Мухаметзянова Марина Александровна
Развитие творческой компетентности дошкольников через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Современный этап развития российского общества характеризуется глубокими экономическими и социальными преобразованиями. В этих условиях необходим человек новой формации, способный к активному творческому овладению знаниями, умеющий быстро и адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию, стремящийся к сотрудничеству с другими людьми.
Современное дошкольное образование ориентируется не на получение воспитанниками огромного количества знаний, а на формирование у детей различных компетенций. Под «компетенцией» «понимается совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и иметь практический опыт работы» [7, с. 67]. Термин «компетентность» обозначает «владение, обладание соответствующей компетенцией, включающее личностное отношение к ней и предмету деятельности» [4, с. 30]. Компетентность – качество личности или их совокупность и определенный опыт деятельности в какой-либо сфере.
Публикация «Развитие творческой компетентности дошкольников через проектную деятельность» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Наиболее актуальной проблемой для меня является формирование творческой компетентности дошкольников, потому как, творчество охватывает любой вид деятельности человека, в том числе и ребенка. Как указывает Прокудин Ю. П. : «Творчество - высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Оно содержит элемент нового, предполагает оригинальную и продуктивную деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение в сочетании с критическим отношением к достигнутому результату» [6, с. 3]. Каждый ребенок – творец. В нем природой заложено стремление исследовать, создавать что-то новое, оригинальное. Творчество для ребенка - способ понять окружающий мир через преобразования, способ проявить себя в этом мире. Поэтому задача педагога заключается в поддержании творческих стремлений ребенка, развитии в нем исследователя и преобразователя, обучении способам воплощения своих идей.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что творческая компетентность дошкольников - это совокупность личностных качеств (ценностно-смысловых ориентиров, знаний, умений, навыков, способностей, обусловленных опытом творческой деятельности дошкольников, направленных на преобразование и создание нового (оригинального) продукта.
Для развития творческой компетентности дошкольников активно использую технологию проектной деятельности, которая позволяет создавать атмосферу сотрудничества и сотворчества между детьми и взрослыми.
Проект в детском саду – это «специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающийся созданием творческого продукта» [5, с. 70].
Рассмотрим условия, которые были реализованы мною в проектной деятельности дошкольников для развития творческой компетентности воспитанников.
В основе любого проекта должна лежать проблема, для решения которой требуется поисковая деятельность. Это может быть практически любая реальная проблема обыденной жизни, например, «Как можно утилизировать мусор?», или любой вопрос, возникающий у детей «Почему на Масленицу пекут блины?». Проблему нельзя навязывать детям, она должна быть интересной и личностно значимой для каждого ребенка. Дошкольник должен прочувствовать «остроту» и необходимость решения проблемы, чтобы поиск неизвестного стал для него потребностью. Например, при реализации проекта «Мои права и обязанности» перед воспитанниками разыгрывался театральный сюжет: три поросенка не смогли договориться о постройке общего кирпичного дома, в результате волк переловил всех поросят и чуть не съел. На помощь героям сказки пришел ворон, который выгнал волка и объяснил поросятам: «Никто не может нарушать ничьи права». Поросята задумались: «А какие права есть у детей?».
Все дети по своей природе исследователи. Поэтому они так часто разбирают игрушки и предметы на составляющие и задают большое количество вопросов. Им важно узнать, как устроен окружающий мир, как его можно исследовать и творчески преобразовать. Экспериментирование пронизывает все виды детской деятельности. Поэтому для развития творческой компетентности дошкольников в проектной деятельности, важным является условие по формированию поисковых умений: умение выдвигать гипотезу, умение находить информацию, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение находить решение проблем и т. д. Это условие выполняла через организацию поисковой деятельности детей. Например, в ходе реализации проекта «Каким бывает снег?» детям приходит письмо от мальчика из Африки, который просит рассказать о том, что такое зима и прислать кусочек снега. Дети предлагают различные варианты решения проблемы. В результате обсуждения воспитанники приходят к выводу, что настоящий снег в Африку отправить нельзя - он растает, поэтому, как решение проблемы, предлагается сделать ненастоящий (искусственный) снег. О том, как делать искусственный снег никто не знает. Проанализировав ситуацию, дети приходят к выводу, что проще всего обратиться к сети интернет как источнику знаний. Озвучив поисковый запрос, воспитанники находят инструкцию и по ней изготавливают искусственный снег, который отправляют посылкой мальчику в Африку.
Творчество всегда эмоционально окрашено. Это не только удовлетворение результатами своей деятельности, но и разочарование, когда что-то не получается и удивление простоте найденного решения. То, что вызывает эмоции, запоминается и понимается лучше, и в дальнейшем может служит ориентиром деятельности. Поэтому при организации проектной деятельности использовала разные формы, методы, приемы для создания яркой эмоциональной окраски деятельности. Например, при реализации проекта «Животные севера» дети рисовали северное сияние под красивую якутскую песню. В проектах, посвященных знакомству с достопримечательностями родного города, дошкольники посетили представление Екатеринбургского театра кукол, побывали на экспозиции Музея природы Урала. Свои впечатления дети воплотили в создании моделей достопримечательностей города из разных видов конструктора.
Отличительной особенностью организации проектной деятельности в детском саду является участие взрослого. Хотя проектная деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, но в силу возрастных и индивидуальных особенностей в проекте должен принимать участие взрослый. Позиция взрослого – равноправный участник проекта наряду с ребенком, это «советчик», «подсказчик», «помощник». Он также как ребенок находится в творческом поиске, в сотворчестве. Важным в организации проектной деятельности является и участие родителей. Они наряду с педагогом и детьми входят в творческую группу проекта и помогают, направляют детей. При анализе этого условия интересным будет привести пример проекта «Снежная катапульта», который дети выполнили в рамках открытого «Фестиваля детского изобретательства». Этот проект реализован мною по АС-технологии развития творчества, разработанной профессором УРГПУ Новоселовым С. А. Выстраивая проектную деятельность в соответствии с шагами алгоритма АС-технологии, подводила детей к созданию комплексного творческого продукта, имеющего признаки изобретения. В нашем случае дети на основе объединения двух игрушек снежколепа и детской лопаты создали новый продукт – снежную катапульту и предложили два варианта игры с этим изобретением. Роль взрослых в реализации этого проекта – сотворчество с детьми.
Еще одним условием для развития творческой компетентности в проектной деятельности дошкольников является презентация собственной деятельности. Презентация позволяет познакомить широкую аудиторию с продуктом проекта, который всегда содержит в себе творческую составляющую. Получив опыт презентации в той или иной форме, ребенок становится более уверенным в своих силах, повышает свою мотивацию к дальнейшей творческой деятельности, смотрит на свой вклад в проект как-бы со стороны, рефлексирует, что получилось, что не получилось, как был достигнут результат. Немаловажным является значение презентации в развитии коммуникативных умений: умение рассказывать перед разной аудиторией, отвечать на вопросы, уверенно держать себя. При организации презентационного этапа использовала разные формы. Например, при реализации проекта «Музей природы Урала» воспитанники старшей группы рассказали и показали малышам экспозицию мини-музея, которую они создали из конструктора после знакомства с музеем. Старшие дошкольники создали арт-объект из бросового материала «Защити нас, мы можем скоро исчезнуть!» для экологической выставки «Мусор в дело". Воспитанница старшей группы сняла о своей бабушке видеоролик «Моя бабушка Наташа» для проекта «Внучата-дошколята».
Анализ эффективности реализации условий развития творческой компетентности дошкольников проводила на основе метода наблюдения по показателям, выделенным Отеческой И. Б. (показатели адаптированы в соответствии с возрастом детей) [3]. Можно говорить о следующих результатах, полученных за учебный год 2019-2020: 26% воспитанников имеют высокий уровень развития творческой компетентности, 43% средний. 75% воспитанников проявляют интерес к проектной деятельности. 18% детей могут самостоятельно озвучить проблему проекта, остальным для этого нужна помощь педагога. 35% воспитанников могут спланировать свою деятельность для решения проблемы проекта. Анализ продуктов деятельности, полученных в ходе реализации проектов, показывает, что 17% воспитанников самостоятельно могут создавать оригинальные продукты, 38% могут это делать с подключением взрослого в качестве творческого соавтора.
Литература:
1. Анфисова С. Е. Особенности компетентносно-ориентированного подхода в образовании детей дошкольного возраста. // URL : cyberleninka.ru
2. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитатлей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айриспресс, 2008. – 215 c.
3. Отческая И. Б. Особенности формирования творческой компетенции будущих специалистов. // URL : www.rusnauka.com
4. Педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Под ред. Л. С. Подымовой. - М. : Юрайт, 2016
5. Пещерова Т. П. Т. П. Проектная деятельность в дошкольном образовании // Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: Аэтерна, 2019
6. Прокудин Ю. П. Творческая самореализация личности как педагогическая проблема // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2011. № 1(17)
7. Словарь по образованию и педагогике / Под ред. В. М. Полонский. - М. : Высшая школа, 2004. 512 с.