Елена Почанина
Развитие творчества у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 1 «Образовательный центр» с. Большая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования – «Детский сад № 3 «Красная Шапочка
Родительское собрание – игра в старшей группе
Тема: «Развитие творчества
у детей»
Подготовила: воспитатель I категории Почанина Е. А.
2013 год
Публикация «Развитие творчества у детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Цель: познакомить родителей с рациональными методами и приёмами воспитания и развития у детей творчества, формирования у них практических навыков.
Подготовка: 1. Оформление прилагательных билетов детьми.
2. Подготовка костюмов для Мальвины, Артемона, Буратино.
3. Аудиозапись спокойной музыки.
Собрание начинается с короткой сценки (актёры - сотрудники детского сада).
Инсценировка: на импровизированной сцене стол, на котором всё подготовлено для занятий по рисованию (краски, кисти, листы бумаги и т. д.)
Появляется Мальвина, она зовёт Артемона и Буратино заниматься. Артемон послушно садится за стол, принимает позу послушного ученика. Буратино приходится долго упрашивать, он никак не может усидеть на месте, всё время отвлекается.
Когда, наконец, все усаживаются, Мальвина строгим тоном произносит:
- Сегодня, дети, мы с вами будем учиться рисовать ромашку. Посмотрите, как это делается.
На большом листе Мальвина рисует ромашку, детально объясняя всё своими действиями. Артемон внимательно слушает, выполняет всё точно так, как объяснила Мальвина. Буратино же, чешет затылок, рассматривая краски. Обмакивает кисть в одну из баночек и ставит на лист бумаги большую кляксу. Затем внимательно её рассматривает, снова обмакивает кисть и ставит рядом ещё одну кляксу. Так, методом клякс, он рисует ромашку.
Мальвина рассматривает рисунок, хвалит Артемона, ругает Буратино за выполненную работу.
Ведущий: Уважаемые родители! Эта маленькая инсценировка открывает наш вечер, тема которого – развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Давайте сейчас вместе вернемся к Мальвине, Артемону и Буратино и порассуждаем, кто из них проявил творческие способности, в чём выражалось и удастся ли при таком руководстве деятельностью детей сохранить их творческие начала.
(Родители высказали своё мнение)
Дискуссия с родителями
Вопросы:
- Что такое детское творчество?
- Нужно ли детское творчество?
-В чём оно может проявляться?
- Можно ли говорить, что детям присуще творчество?
Комментарии воспитателя:
Творчеством называют ту деятельность человека, при котором создается нечто новое. Неважно, будет ли это новое материальным, доступным органам чувств другого человека.
Выделяют два вида творческих поступков.
Первый – называют воспроизводящим, он теснейшим образом связан с памятью и подражанием. Человек воспроизводит или повторяет известные ему способы и приёмы действий (приводится аналог с Артемоном).
Второй вид – творческий (случай с Буратино, происходит смена происходящих действий).
В жизни ребёнка, как и в жизни взрослого человека, не всегда можно обойтись только воспроизводящими действиями. Очень часто бывает необходимо проявлять творчество. В жизни дошкольника очень большую роль играет воображение. Психологи считают, что дети рождаются с творческими задатками, которые со временем затухают. Недаром мы говорим. Что дети большие выдумщики и фантазёры. Но вот проходят годы, и наши дети, решая задачи в школе, учась в университете, изо дня в день утрачивают способность к нестандартному мышлению. Поэтому наша задача – поддержать и стимулировать развитие у детей творчества.
Каким образом можно развивать творчество у детей?
Я предлагаю вам, дорогие родители, ненадолго вернуться в чудесный мир детства. Представьте, что мы дошколята. Давайте поиграем!
ИГРА № 1.
Родителям предлагается создать художественный образ (например, осенний день). Однако, вместо красок и кисточек на столах находятся кусочки материи, крупы, нитки, цветная бумага, бросовый и природный материал.
(Звучит спокойная музыка, создаётся эмоциональный настрой).
Далее комментарий воспитателя:
Известно, что дети очень эмоциональны и впечатлительны, они легко преображаются в героев каких-то мультиков или книг, у них
развиваются творческие способности, инициативности и самостоятельность. А чтобы изобразительная деятельность ребёнка носила творческий характер, необходимо разнообразить материалы и технику выполнения изображения. Ведь осеннее сухое дерево можно нарисовать акварелью, а можно с помощью сухих осенних листьев.
ИГРА № 2.
Ну а теперь нам предстоит перевоплотиться в самые разные предметы. Я расскажу вам одну историю, а вы мне поможете. Герои моего рассказа - мама, папа, чайник, мотор, малыш.
Каждому из вас достанется роль, которую необходимо озвучить. Вы будите мама, вы – папа и т. д. (раздаются роли, можно на листочках бумаги).
- Самара. Зубчаниновка. Летнее утро. Все еще спят. К дому подъезжает мусорная машина. Срабатывает сигнализация. Просыпается мама. Ставит чайник. Папа идёт в ванную. Скрипит дверь. Малыш плачет ещё громче. Мама успокаивает малыша. Все в сборе. Пора к бабушке. Все садятся в машину. Захлопываются двери. Включается мотор. Машина едет по шоссе. Мимо на большой скорости проезжает автомобиль. Впереди пост ГАИ. Свисток милиционера. Слава Богу, не нам. Свернули с трассы. Впереди деревья. Привычно залаял пёс. Загоготали гуси. Закрякали утки. Захрюкали поросята.
И вдруг….
(родители звуками имитирующие содержание рассказа).
Комментарий воспитателя:
Как вы уже поняли, в игре ребёнок получает уникальный опыт, в котором выражает свои чувства, включает воображение, фантазии.
Известно. Что если ребёнок не играет, значит он болен, либо «перепедагогизирован». К сожалению, мы сегодня стали меньше внимания уделять играм детей. А ведь именно играя, можно многому научится.
Вот сегодня мы немного пожили жизнью детей. Окунулись в атмосферу игры и творчества. Я надеюсь, что игры помогут вам поддерживать и развивать творческие способности детей.
Решение:
• Продолжать развивать творческие способности детей, уметь находить собственные, нестандартные решения.
• Создавать условия для творческого развития личности дошкольника.
• Помогать овладеть простейшими приспособлениями, освоить навыки работы с некоторыми материалами.
Приложение (памятки родителям)
Памятка для родителей
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Известные педагоги В. А. Сухомлинский, Е. А. Флерина обращали внимание на то, что детское творчество – своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Они подчёркивали, что в детском творчестве ребёнок самовыражается и самоутверждается, ярко раскрывается его индивидуальность. Для этого важно решать ряд взаимосвязанных задач:
• обогащать эмоционально – интеллектуальный опыт детей;
• развивать восприятие, воображение, наглядно образное мышление и формулировать обобщенные способы восприятия (обследование);
• обучать изобразительным умениям: передаче формы, строение предмета, цвета, композиции, формировать при этом обобщённые способы изображения;
• создавать условия для активизации самостоятельной (художественной) изобразительной деятельности.
Таким образом, оказывая помощь на начальном этапе овладения изобразительной деятельностью, терпеливо направляя ребёнка, вселяя надежду на положительный результат, используя разные методы и приёмы, можно раскрыть потенциал каждого.
Детское творчество по своей сути - подлинное, только находится в начальной стадии своего развития.
Не случайно Е. А. Флерина назвала его «зёрнышком», а в зёрнышке всё, что появляется в зрелом растении, только вырастить надо.
Материал:
• Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Просвещение, 1991.
• Берн Э. игры. В которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Под общей редакцией д. ф. н. М. С. Мацковского. – СПБ – М. : Университетская книга АСТ. 1997.
• Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2000.
• Содержание, формы и методы работы с родителями: Методические рекомендации в помощь работы с родителями. Тамбов, 1993.