Чернова Ирина
Развитие высших форм памяти у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Положение о становлении в детском возрасте высших психических функций является основополагающими в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и его последователей П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии и других. Высшими психическими функциями рассматриваются самоорганизующиеся процессы в деятельности человека: мышление, речь, высшие формы внимания и памяти, воображение, воля. Высшие формы психических функций возникают в результате интериоризации, а, следовательно, они социальные по своему происхождению, опосредованные знаками по своему строению, произвольные по способу своего осуществления.
Публикация «Развитие высших форм памяти у детей» размещена в разделах
Память – один из ведущих психических процессов в детском возрасте. У истоков исследования высших форм памяти стояли Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, утверждающие, что память является доминирующей функцией в дошкольном возрасте. Память последовательно превращается в особую деятельность, демонстрирует в процессе своего развития значимый прирост качественных (смена видов памяти : от непроизвольной к произвольной, от непосредственной к опосредованной, так и количественных (объем, скорость, устойчивость) показателей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) задаёт целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного, связанные с формированием предпосылок учебной деятельности, обеспечением преемственности дошкольного и начального общего образования. Следовательно, развитие высших психических функций, в части, формирования умений сознательно ставить перед собой цель, запомнить, припомнить и привлечь для этого нужные способы и средства являются предпосылкой успешного обучения ребенка в школе. В то же время увеличивается количество дошкольников с ограниченными возможностями памяти, недостаточной или низкой эффективностью запоминания, не принимающих задачу «запомнить», имеющих маленький объем памяти и сниженную прочность запоминания, что во многом обусловлено отсутствием умений пользоваться приемами запоминания.
В научном плане проблема становления высших форм памяти у детей решалась в исследованиях З. М. Истоминой, А. А. Люблинской, В. С. Мухиной, А. А. Смирнова, Г. А. Урунтаевой. Исследователи характеризуют этот возраст как переходный, в рамках которого зарождается память произвольная и опосредованная, что связано с постепенным накоплением и активным использованием средств и приемов запоминания и припоминания информации. Дети демонстрируют попытки образовать мысленные логические связи между запоминаемым материалом, учатся употреблять вспомогательные средства, от использования внешних опор (картинок, пиктограмм, движений и др.) дети 6-7 лет переходят к внутренним вербальным опорам (мыслительным операциям сравнения, обобщения, классификации). В 6-7 лет у детей повышается навык самоконтроля, объем памяти составляет 7-8 единиц (картинок, предметов, слов, звуков).
Вместе с этим в отечественных исследованиях определена ведущая роль социальных отношений, обучения и воспитания в обучении детей использовать универсальные средства, каковым является игра. Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев признают игру как ведущую деятельность, определяющую интересы ребенка, его отношение к действительности, рассматривают ее как средство развития высших форм памяти. Общий мотив, побуждающий играть, конкретизируется в частном игровом мотиве, поэтому для ребенка внутренне необходимой становится и цель вспомнить, что именно он должен сделать. Следовательно, в условиях игры развитие высших форм памяти происходит значительно легче и эффективнее.
Среди многообразия видов игр исследователи А. К. Бондаренко, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, С. Л. Новоселова и другие выделяют игры с правилами, которые имеют готовое содержание в соответствии с задачами развития памяти. Так, дидактические игры обеспечивают тренировку памяти за счет выполнения заданий с речевым и наглядным материалом, подвижные игры за счёт комбинированного запоминания дают возможность правильно воспроизводить различные движения при заученном словесном сопровождении. В творческих играх (сюжетно-ролевые, театрализованные) дети учатся запоминать реплики героев (словесная память, особенности их поведения и повадки (зрительная память, движения (двигательная память, удерживать в памяти очередность выступления. Однако решение таких задач в играх невозможно без реализации системной работы по освоению детьми все более совершенных приемов и средств запоминания, формирование умений сознательно использовать их при совершении игровых действий.
Анализ учебно-методических пособий позволил установить, что в детском саду детей 6-7 лет обучают выполнению мыслительных операций, но способам логической обработки материала как способам запоминания, обучение прослеживается спонтанно и бессистемно, поэтому дошкольники чаще всего пользуются повторением как основным способом запоминания. Считаем, что развитие произвольной опосредованной памяти предусматривает создание содержательной мотивации, предполагает наличие взаимодействия воспитателя с ребенком, сотрудничества детей друг с другом при решении мнемических задач. Недостаточно освещены вопросы, касающиеся условий при которых игра будет средством развития высших форм памяти у детей. Это вступает в противоречие с значением формирования высших форм памяти у детей 6-7 лет, которые обеспечить успешность освоения учебного материала в будущем.