Татьяна Еремкина
Развитие творчества на уроках музыки в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Урок музыки является основным способом развития творческих способностей учащихся и одной из актуальных задач музыкального воспитания. Проблемой развития творческих способностей занимался Д. Б. Кабалевский, первый создатель программы “Музыка” для общеобразовательной школы.
Публикация «Развитие творчества на уроках музыки в начальной школе» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
У младших школьников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче интонаций, подражании, легко воспринимают образное содержание сказок, историй, песен, музыкальных пьес.
Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Развитие творческих способностей учащихся начальных классов предполагает развитие :
•познавательного интереса учащихся;
•речевой деятельности;
•мышления;
•памяти;
• воображения.
У каждого школьника есть способности и таланты. Творчество – норма детского развития. Реализация творческих способностей учащегося делает более богатой и содержательной его жизнь. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения активности, способности принимать быстрое решение и мыслить аналитически. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще ни кем не было сделано, или то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше.
Музыкально-творческое развитие позволяет выявить способность к творчеству, т. е. такое качество личности, которое характеризуется способностью к самовыражению, саморазвитию. Л. В. Школяр предлагает оценивать уровень музыкально-творческого развития в ходе выполнения творческих заданий по воплощению художественного образа в слове, звуке, движении.
Концепция преподавания музыки начала исследоваться еще в 20-х годах прошлого столетия в трудах Б. В. Асафьева Н. Я. Брюсовой, В. Г. Каратыгина и др. Б. Л. Яворский и Б. В. Асафьев доказали не только возможность, но и необходимость использования в учебной практике таких активных форм музыкально-творческой деятельности, как импровизация и сочинение музыки.
Реальное воплощение данный подход нашел лишь в 70-е годы XX в. в педагогической концепции Д. Б. Кабалевского, а затем и в работах Л. В. Горюновой, Л. В. Школяр, В. О. Усачевой и др.
Творчество ребят связано с самостоятельными действиями. Детское творчество на уроках музыки представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику. Творчество учащихся ценно тем, что они сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки.
Учитель должен уделять большое внимание творческому развитию учащихся в различных видах музыкальной деятельности : при слушании музыки, пении, игре на детских музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях, импровизации, инсценировании.
Творчество младшего школьника — это "создание им оригинального продукта, изделия (а также решение задачи, написание сочинения и т. д., в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению (выполнению) задачи".
Выделяются следующие компоненты творческих способностей, стимулирование которых повышает результативность творческой деятельности младших школьников.
1. Мотивационно-творческая активность, любознательность, стремление к лидерству, стремление к успеху. 2. Интеллектуально-логические способности (способность анализировать, сравнивать; способность выделять главное; способность доказывать свои суждения).3. Интеллектуально-эвристические способности (способность новых идей; независимость суждений; критичность мышления; способность к фантазии).4. Способности к самоорганизации (способность видеть цель; способность к волевым усилиям в случаях временных неудач; способность к самооценке).
5. Коммуникативные способности (способность творчески использовать положительный опыт других, способность к сотрудничеству, способность отстаивать свою точку зрения).
Учителю необходимо использовать разнообразный учебный материал. Проектирование уроков творчества начинается с определения конечной цели и конкретизации результата.
Принципы организации уроков творчества у младших школьников :
1. Знания — фундамент творчества. К творчеству ребенка подводят постепенно, основываясь на полученных знаниях, выработанных на практике и закрепленных умениях.
2. Строгий отбор учебного материала. Строго отобранные учителем сведения, определения, усвоенные учеником, призваны способствовать решению конкретной задачи.
3. Многократность повторения по-разному организованного изучаемого материала.
4. Разностороннее развитие ученика. 5. Формирование устойчивого интереса к учению
6. Обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого. Творчеством младший школьник овладевает с помощью взрослого. 7. Постоянный контроль учителя за работой ученика. Контроль учителя позволяет сохранить у ребенка приобретенный навык.
8. Индивидуальный подход. Проектирование процесса обучения осуществляется на основе учета интересов и особенностей младших школьников.