Лучший педагог года

Развитие высших форм памяти у детей

Чернова Ирина
Развитие высших форм памяти у детей
▼ Скачать +Заказ

Развитие высших форм памяти.

Положение о становлении в детском возрасте высших психических функций является основополагающими в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и его последователей П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии и других. Высшими психическими функциями рассматриваются самоорганизующиеся процессы в деятельности человека: мышление, речь, высшие формы внимания и памяти, воображение, воля. Высшие формы психических функций возникают в результате интериоризации, а, следовательно, они социальные по своему происхождению, опосредованные знаками по своему строению, произвольные по способу своего осуществления.

Публикация «Развитие высших форм памяти у детей» размещена в разделах

Память – один из ведущих психических процессов в детском возрасте. У истоков исследования высших форм памяти стояли Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, утверждающие, что память является доминирующей функцией в дошкольном возрасте. Память последовательно превращается в особую деятельность, демонстрирует в процессе своего развития значимый прирост качественных (смена видов памяти : от непроизвольной к произвольной, от непосредственной к опосредованной, так и количественных (объем, скорость, устойчивость) показателей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) задаёт целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного, связанные с формированием предпосылок учебной деятельности, обеспечением преемственности дошкольного и начального общего образования. Следовательно, развитие высших психических функций, в части, формирования умений сознательно ставить перед собой цель, запомнить, припомнить и привлечь для этого нужные способы и средства являются предпосылкой успешного обучения ребенка в школе. В то же время увеличивается количество дошкольников с ограниченными возможностями памяти, недостаточной или низкой эффективностью запоминания, не принимающих задачу «запомнить», имеющих маленький объем памяти и сниженную прочность запоминания, что во многом обусловлено отсутствием умений пользоваться приемами запоминания.

В научном плане проблема становления высших форм памяти у детей решалась в исследованиях З. М. Истоминой, А. А. Люблинской, В. С. Мухиной, А. А. Смирнова, Г. А. Урунтаевой. Исследователи характеризуют этот возраст как переходный, в рамках которого зарождается память произвольная и опосредованная, что связано с постепенным накоплением и активным использованием средств и приемов запоминания и припоминания информации. Дети демонстрируют попытки образовать мысленные логические связи между запоминаемым материалом, учатся употреблять вспомогательные средства, от использования внешних опор (картинок, пиктограмм, движений и др.) дети 6-7 лет переходят к внутренним вербальным опорам (мыслительным операциям сравнения, обобщения, классификации). В 6-7 лет у детей повышается навык самоконтроля, объем памяти составляет 7-8 единиц (картинок, предметов, слов, звуков).

Вместе с этим в отечественных исследованиях определена ведущая роль социальных отношений, обучения и воспитания в обучении детей использовать универсальные средства, каковым является игра. Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев признают игру как ведущую деятельность, определяющую интересы ребенка, его отношение к действительности, рассматривают ее как средство развития высших форм памяти. Общий мотив, побуждающий играть, конкретизируется в частном игровом мотиве, поэтому для ребенка внутренне необходимой становится и цель вспомнить, что именно он должен сделать. Следовательно, в условиях игры развитие высших форм памяти происходит значительно легче и эффективнее.

Среди многообразия видов игр исследователи А. К. Бондаренко, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, С. Л. Новоселова и другие выделяют игры с правилами, которые имеют готовое содержание в соответствии с задачами развития памяти. Так, дидактические игры обеспечивают тренировку памяти за счет выполнения заданий с речевым и наглядным материалом, подвижные игры за счёт комбинированного запоминания дают возможность правильно воспроизводить различные движения при заученном словесном сопровождении. В творческих играх (сюжетно-ролевые, театрализованные) дети учатся запоминать реплики героев (словесная память, особенности их поведения и повадки (зрительная память, движения (двигательная память, удерживать в памяти очередность выступления. Однако решение таких задач в играх невозможно без реализации системной работы по освоению детьми все более совершенных приемов и средств запоминания, формирование умений сознательно использовать их при совершении игровых действий.

Анализ учебно-методических пособий позволил установить, что в детском саду детей 6-7 лет обучают выполнению мыслительных операций, но способам логической обработки материала как способам запоминания, обучение прослеживается спонтанно и бессистемно, поэтому дошкольники чаще всего пользуются повторением как основным способом запоминания. Считаем, что развитие произвольной опосредованной памяти предусматривает создание содержательной мотивации, предполагает наличие взаимодействия воспитателя с ребенком, сотрудничества детей друг с другом при решении мнемических задач. Недостаточно освещены вопросы, касающиеся условий при которых игра будет средством развития высших форм памяти у детей. Это вступает в противоречие с значением формирования высших форм памяти у детей 6-7 лет, которые обеспечить успешность освоения учебного материала в будущем.

Публикации по теме:

Фотоотчет об участии детей старшей группы в акции «Свеча памяти» к Дню памяти и скорбиФотоотчет об участии детей старшей группы в акции «Свеча памяти» к Дню памяти и скорби Фотоотчет об участии детей старшей группы в Акции Свеча памяти. В День памяти и скорби россияне проводят Акцию Свеча памяти. По всей стране.

Фотоотчёт о родительском собрании «Развитие речи ребёнка с помощью малых фольклорных форм»Фотоотчёт о родительском собрании «Развитие речи ребёнка с помощью малых фольклорных форм» Я думаю что и в наше время эта тема актуальна! Как хотелось бы, чтобы наши дети пели русские детские песенки, рассказывали сказки, потешки.

Картотека игр на развитие памяти для детей 3–5 лет Тиунова Н. В. Игра «Запомни — положи» Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать последовательность картинок (игрушек).

Консультация для педагогов «Коррекция высших психических функций у детей с ОВЗ» Жизнь человека представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем.

Консультация для родителей «Метод «Шичида» и игры на развитие фотографической памяти» В Японии открыто множество школ, в которых практикуют метод Шичиды. В России таких центров нет. Поэтому родителям приходится самостоятельно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие высших форм памяти у детей
Опубликовано: 4 сентября 2024 в 18:59
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие высших форм памяти у детей» (включая файлы) размещена пользователем Чернова Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД