Дозморова Елена Александровна
Развитие умственных способностей ребёнка в процессе выполнения физический упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
С введением ФГТ у педагогов ДОУ возникло много вопросов: Как внедрять новые требования? Как строить свою работу?
В тексте ФГТ не употребляется слово привычное для нас слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.
Публикация «Развитие умственных способностей ребёнка в процессе выполнения физический упражнений» размещена в разделах
Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГТ принципам:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Вот на этих принципах и их способах их внедрения в работу я предлагаю остановиться подробнее.
На современном этапе проблема развития умственных способностей дошкольников в процессе физического воспитания приобретает особую значимость. «Обучение основано на воспитании произвольного активного внимания, - писала, известный русский педагог А. П. Усова, - умения активно действовать, достигать результатов в своих действиях — все это требует от детей умственного и физического напряжения». Однако при всей значимости передового педагогического опыта и научных исследований проблема взаимосвязи физического и умственного воспитания не является достаточно востребованной у педагогов. Почему? Потому, что в ДОУ есть педагог по физическому воспитанию и мало кто из воспитателей задумывается над этим вопросом. Но ведь большую часть времени дети проводят с воспитателем и не просто проводят время, а активно двигаются, играют, учатся. Значит педагог может соединить всё это вместе и реализовать один из принципов ФГТ: принцип интеграции образовательных областей. Каждый из вас проводит утреннюю зарядку, динамические паузы, подвижные игры на улице, в помещении. Воспользуйтесь кинезиологией - наукой о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», обозначающего движение, и «логос» - наука, т. е. наука о движениях. Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий.
Цель кинезиологических упражнений :
• Развитие мелкой моторики;
• Развитие способностей;
• Развитие памяти, внимания;
• Развитие речи;
• Развитие мышления;
• Устранение дислексии.
Комплекс № 1.
• Колечко.
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно,
затем вместе.
Хвалим - ругаем
Одновременно гладить себя по голове и стучать по животику.
• Кулак - ребро - ладонь.
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений - по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами (,кулак - ребро - ладонь, произнося их вслух или про себя.
• Лезгинка.
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
• Зеркальное рисование.
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
• Ухо - нос.
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук,с точностью до наоборот,.
• Змейка.
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепив пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
• Горизонтальная восьмерка.
Возьмите в руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности, теперь - левой. А теперь правой и левой одновременно.
• Комплекс №2
• Массаж ушных раковин.
Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
• Перекрестные движения.
Выполняйте перекрестные координированные движения одной правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.
• Качание головой.
Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.
• Горизонтальная восьмерка.
Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.
• Симметричные рисунки.
Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать слова и т. д.)
• Медвежьи покачивания.
Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.
• Поза скручивания.
Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижмите к спинке. Правой рукой держи-тесь за правую сторону спинки стула, а левой - за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставайтесь в этом положении 5 - 10 с. Выполните тоже самое в
другую сторону.
Флажок - рыбка - лодочка
Ладонь ребром.
Пальцы вытянуты и прижаты друг к другу. Указательный палец опирается на большой палец.
Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладони.
• Гимнастика для глаз.
Выполните плакат - схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т. д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе в процессе выполнения упражнения : вверх - вниз, влево - вправо, по часовой стрелке и против неё, по траектории " восьмерки ". Каждая траектория имеет свой цвет: № 1, 2 - коричневый, № 3 - красный, № 4 - голубой, № 5 - зеленый. Упражнения выполняются только стоя.
Упражнение колечко
Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем последовательно: указательный, средний, безымянный, мизинец. Упражнение выполняется в прямом порядке- от указательного пальца к мизинцу и в обратном – от мизинца к указательному пальцу. В начале движения выполняется по поочередно каждой рукой, затем двумя одновременно.
Желаю успеха!
Источник: Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии : Практическое руководство для учителей и родителей. М. : ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
© https://kineziolog.bodhy.r
Титова М. В., учитель-логопед МДОУ № 36, г. Реж Свердловской обл.
Калашник Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов