Темнорусова Ольга Анатольевна
Развитие экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры
▼ Скачать +Заказ
Проект
«Развитие экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры»
2023
Содержание
1. Введение
2. Актуальность
3. Цели, задачи, гипотеза
4. Основные направления реализации проекта
5. Диагностика
6. Анкетирование и рекомендации для родителей
Публикация «Развитие экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2023
7. Заключение
8. Список литературы.
Паспорт проекта
Наименование проекта Развитие экономического воспитания тетей старшего дошкольного возрастам через дидактические игры.
Участники
Проекта
Педагоги, дети, родители
Цель задачи и гипотеза проекта Цель проекта:
Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Задачи проекта:
-формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, цена товар, заработная плата);
- знакомить детей с профессиями, связанными с экономикой;
- учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;
- дать представление о денежных знаках (монета, купюра)
Гипотеза проекта : если в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы по экономическому воспитанию дошкольников использовать системы дидактических игр как одного из средств экономического воспитания, то произойдут существенные положительные изменения в показателях экономической воспитанности у дошкольников
Сроки и этапы реализации проекта Проект среднесрочный на три зимних месяца (декабрь – февраль)
Этапы проекта:
1. Подготовительный.
2. Основной.
3. Заключительный.
Подготовительный этап.
- выдвижение гипотезы;
- определение цели и задач проекта;
- изучение необходимой литературы;
-подбор экономических дидактических игр
- разработка тематического плана для реализации проекта;
- включение родителей в воспитательный процесс;
- анализ результата проведения дидактических игр с детьми.
2. Основной.
Включение каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения более высокого уровня развития в формировании эмоционально – целостного отношения к экономике.
Заключительный.
Изучение и анализ использования экономических дидактических игр
Подведение итогов.
Презентация проекта.
Исполнители проекта и основных мероприятий
Педагоги, дети, родители
Предполагаемый результат:
• усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;
• получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;
• развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
• применение практических советов в решении конкретных ситуаций;
• развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
Перечень основных мероприятий Разработка системы занятий, дидактических игр
Введение.
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи : сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни! Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.
Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Поэтому цель данной программы – сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта.
Именно в раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни, стремительно растет доля детей, которые начинают принимать финансовые решения в более раннем возрасте (карманные деньги, расходы на мобильный телефон, Интернет и т. д.) , это позволяет охватить обучением всех детей дошкольного возраста, независимо от социального и материального положения, тем самым основы знаний и навыков закладываются у целого поколения.
1. Подготовительный этап.
Цель проекта:
Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Задачи проекта:
-формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, цена товар, заработная плата);
- знакомить детей с профессиями, связанными с экономикой;
- учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;
- дать представление о денежных знаках (монета, купюра)
Гипотеза проекта :
если в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы по экономическому воспитанию дошкольников использовать системы дидактических игр как одного из средств экономического воспитания, то произойдут существенные положительные изменения в показателях экономической воспитанности у дошкольников
2. Основной этап.
Основные направления реализации проекта
Вид деятельности Мероприятие Срок
Формирование экономических представлений. Д/и «Назови монету»
Цель: Расширить представления о деньгах (монета, купюра) Первая неделя декабря
Д/и «Дом, где живут деньги»
Цель: дать представление о банке, его назначении. Формирование экономического мышления воспитанников Вторая - третья неделя декабря
Сюжетно - ролевая игра «Магазин» Игровая ситуация «Путешествие денежки» (как деньги приходят в дом, для чего необходимо получать образование, что значит «хорошая работа», ценность деятельности человека
Настольно – печатная игра «Кто что делает?»
Цель: Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.
Четвертая неделя декабря
Д/и Что и когда лучше продавать?»
Цель. Закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос.
Настольно – печатная игра «Собери вместе»
Цель. Расширить представления детей о товарах; научить группировать их по разным признакам.
Вторая неделя января
Д/и «Хочу и надо» Познавательный маршрут «Банкомат» (показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке) Третья неделя января
Знакомимся с профессией «бухгалтера» «банкира»
Цель: расширять представления о профессиях взрослых, их значении. Познакомить детей с профессией бухгалтера, банкира её необходимости и общественной значимости.
Четвертая неделя января
Беседа : «Бюджет моей семьи»
Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: (заработная плата), формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда. Первая неделя февраля
Д/и «Магазин игрушек»
Цель: дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение определять материал, место производства, цену (стоимость).
Вторая неделя февраля
Д/и «Что сколько стоит».
Цель – познакомить с понятием «цена».
Задачи:
Дать представление о том, что каждая вещь имеет свою стоимость (или цену). Цена зависит от качества товара, производителя, сезона продажи (зимой овощи и фрукты дороже).
Третья неделя февраля
"Занимательная экономика" (итоговое)
Цель: закреплять экономические термины и понятия, упражнять в решении проблемных ситуаций, воспитывать интерес к экономике
Словесная игра «Какое слово лишнее?»
Цель: закреплять знания экономических понятий, развить умение определять «лишнее», выделяя общий признак других.
Четвертая неделя февраля
Основные направления реализации проекта
Основное направление проекта заключается в развитии и формировании экономического воспитания дошкольников через дидактические игры.
В связи с этим была поставлена главная цель :
• Воспитание экономических знаний ;
• Формирование экономического сознания;
• Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в экономическом развитии.
• Развитие познавательной действительности, познавательных процессов и способностей, разнообразных способов умственных действий.
Для реализации задач использовала следующие формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с ребёнком;
- непосредственно образовательная деятельность;
- индивидуальная работа с ребёнком;
- развлечения, досуги.
Дидактические игры, используемые в рамках данного проекта:
- настольно – печатные, словесные игры, игры с предметами, игры с различными игрушками, игры с денежными купюрами. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками.
. Чтобы дети проявили интерес к какой-то игре очень важно обратить внимание на то, как закончить игру. Это может быть чествование победителей, сообщение о новом варианте знакомой игры и т. д.
3. Заключительный этап.
Анализ результативности.
1. Повысился уровень экономических знаний.
2. Дети стали активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории (деньги, цена, товар,заработная плата)
3. Стали осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
4. Получили представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
5. Стали понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
Результаты диагностики детей
Начало проведения
проекта Конечный результат проведения проекта
Результаты анкетирования родителей
Анкетирование родителей показало, что у детей увеличился познавательный интерес к экономике, расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны, стали больше интересоваться, задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность.