Наталья Анатольевна Мамонт
Развитие воображения детей cтаршего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Развитие ребенка проявляется в изменении сознания. Это выражается в том, что в разном возрасте возникают разные психологические функции. Исходя из этого, развитие ребенка можно рассматривать как постепенное возникновение таких процессов, как восприятие — память — мышление — воображение. Воображение до некоторой степени связано с регуляцией органических процессов и движений в силу природы ответственных за это физиологических систем. Воображение влияет на многие органические процессы: функцию потовых желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др.
Публикация «Развитие воображения детей cтаршего дошкольного возраста» размещена в разделах
В воображении существует несколько степеней психических процессов, таких как воля и воля. Мечта — это непроизвольная работа воображения. В нем образы, рожденные фантазией, проявляются бессознательно, а их сочетание принимает различные причудливые формы.
Они побуждают дошкольников произвольно создавать любую картинку, которую они хотят. Среди различных видов и форм произвольного воображения А. Г. Маклаков выделяет несколько:
-Восстановление воображения происходит чаще всего при необходимости воспроизвести идею по словесному описанию.
- Творческое воображение позволяет людям преобразовывать существующие идеи в новые.
Однако воображение может существовать и в пассивной форме, характеризующейся игрой непроизвольного воображения. Как мы уже говорили, примером такого непроизвольного выражения является сон. Пассивное воображение может быть преднамеренным или непреднамеренным, в то время как активное воображение включает преднамеренное и спонтанное человеческое выражение. Намеренное пассивное воображение создает образ, не связанный с волей. Воображение неразрывно связано с двумя психическими процессами: памятью и мышлением. Память помогает вам имитировать события и события, которые уже произошли в вашей жизни. Мысли помогают создавать или соединять новые вещи в этих выражениях. Например, Речицкая убеждена, что самое главное в психологии — это проблема соединения мысли и воображения.
Воображение психического развития происходит не сразу. Самостоятельная психическая деятельность появляется у детей после 3 лет. Однако это не означает, что дети до трех лет не лишены воображения. Первым условием развития воображения является эмоциональное общение с окружающими взрослыми. По мере развития манипулирования предметами ребенок постепенно усваивает функции предметов. Когда он осознает функцию того или иного, он учится переносить написанную нами выше функцию на себя или на другой предмет. В этом нет ничего сложного. В процессе предметной деятельности развивается и речь ребенка.
Первый этап развития воображения связан со специальными наглядно-образными заданиями, условия его осуществления определяются извне, а основание и цель этих заданий связаны с пониманием условий. На втором этапе развития формируются языковые формы воображения. К 3 годам желание играть становится самостоятельным желанием ребенка, но для этого требуется поддержка и поощрение взрослых.
Воображение — это умственный процесс, в ходе которого вы создаете новые образы и идеи на основе собственного опыта. Воображение является основой развития творческой и самобытной личности с самых ранних стадий онтогенеза. На срок до трех лет игра формирует основу для полноценного развития фантазии и воображения. По истечении этого времени ребенок сможет вербализовать полученный образ. К пяти годам дошкольники учатся организовывать комплекс действий для достижения желаемого результата при решении конкретной задачи. Деятельность дошкольников включает в себя элемент творчества. Он воспроизводит исходный образ и активно создает иллюзии.
Развитие воображения в дошкольном возрасте может быть представлено движением от необходимости предметной ситуации к возникновению у ребенка особой внутренней позиции. Необходимо учитывать два условия.
- постепенное изменение соотношения воображения и действительности - когда ребенок рано понимает уже готовое, т. е. 3. При переходе логики от темы к идее уже отмечается наиболее развитая стадия идеи. И наоборот, идеи являются объектами реализации.
Основными методами и приемами обучения детей дошкольного возраста являются :
-Практические методы (практика и эксперимент);
-Наглядные приемы и приемы (использование натуры, схем, изображений и технических карт, просмотр альбомов по тематике, иллюстрация, представление приемов действий и приемов моделирования)
-Вербальные приемы и приемы (рассказ, диалог, инструктаж, объяснение, чтение вслух) романы) и др.);
-Игровые приемы (развивающие, творческие, обучающие игры, игровые приемы (внезапное появление предметов и игрушек, составление игровых ситуаций, игра с картинками и др.).
Игровые методы и приемы помогают сосредоточить внимание детей на задачах, способствуют работе мышления и воображения. Игра особенно близка к изобразительной деятельности, потому что она по существу является выражением детского творчества. На занятиях детской изобразительной деятельностью включаются двигательный, зрительный и другие анализаторы, проявляются яркие черты детской психики, развиваются моторика, мышление и воображение. Чем старше становятся дошкольники, тем чаще они отходят от простого подражания действиям взрослых карандашом. Его движения и манера рисования становятся более четкими и продуманными. Постепенно развивайте навыки и рисунки, а также умение мысленно выражать конечный продукт.
В процессе изобразительной деятельности у ребенка развиваются очень важные качества воображения :
- Произвольность;
- Творчество;
- Устойчивость;
- Широта.
Необходимым условием развития воображения является эмоциональное общение со взрослыми, активное развитие предметно-манипулятивной деятельности и развитие речи. Образные функции младенчества развиваются не обособленно, в рамках субъективной манипулятивной деятельности ребенка. Во время трехлетнего кризиса постепенно начинает формироваться воображение как отдельная психическая функция.
Таким образом, в процессе деятельности выражается и формируется воображение ребенка. Определенные дошкольные занятия, такие как игры, конструирование, рисование и моделирование, важны для развития. Взрослые играют важную роль в формировании воображения ребенка. Учителя создают среду, в которой дети могут использовать свое воображение. Организовывать и направлять деятельность детей, обогащать представления дошкольников, изучать эффективные способы манипулирования мысленными образами, использовать специальные упражнения для стимуляции детского воображения. Содержание и форма общения позволяет учащимся и взрослым войти в «поле ближайшего развития» детей и способствовать реализации их потенциала в творческой деятельности.
Ссылки на источники:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ / КонсультантПлюс. 2022. [Электронный ресурс] URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ ( дата обращения: 27.02.2022).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М. : Наука, 2012. – 94 с.
3. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. творчество в детском саду: Пособие для воспитателя / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М. : Просвещение, 1994. – 236 с. 5. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Наука, 2010. с15
4. Григорьева, О. А. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей 6-го года жизни [Текст] /.О. А. Григорьева // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 5. – Ч. 2. – С. 12.69