Ольга Мотина
Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень развития внимания во многом определяет успешность деятельности ребёнка на занятиях в детском саду и обучения в школе.
Выделяют три основных вида внимания : непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. У дошкольника преобладает непроизвольное внимание – оно возникает как бы само собой, без особых усилий воли. Ребёнок ещё не вполне может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. В сознании фиксируется то, что ярко, эмоционально. Этот вид характерен для познавательной деятельности детей.
Публикация «Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
Ещё до начала обучения в школе у ребёнка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребёнку помощь. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания как интересного, так и неинтересного, т. е. от ребёнка требуется проявить волевые усилия.
В процессе работы, обучения могут возникнуть интерес, увлеченность, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение. В этом случае говорят о послепроизвольном внимании.
Ни одно психическое явление невозможно без участия внимания, поэтому от развитости внимания зависит развитие остальных психических процессов – памяти, восприятия, мышления.
Развитие произвольного внимания – постепенный процесс, зависит от развития отдельных свойств внимания – объёма, концентрации, распределения и переключения, а также устойчивости. Кратко рассмотрим характеристики этих свойств.
По тому, сколько объектов (предметов) может сознательно удержать ребёнок в своём сознании в короткий промежуток времени, судят об объёме внимания.
Распределение – умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время. Даёт возможность следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля своего внимания (слушаем и пишем). Узкий объём внимания в сочетании с трудностями распределения не позволяют ребёнку проводить наблюдение и давать оценку последствий, к которым приводят или приведут его собственные действия. С этим связаны многочисленные «проступки» ребёнка, причиной которых часто оказывается именно невозможность проследить и затем предусмотреть последствия своих действий.
Концентрация внимания – это интенсивность сосредоточения на одном или нескольких объектах.
Переключение – сознательный переход от одного объекта к другому. Хорошая переключаемость внимания – это способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой. Рассеянность в житейском смысле означает и плохую переключаемость внимания.
Устойчивость – это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего. Устойчивость зависит от ряда условий: особенности задания, степени его трудности, понятности, интереса к нему, сформированности волевых качеств ребёнка. Устойчивость внимания зависит также от индивидуальных особенностей ребёнка и от наследственной предрасположенности.
Хороший уровень сформированности внимания у ребёнка свидетельствует и о развитии у него самоконтроля.
Различные свойства внимания в значительной мере независимы друг от друга: внимание, хорошее в каком-то одном отношении, может быть не столь совершенным в другом.
Положительные свойства внимания отражаются в таких особенностях: спокойствие, сосредоточенность, устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, частей лица, позы, организованность жестов; твёрдость, уверенность речи.
Отрицательные свойства внимания – невнимательность, рассеянность, отвлекаемость – выражаются в частой отвлекаемости от основного дела, суетливости, неуравновешенности, беспорядочном многословии. Бегающий взгляд, меняющаяся улыбка, удивление, неуверенность, а также тревожность могут быть с этим связаны.
Процесс развития произвольного внимания начинается после 10 месяцев. Но по настоящему о развитии произвольного внимания можно говорить лишь ближе к 6 – 7 годам, когда созревает центральная нервная система, и процессы возбуждения начинают уравновешиваться процессами торможения.
Развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное овладение речью. Чтобы совершенствовать способность ребёнка к саморегуляции своей познавательной активности, необходимо развивать все его познавательные способности (мышление, память, воображение, восприятие, а также тренировать способности к сосредоточению сознания.
Для того, чтобы ребёнок учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Если ребёнок будет постоянно называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он сможет произвольно и в течение длительного времени удерживать своё внимание на предметах, их деталях и свойствах.
Шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом 10-15 минут. Следует учитывать физическое состояние и самочувствие ребё нка: нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем здоровые и спокойные.
Развитие познавательных способностей ребёнка, тренировка сосредоточенной деятельности позволяют развивать все свойства внимания, и в частности произвольность.
Существуют специальные упражнения и игры для тренировки внимания, многие из которых не требуют специальной подготовки и которые могут проводиться, где возможно и непродолжительное время (3-10мин.). Главное, систематичность разнообразие и увлечённость взрослых и детей.
Примеры игр: «Волшебные палочки» (выкладывание узоров, фигур по образцу, «Снежный ком» (рассказ на любую тему, где каждый добавляет по слову и повторяет всё сказанное предыдущим участником, «Покажи свой нос»(ребёнка просят показать одно, а он должен показать другое, «Вычеркни букву»(или несколько загаданных из газеты, журнала, «Кодирование», «Пляшущие человечки», картинки из журналов – «Найди отличия», «Найди два одинаковых», «Лабиринты», любые игры – головоломки, развивающие мышление.
Упражнения: читается сказка или стих, а на определённое слово ребёнок откладывает палочку (рисует, хлопает и т. д.) или взрослый, читая, стучит карандашом через определённые промежутки времени, а ребёнок должен сосчитать удары и пересказать содержание. И другие аналогичные…
Различные примеры игр, описания можно найти в детских журналах, специальных изданиях.