оказать помощь. Они понимают, что окружающие сверстники — это не противники и не конкуренты, а близкие, тесно связанные с ними люди. А самой высокой оценкой деятельности я считаю проявление радостных эмоций, когда мы встречаемся с детьми для проведения развлечений. У ребят в глазах неподдельный восторг, готовность к сотрудничеству, желание быть открытыми для всего радостного и доброго.
Мною разработан перспективный план консультаций по вопросам эмоционального развития дошкольников. Даю рекомендации воспитателям по оформлению дидактических игр, направленных на эмоциональное развитие дошкольников средствами музыки. Оказываю помощь в подборе музыкального материала воспитателям для создания эмоционального фона на их занятиях. Воспитатели проводят в группах предварительную работу, подготавливающую детей к восприятию материала на музыкальных занятиях, так же закрепляют полученные знания и умения в самостоятельной деятельности детей вне занятий.
Укрепление связей с семьями воспитанников происходит не только через привлечение их к участию в организации и проведении праздников, но и через разъяснительную работу о необходимости развития эмоционально-чувственной культуры детей. Поэтому мною проводятся индивидуальные и коллективные консультации, открытые занятия с демонстрацией приёмов воздействия на эмоциональную сферу детей. Для проведения работы по эмоциональному развитию детей в семье, вниманию родителей предлагаю цикл игровых заданий, творческих упражнений. Приобретённые детьми знания о средствах эмоциональной выразительности в музыке, умение воспринимать произведения искусства и выражать свои эмоции в музыкальной деятельности, стали фундаментом для дальнейшего развития эмоционально-чувственной культуры в школе, обогатили внутренний эмоциональный мир каждого ребёнка.
Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. А связующим звеном между миром музыки и миром детства выступает педагог, основной задачей которого является заинтересовать ребенка различными видами музыкальной деятельности, выявить склонности и потребности, чтобы наиболее полно раскрыть все возможности ребенка.