Елена Романова
Развитие эмоционально-образного восприятия окружающей действительности средствами цветоведения
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие эмоционально-образного восприятия окружающей действительности средствами цветоведения
Кардинальные изменения, происходящие в настоящее время в системе дошкольного образования, выдвигают ряд новых требований, среди которых главным является развитие способностей, в том числе творческих.
Публикация «Развитие эмоционально-образного восприятия окружающей действительности средствами цветоведения» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Цвета и оттенки, смешивание красок, цветоведение
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
В этом плане особую актуальность предоставляет проблема развития творческих способностей в период дошкольного детства, которое является, как пишет психолог Л. Ф. Обухова, периодом усиленного развития ребенка, и что этот период приходится на становление образного, образно-логического мышления что, в конечном счете, невозможно без развития изобразительных навыков.
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Одним из наиболее доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
«Изобразительная практика обогащает восприятие цвета, превращает его в мощное художественное средство познание мира. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку открыть для себя законы цвета, получить радость от этого открытия и осознать свои возможности в воплощении своего видения» (Т. С. Комарова).
Ребенок, осваивая окружающий мир, культуру общества, в том числе и цветовую культуру, имеет возможность научиться видеть мир во всем многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то с чем он действует. Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, смешение красок для получения нового цвета – все это процессы, в которых много приятных ощущений.
Развивать восприятие цвета можно с помощью наблюдений красоты цветовых отношений в природе, окружая себя произведениями живописи, народного и декоративно – прикладного искусства, предметов быта спроектированными дизайнерами.
На основе формирования чувства цвета и использовании его в изобразительной деятельности дошкольники знакомятся с цветовыми эталонами их свойствами и особенностями цвета.
В данной работе педагог предлагает несколько занятий по цветоведению с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Цель разработки занятий – познакомить с основными аспектами изучения дошкольниками цветоведения, и закрепить полученные знания, используя их в изобразительной деятельности дошкольников.
Задачи работы по развитию цветовосприятия :
• знакомство детей с цветовыми эталонами;
• ознакомление детей со свойствами и особенностями цвета;
• знакомство детей со средствами художественной выразительности
• (контрастом, насыщенностью и т. д.);
• знакомство с классификацией цветов и оттенков;
• воспитание эстетического, эмоционально окрашенного восприятия цвета;
• развитие и гармонизация личности ребенка;
• формирование умения видеть прекрасное в окружающем мире;
Для реализации поставленных задач нужна хорошо спланированная деятельность педагога, воспитателя и родителей, создание методического и развивающего материала (консультации для родителей, дидактические игры) для практического развития творческого потенциала ребенка.
На занятиях, педагог применяет знакомые детям сказки, описательные рассказы, дидактические игры по цветоведению, и даже нетрадиционные техники рисования. Все данные приемы оживляют, разнообразят занятия и помогают усвоить и закрепить материал по цветоведению.
Большую часть методического материала можно найти в личном блоге, перейдя по данной ссылке: https://www.maam.ru/users/ ElenaRoman2014.
На основе изучения цветоведения дети учатся выражать свое отношение к создаваемому образу через цвет, а именно:
• Дети знакомятся с цветовыми эталонами;
• Используют свойства и особенности цвета;
• Познают средства художественной выразительности (контрастом, насыщенностью и т. д.);
• Учатся классифицировать цвета и их оттенки;
• Приобретают эстетическое, эмоционально окрашенное восприятие цвета;
• Происходит гармоничное развитие личности ребенка;
• Формируется умение видеть прекрасное в окружающем природном мире;
Таким образом, при системном и последовательном изучении цветовых гармоний, основываясь на педагогических принципах обучения от простого к сложному, возможно добиться отличных результатов, прививая детям художественный вкус и цветовую культуру.