Екатерина Нестерова
Из опыта работы «Развитие восприятия времени детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Большую роль в восприятии детьми времени играют ритмические процессы жизнедеятельности. Некоторые явления постоянно повторяются (еда, сон, и т. п., поэтому на ожидание их у ребенка вырабатываются условные рефлексы. Практической ориентировке во времени содействует четкий режим жизни, в котором постоянно чередуются те или иные процессы, наполненные близким и жизненно значимым для ребенка содержанием.
Публикация «Из опыта работы „Развитие восприятия времени детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
Для конкретизации временных отношений, объективность которых дети долго не могут понять, они используют факты, которые в их опыте оказались связанными с определенными показателями времени. Дети дошкольного возраста устанавливают связь между постоянно повторяющимися фактами и соответствующими показателями времени : утро - когда встаем, вечер - когда из сада домой забирают. По мере накопления опыта ориентировки во времени дети устанавливают более существенные признаки, как показатели времени начинают использовать некоторые объективные явления: сейчас уже утро, светло, солнышко встает, а ночь - это когда темно и все спят.
Наиболее доступными первоначальными речевыми выражениями категории времени обозначаются словами: сначала, потом, раньше, позже, давно, скоро. Однако, временные представления в дошкольном возрасте формируются медленно и в значительной степени зависят от общего умственного и речевого развития детей.
Характер представлений детей дошкольного возраста о времени связан с пониманием свойств времени, умением ориентироваться во времени суток по природным явлениям, представлениям о причинно-временных зависимостях ритмичных природных явлений, оценивать временные интервалы. Все меры времени представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей (минута - час - сутки - неделя - месяц - год). Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности.
Ранее всего у детей складываются представления о таких понятиях, как "утро", "день", "вечер", !ночь!. Следовательно, воспитатель имеет возможность уточнить и конкретизировать знания детей о частях суток, формировать навыки распознавания и умения называть эти части суток уже в младшей группе.
В средней группе необходимо углублять и расширять эти знания и давать представления о последовательности частей суток и о сутках в целом, знакомить с чередованием трех суток и значением слов "вчера", "сегодня", "завтра".
В старшей и подготовительной к школе группе на основе имеющихся у детей знаний можно знакомить их при помощи календаря с неделей, месяцем, годом. Параллельно необходимо развивать и само чувство времени, начиная с 1 минуты, 3,5,10 минут, полчаса и час. Научить детей пользоваться такими приборами измерения времени, как песочные и обычные часы.