Харченко Наталия Николаевна
Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников
▼ Скачать
Игровая деятельность предоставляет детям значительные возможности для саморазвития, самопознания, творческого самовыражения, формирования саморегуляции, навыков планирования, самоконтроля и самооценки, развивает важнейшие социально-коммуникативные навыки и умения, способность к эмпатии.
Опыт практической работы показывает, что наиболее эффективными методами с дошкольниками, в соответствии с ведущей деятельностью и особенностями возраста, является арттерапия (в частности, изотерапия, музыкотерапия, пескотерапия, кинезеологические упражнения, логоритмика и психогимнастика.
Публикация «Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Изотерапия является одним из направлений арттерапии, в основу которой положены различные методы изобразительного искусства. С помощью изобразительной деятельности дети могут выразить свои эмоции и чувства безопасным для себя и окружающих способом. Коррекционно-развивающие возможности для самовыражения и самореализации, а также способствует развитию творческих способностей, речевой и познавательной активности.
Все это определяет мощный психотерапевтический потенциал рисования.
Среди упражнений изотерапии особо отметим следующие:
• предметно-тематическое рисование и выполнение коллажей на заданную тему(«Добрый рисунок», «Хорошее настроение», «Семья», «Дружба» и т. п.);
• техника каракулей (развивает внимательность и повышает самооценку у ребенка);
• монотипия и кляксография (развивают воображение, фантазию и творческие способности;
• ниткография (способствует развитию творческого воображения, зрительного восприятия, мелкой моторики);
• поролоновые рисунки, рисование мелками, свечой;
• техника «Овощных печатей»;
• рисование линий, соответствующих определенному настроению (грустные, веселые, печальные, сердитые и т. д.);
• рисование своего имени;
• рисование под музыку.
Музыкальная терапия – метод психокоррекции, основанный на гармонизирующем воздействии музыки (звуков) на психическое и физическое состояние человека. Посредством данного метода возможно решение ряда задач: развитие коммуникативных и творческих возможностей, преодоление психологических защит, повышение социальной активности, повышение уровня самооценки на основе самоактуализации.
Сказкотерапия – метод, который дает возможность ребенку адаптироваться к действительности через: создание связи между сказочными событиями и реальной действительностью; веру в добро; ощущение эмоционального удовольствия, благодаря знакомству с удивительным миром и положительными героями. В целом, сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти».
Работа с кинетическим песком – это уникальный материал, творческая работа с которым требует снятию напряжения, развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Волшебная структура песка настолько приятна наощупь и невероятна по эффектам, что одинаково завораживает как детей, так и взрослых.
Кинезиологические упражнения – предназначены для улучшения психоэмоционального состояния и повышения обучаемости детей. Они основаны на нейрофизиологических закономерностях и на связи мышечного движения с психикой. Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Под влиянием кинезиологических тренировок
в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность, нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.
Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала, сопровождающиеся музыкой. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной и других систем, а также воспитание эмоционально-волевых качеств личности.
В результате логоритмических занятий развивается фонематическое восприятие, слуховое внимание и двигательная память, творческое воображение, вырабатывается четкость координированных движений во взаимосвязи с речью, расширяется словарный запас.
Таким образом, вышеперечисленные упражнения дают возможность детям более успешно справиться со своими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у них нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию, способствуют развитию познавательной сферы.