Папки-передвижки

Развитие эмоциональной и коммуникативной компетентностей дошкольников с ОВЗ посредством культурных практик

Ирина Александровна Логинова
Развитие эмоциональной и коммуникативной компетентностей дошкольников с ОВЗ посредством культурных практик
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие эмоциональной и коммуникативной компетентностей дошкольников с ОВЗ через культурные практики.

Эмоционально-чувственный опыт, который получает ребенок

Эмоционально-чувственный опыт включает пережитые, переживаемые и рефлексируемые эмоции и чувства; эмоциональное отношение и эмоциональное взаимодействие с другими людьми; представления об эмоциях; выражение эмоций и познание чужих эмоций; навыки управления эмоциями.

Публикация «Развитие эмоциональной и коммуникативной компетентностей дошкольников с ОВЗ посредством культурных практик» размещена в разделах

О необходимости вовлечения эмоциональной сферы говорит Б. М. Бим-Бад, отмечая всеопределяющую роль чувств в образовании, обусловливающую познание добра и рождение правильной мысли.

Культурные события, в которые включается ребенок

Культурное событие – явление, факт культурной деятельности человека. Примеры видов культурных событий в дошкольном образовании: выставка, праздник, спектакль, просмотр мультипликационного фильма, презентация книги, спортивное соревнование, творческая встреча, конкурс, ярмарка, фестиваль, акция, социальный проект, викторина, экскурсия.

В примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Золотой ключик» событие выступает средством обучения и воспитания дошкольников, что обусловлено его ярким, эмоциональным, привлекательным характером и совместным с другими детьми и взрослыми проживанием.

По мнению В. И. Волковой, организация культурных событий преобразует традиционную мероприятийную деятельность дошкольной образовательной организации с воздействующим характером процесса в систему социального взаимодействия детей и взрослых и совместного проектирования.

Вслед за Л. А. Виноградовой, Т. М. Ниловой, Н. Г. Шейко выделим признаки культурного события: однократность; вариативность; субъектность; неформальность; рефлексивность; развивающий характер. Мы придерживаемся технологии организации культурного события, предложенной авторами:

• подготовительный: определение тематики образовательного события (исследование социальной ситуации в группе, выявление значимых для развития дошкольников факторов окружающей среды);

• проектировочный: определение целей и задач события, планирование этапов подготовки, разработка сценария;

• ресурсный: подбор и обеспечение необходимых ресурсов для проведения культурного события (кадрового, информационного, дидактического, материально-технического и др.);

• практический: собственно организация культурного события;

• рефлексивный: оценка культурного события (анализ, определение эффективности педагогического воздействия).

зафиксированным в знаниях, принципах, нормах поведения, традициях, обычаях, коммуникативных умениях. Культурный опыт наследуется последующим поколением, это обеспечивает развитие общества и социализацию личности. Этапами формирования культурного опыта автор определяет: погружение в образовательную среду, в ходе которого происходит актуализация знаний, осознание и осмысление информации с учетом собственного культурного опыта, их ценностных ориентаций; расширение культурного опыта за счет включения в деятельность и рефлексию.

Культурные умения, которые осваивает ребенок

Культурные умения включают готовность и способность индивида в различных ситуациях своей жизни действовать на основе культурных норм.

Культурные умения выражают направленность, мотивацию, содержание действий и поступков; определяют своеобразие его действий (индивидуальные особенности); принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок; принятие общезначимых культурных образцов деятельности и поведения.

Н. В. Бутенко, Н. В. Черушева выделяют умственные и практические культурные умения, являющиеся показателем его общего, интеллектуального, культурного и эстетического развития.

Как показывает опыт, культурные практики являются интеграционным педагогическим явлением, обеспечивающим развитие ребенка в различных образовательных областях. При этом каждая образовательная область может определять особенность содержания конкретной культурной практики.

Так, в рамках социально-коммуникативного развития разрабатываются и реализуются культурные практики:

• презентации и публичного выступления: «Реклама детского сада» (проектирование и организация экскурсии по детскому саду, определение «удивительных мест» и их представление, рассказ о работниках детского сада, рассказ о группах детей, «Я хочу с вами поделиться» (подготовка и собственно выступление ребенка на важные для детей темы);

• безопасного поведения и правовой культуры: «Прогулка до детского сада» (разработка пешеходного маршрута до детского сада с выявлением «опасных» мест, «Сочиняем правила игры» (создание правил для новых и известных игр, «Я имею право» (содержание практики строится на основе Конвенции о правах ребенка);

• этикета: «Здравствуйте, я ваша тетя» (присвоение правил этикета приветствия, знакомство с правилами этикета приветствия в разных странах, у различных субкультур, «Приглашаем к столу» (освоение застольного этикета, знакомство с правилами застольного этикета в разных странах).

В рамках познавательного развития разрабатываются и реализуются культурные практики:

• измерений: «Семь раз отмерь» (знакомство с различными мерами длины и историей их появления; измерение предметов с помощью различных мер); «Термометр и его друзья» (знакомство с различными измерительными приборами, проведение наблюдений с помощью доступных измерительных приборов);

• экологического образа жизни: «Сортировка мусора» (освоение принципов сортировки мусора и применение их в быту, «Прогулка по экологической тропе» (подготовка и проведение экскурсии для взрослых и детей по экологической тропе детского сада);

• знакомства с малой родиной: «Удивительные промыслы моего края» (поиск необычных промыслов прошлого и настоящего жителей региона и их представление); «Я горжусь» (представление ребенком «повода» для гордости родным краем: природные и культурные богатства, герои, удивительные люди).

В рамках художественно-эстетического развития разрабатываются и реализуются культурные практики:

• коллекционирования (как пропедевтика музейной деятельности детей): «Секретики» («тайное» и «открытое» коллекционирование ребенком мелких природных и рукотворных объектов, бросовых материалов, старых открыток, фантиков, лоскутков, «Что рассказывают о родном городе старые фотографии (архитектура)» (коллекционирование открыток, фотографий с архитектурными достопримечательностями родного города);

• перевоплощения: «Карнавальный макияж» (создание карнавальных образов в эскизах и макияж (для съемок, для танца, для чтения стихотворения и т. п., «Театральный макияж» (создание образов на основе содержания детской пьесы, детской оперы и т. п.);

• дизайна: «Новогодние каникулы» (создание сувениров, открыток, игрушек в качестве новогодних подарков); «Игрушка своими руками» (изготовление игрушек в разнообразных технологиях по выбору детей (оригами, вязание или шитье амигуруми и т. п.).

В рамках физического развития разрабатываются и реализуются культурные практики:

• здорового образа жизни: «Если хочешь быть здоров» (создание тематических блоков правил здорового образа жизни и их представление (питание, одежда, двигательная активность и т. д., «Гимнастика для вас» (создание и представление ребенком комплекса упражнений);

• спорта: «Этот удивительный спорт» (знакомство с видами спорта, представление понравившегося вида спорта, «Я – олимпионик» (знакомство с олимпийским движением, представление видов спорта и чемпионов);

• подвижной игры: «Во что играли бабушки и дедушки» (знакомство с подвижными играми бабушек и дедушек, их представление в группе, «О-па, о-па, Америка, Европа» (знакомство с подвижными играми разных стран, их представление в группе).

В рамках речевого развития разрабатываются и реализуются культурные практики:

• сочинительства: «Жили-были» (сочинение сказок на фольклорный манер, «Я поэт, зовусь я Цветик» (сочинение стихотворений о себе и о том, кто/что окружает ребенка);

• чтения художественной литературы: «Детям о детях» (чтение художественных произведений, героями которых являются дети; развитие умение посмотреть на себя со стороны; создание образа ребенка); «Познакомьтесь с писателем»

• (представление своего любимого писателя, рассказ о его творчестве, демонстрация книг, чтение наизусть);

• книгоиздательства: «Книжка для малыша» (создание книг для детей раннего возраста (бестекстовых, «И художник, и писатель» – издание книги с собственными произведениями и иллюстрациями.

В качестве примера раскроем содержание культурной практики сочинительства «Я поэт, зовусь я Цветик» (5–7 лет, разработанной по описанной выше структуре.

Данная культурная практика способствует развитию речевого творчества дошкольников и предполагает освоение такого стихотворного жанра, как лимерик. Использование лимерика обусловлено доступностью имеющихся образцов пониманию дошкольниками, небольшим объемом и понятной традиционной структурой, обеспечивающей осмысление ребенком грамматического строя речи и развитие логики.

Эмоционально-чувственный опыт, который получают дети: развитие чувства юмора, любви и интереса к родному языку, творческое вдохновение, доброжелательность, удивление, удовольствие.

Культурные события, в которые включается ребенок: чтение (индивидуальное, парное, групповое, коллективное слушание, коллективный просмотр, создание иллюстраций

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Дидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностьюДидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностью Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с оригиналом, но и передать характер и состояние.

Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций».Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций». 2 слайд: Цели и задачи : - продолжать знакомство детей с основными эмоциями (радость, грусть, удивление, злость) и их выражением в мимике.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапииРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапии Самая актуальная и значимая задача на сегодняшний день для педагогов это научить воспитанников осознавать свои внутренние состояния, уметь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоциональной и коммуникативной компетентностей дошкольников с ОВЗ посредством культурных практик
Опубликовано: 25 ноября 2022 в 15:42
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие эмоциональной и коммуникативной компетентностей дошкольников с ОВЗ посредством культурных практик» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Александровна Логинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД