Юлия Седых
Развитие внимания детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Актуальность
Мы очень хотим, чтобы наш малыш был умным, умел хорошо говорить, стараемся развивать его память и поддержать воображение. А вот внимание, почему то ни когда не принимаем в расчет. Невнимательно мы к нему относимся, неуважительно! А ее величество Внимание ведет себя как колдунья из сказки о Спящей красавицы, которую забыли пригласить на крестины: тут же начинает мстить. Умный, развитый имеющий прекрасную память ребенок идет в школу и получает плохие оценки, потому что не может сосредоточиться. Объяснения учителя слушает лишь первые 10 мин, после этого «витает в облаках» и думает о чем угодно, но только не об уроках. Начинает решать пример и вместо плюса ставит минус, вместо того чтобы разделить,- умножает, и в итоге получается совсем другой результат. В упражнениях по русскому языку не дописывает буквы, пропускает слова, путает правила. В результате в дневнике –двойки, родители в панике, родственники в недоумении: ну как такой умный ребенок умудряется так плохо учится? И почему-то ни кому не приходит в голову, что внимание тоже нужно развивать. Дети чье внимание хорошо развито, добиваются больших успехов. А вот если ребенок не умеет сосредоточится, то все ваши усилия по тренировки памяти, речи, мышления могут пропасть даром. К тому же невнимательность приводить к серьезным ошибкам не только в учебе, но и в жизни.
Публикация «Развитие внимания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Четыре краеугольных камня внимания.
Внимание – это направленность, сосредоточенность, восприятие на объекте.
Степень развития внимания определяется по четырем показателям:
-Произвольность (Умение ребенка не отвлекаться)
-Устойчивость (определяется, как долго ваш ребенок может удерживать внимание, занимаясь тем, что ему интересно)
-Распределение (показывает, как ребенок может заниматься с несколькими игрушками сразу)
-Переключение (показывает, на сколько быстро ваш ребенок может включиться в другое интересное занятие)
Особенности внимания у дошкольников
В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания.
У дошкольников преобладает непроизвольное внимание. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чём-то одном, в частой смене деятельности. Произвольное внимание формируется постепенно. Воспитание произвольного внимания играет важную роль в деле подготовки ребёнка к школьному обучению. Умение произвольно обратить внимание на то, что само по себе не привлекательно, но необходимо для усвоения школьных знаний, требуется учителем, является важнейшим условием успеха в учебной деятельности. На протяжении дошкольного возраста возникают лишь зачатки произвольного внимания. Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику : «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально - это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. «Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодильчиков», - говорит малыш по дороге в зоопарк. Он намечает цель «посмотреть», а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты. Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие этого вида внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия. Например, малышу хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя. Он сегодня дежурит по столовой. Сначала нужно помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредоточивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет приборы, и волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется. Таким образом, развитие послепроизвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.
Развитие свойств внимания
Увеличивается объем внимания : дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов. Так, ребенок долго наблюдает за рыбками в аквариуме, чтобы узнать, где они спят, или за хомячком, чтобы увидеть, когда он будет есть свои запасы. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4-7 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные - звонок. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.
Главные принципы развития внимания у детей дошкольного возраста
Существуют специальные методики для развития внимания у детей в дошкольном возрасте :
1. Сохранение правил в памяти
2. Совершенствование самоконтроля.
«Путь от простого к сложному» подразумевает собой постепенное усложнение заданий для дошкольника. Не нужно предлагать ребенку выполнять сложное задание сразу, понимая, что он, скорее всего, с ним не справится. Необходимо подбирать задания с учетом особенностей внимания детей той или иной возрастной группы, разделять его на несколько простых этапов с подробной инструкцией к выполнению, которая наверняка поможет ребенку справиться с задачей. По мере успешной деятельности малыша можно будет усложнять ему задачу, увеличивать ее объем. Сохранение правил выполнения в памяти будет возможным путем многократного их повторения, как взрослым, так и самим ребенком. Имея такой алгоритм в памяти, малыш сможет выполнить задание согласно ему. Если произойдет какой-то сбой, можно будет прочитать дополнительную инструкцию.
Под совершенствованием самоконтроля подразумевается контроль ребенка над выполняемыми действиям с объяснением их вслух и проговариванием алгоритма действий. Например, во время работы над рисунком малыш может сравнивать его с образцом, искать неточности и вносить коррективы.
Дополнительной мотивацией малышей может стать соперничество, свойственное детям дошкольного возраста.
Принципы развития внимания у детей
Методики для развития внимания у детей :
1. Сохранение правил в памяти
2. Совершенствование самоконтроля.
«Путь от простого к сложному» подразумевает собой постепенное усложнение заданий для дошкольника. Не нужно предлагать ребенку выполнять сложное задание сразу, понимая, что он, скорее всего, с ним не справится. Необходимо подбирать задания с учетом особенностей внимания детей той или иной возрастной группы, разделять его на несколько простых этапов с подробной инструкцией к выполнению, которая наверняка поможет ребенку справиться с задачей. По мере успешной деятельности малыша можно будет усложнять ему задачу, увеличивать ее объем. Сохранение правил выполнения в памяти будет возможным путем многократного их повторения, как взрослым, так и самим ребенком. Имея такой алгоритм в памяти, малыш сможет выполнить задание согласно ему. Если произойдет какой-то сбой, можно будет прочитать дополнительную инструкцию.
Под совершенствованием самоконтроля подразумевается контроль ребенка над выполняемыми действиям с объяснением их вслух и проговариванием алгоритма действий. Например, во время работы над рисунком малыш может сравнивать его с образцом, искать неточности и вносить коррективы.
Дополнительной мотивацией малышей может стать соперничество, свойственное детям дошкольного возраста.
Существует множество игр на развитие внимания детей, играя ребенок развивает внимание, что станет залогом его успешной учебы и жизни. Помните: игра на внимательность и ее концентрацию это действенный способ подготовить ребенка к школе и дальнейшей жизни.