Ирина Александровна Логинова
Развитие эмоциональной и коммуникативной компетентностей дошкольников с ОВЗ посредством культурных практик
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие эмоциональной и коммуникативной компетентностей дошкольников с ОВЗ через культурные практики.
Эмоционально-чувственный опыт, который получает ребенок
Эмоционально-чувственный опыт включает пережитые, переживаемые и рефлексируемые эмоции и чувства; эмоциональное отношение и эмоциональное взаимодействие с другими людьми; представления об эмоциях; выражение эмоций и познание чужих эмоций; навыки управления эмоциями.
Публикация «Развитие эмоциональной и коммуникативной компетентностей дошкольников с ОВЗ посредством культурных практик» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
О необходимости вовлечения эмоциональной сферы говорит Б. М. Бим-Бад, отмечая всеопределяющую роль чувств в образовании, обусловливающую познание добра и рождение правильной мысли.
Культурные события, в которые включается ребенок
Культурное событие – явление, факт культурной деятельности человека. Примеры видов культурных событий в дошкольном образовании: выставка, праздник, спектакль, просмотр мультипликационного фильма, презентация книги, спортивное соревнование, творческая встреча, конкурс, ярмарка, фестиваль, акция, социальный проект, викторина, экскурсия.
В примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Золотой ключик» событие выступает средством обучения и воспитания дошкольников, что обусловлено его ярким, эмоциональным, привлекательным характером и совместным с другими детьми и взрослыми проживанием.
По мнению В. И. Волковой, организация культурных событий преобразует традиционную мероприятийную деятельность дошкольной образовательной организации с воздействующим характером процесса в систему социального взаимодействия детей и взрослых и совместного проектирования.
Вслед за Л. А. Виноградовой, Т. М. Ниловой, Н. Г. Шейко выделим признаки культурного события: однократность; вариативность; субъектность; неформальность; рефлексивность; развивающий характер. Мы придерживаемся технологии организации культурного события, предложенной авторами:
• подготовительный: определение тематики образовательного события (исследование социальной ситуации в группе, выявление значимых для развития дошкольников факторов окружающей среды);
• проектировочный: определение целей и задач события, планирование этапов подготовки, разработка сценария;
• ресурсный: подбор и обеспечение необходимых ресурсов для проведения культурного события (кадрового, информационного, дидактического, материально-технического и др.);
• практический: собственно организация культурного события;
• рефлексивный: оценка культурного события (анализ, определение эффективности педагогического воздействия).
зафиксированным в знаниях, принципах, нормах поведения, традициях, обычаях, коммуникативных умениях. Культурный опыт наследуется последующим поколением, это обеспечивает развитие общества и социализацию личности. Этапами формирования культурного опыта автор определяет: погружение в образовательную среду, в ходе которого происходит актуализация знаний, осознание и осмысление информации с учетом собственного культурного опыта, их ценностных ориентаций; расширение культурного опыта за счет включения в деятельность и рефлексию.
Культурные умения, которые осваивает ребенок
Культурные умения включают готовность и способность индивида в различных ситуациях своей жизни действовать на основе культурных норм.
Культурные умения выражают направленность, мотивацию, содержание действий и поступков; определяют своеобразие его действий (индивидуальные особенности); принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок; принятие общезначимых культурных образцов деятельности и поведения.
Н. В. Бутенко, Н. В. Черушева выделяют умственные и практические культурные умения, являющиеся показателем его общего, интеллектуального, культурного и эстетического развития.
Как показывает опыт, культурные практики являются интеграционным педагогическим явлением, обеспечивающим развитие ребенка в различных образовательных областях. При этом каждая образовательная область может определять особенность содержания конкретной культурной практики.
Так, в рамках социально-коммуникативного развития разрабатываются и реализуются культурные практики:
• презентации и публичного выступления: «Реклама детского сада» (проектирование и организация экскурсии по детскому саду, определение «удивительных мест» и их представление, рассказ о работниках детского сада, рассказ о группах детей, «Я хочу с вами поделиться» (подготовка и собственно выступление ребенка на важные для детей темы);
• безопасного поведения и правовой культуры: «Прогулка до детского сада» (разработка пешеходного маршрута до детского сада с выявлением «опасных» мест, «Сочиняем правила игры» (создание правил для новых и известных игр, «Я имею право» (содержание практики строится на основе Конвенции о правах ребенка);
• этикета: «Здравствуйте, я ваша тетя» (присвоение правил этикета приветствия, знакомство с правилами этикета приветствия в разных странах, у различных субкультур, «Приглашаем к столу» (освоение застольного этикета, знакомство с правилами застольного этикета в разных странах).
В рамках познавательного развития разрабатываются и реализуются культурные практики:
• измерений: «Семь раз отмерь» (знакомство с различными мерами длины и историей их появления; измерение предметов с помощью различных мер); «Термометр и его друзья» (знакомство с различными измерительными приборами, проведение наблюдений с помощью доступных измерительных приборов);
• экологического образа жизни: «Сортировка мусора» (освоение принципов сортировки мусора и применение их в быту, «Прогулка по экологической тропе» (подготовка и проведение экскурсии для взрослых и детей по экологической тропе детского сада);
• знакомства с малой родиной: «Удивительные промыслы моего края» (поиск необычных промыслов прошлого и настоящего жителей региона и их представление); «Я горжусь» (представление ребенком «повода» для гордости родным краем: природные и культурные богатства, герои, удивительные люди).
В рамках художественно-эстетического развития разрабатываются и реализуются культурные практики:
• коллекционирования (как пропедевтика музейной деятельности детей): «Секретики» («тайное» и «открытое» коллекционирование ребенком мелких природных и рукотворных объектов, бросовых материалов, старых открыток, фантиков, лоскутков, «Что рассказывают о родном городе старые фотографии (архитектура)» (коллекционирование открыток, фотографий с архитектурными достопримечательностями родного города);
• перевоплощения: «Карнавальный макияж» (создание карнавальных образов в эскизах и макияж (для съемок, для танца, для чтения стихотворения и т. п., «Театральный макияж» (создание образов на основе содержания детской пьесы, детской оперы и т. п.);
• дизайна: «Новогодние каникулы» (создание сувениров, открыток, игрушек в качестве новогодних подарков); «Игрушка своими руками» (изготовление игрушек в разнообразных технологиях по выбору детей (оригами, вязание или шитье амигуруми и т. п.).
В рамках физического развития разрабатываются и реализуются культурные практики:
• здорового образа жизни: «Если хочешь быть здоров» (создание тематических блоков правил здорового образа жизни и их представление (питание, одежда, двигательная активность и т. д., «Гимнастика для вас» (создание и представление ребенком комплекса упражнений);
• спорта: «Этот удивительный спорт» (знакомство с видами спорта, представление понравившегося вида спорта, «Я – олимпионик» (знакомство с олимпийским движением, представление видов спорта и чемпионов);
• подвижной игры: «Во что играли бабушки и дедушки» (знакомство с подвижными играми бабушек и дедушек, их представление в группе, «О-па, о-па, Америка, Европа» (знакомство с подвижными играми разных стран, их представление в группе).
В рамках речевого развития разрабатываются и реализуются культурные практики:
• сочинительства: «Жили-были» (сочинение сказок на фольклорный манер, «Я поэт, зовусь я Цветик» (сочинение стихотворений о себе и о том, кто/что окружает ребенка);
• чтения художественной литературы: «Детям о детях» (чтение художественных произведений, героями которых являются дети; развитие умение посмотреть на себя со стороны; создание образа ребенка); «Познакомьтесь с писателем»
• (представление своего любимого писателя, рассказ о его творчестве, демонстрация книг, чтение наизусть);
• книгоиздательства: «Книжка для малыша» (создание книг для детей раннего возраста (бестекстовых, «И художник, и писатель» – издание книги с собственными произведениями и иллюстрациями.
В качестве примера раскроем содержание культурной практики сочинительства «Я поэт, зовусь я Цветик» (5–7 лет, разработанной по описанной выше структуре.
Данная культурная практика способствует развитию речевого творчества дошкольников и предполагает освоение такого стихотворного жанра, как лимерик. Использование лимерика обусловлено доступностью имеющихся образцов пониманию дошкольниками, небольшим объемом и понятной традиционной структурой, обеспечивающей осмысление ребенком грамматического строя речи и развитие логики.
Эмоционально-чувственный опыт, который получают дети: развитие чувства юмора, любви и интереса к родному языку, творческое вдохновение, доброжелательность, удивление, удовольствие.
Культурные события, в которые включается ребенок: чтение (индивидуальное, парное, групповое, коллективное слушание, коллективный просмотр, создание иллюстраций