Наталья Батуева
Развитие творческой активности у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческой активности у старших дошкольников.
Творческая активность - интегративное и сложное понятие, которое соединяет в себе творчество и активность и приводит их во взаимодействие.
Творчество старшего дошкольника - это создание им оригинального продукта в процессе работы, над которыми были применены ранее полученные знания, умения, навыки.
Публикация «Развитие творческой активности у старших дошкольников» размещена в разделах
Активность - характеристика личности, определяющая продолжительность и разнообразие действий.
Критериями творческой активности чаще всего выступают: творческое воображение, мышление и направленность на творчество.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития творческой активности, потому что в этот период ребенок является наиболее любознательным. Основными показателями творческой активности дошкольников являются : любознательность, оригинальность, положительные эмоции, гибкость, разработанность творческих продуктов.
Развитие творческой активности у дошкольников требует индивидуального подхода, который бы учитывал особенности мыслительной деятельности каждого дошкольника.
Изобразительная деятельность играет важнейшую роль для всестороннего развития дошкольников. А раз игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности, то на занятиях для успешной работы необходимо применять игровые приёмы, так как игра поднимает интерес ребенка к содержанию обучения.
Любое занятие по изобразительной деятельности состоит из трех частей и проводится в игровой форме:
-первая (основная) часть может включать в себя: сюрпризный момент, прослушивание музыки, рассматривание картины, рассказывание сказки и т. д. Это необходимо для развития интереса и вовлечение ребенка в творческий процесс.
-вторая часть – познавательная (основная, где в игровой форме ставится задача или проблемная ситуация, выполнение продуктивной деятельности.
-третья часть (заключительная) – здесь проводится обыгрывание ситуации, завершение сказки, начатой в начале занятия.
Для развития творческой активности детей занятия должны проходить в радостной, эмоционально – творческой атмосфере, то есть они должны быть интересны детям.
На занятиях по изобразительной деятельности необходимо соблюдать следующие факторы: разнообразие материалов, широкое включение игры, неповторяющиеся задания, возможность права выбора, новизна обстановки, применение нетрадиционных техник и т. д.
Помимо занятий у детей всегда в открытом доступе должны быть в группе в уголке изобразительной деятельности: картинки, фотографии, материал (фломастеры, восковые мелки, различные краски, карандаши, ластики, ватные палочки, диски, бумага разной структуры, кисти, палитры, тряпочки, пластилин и т. д.).
Для развития творческой активности старших дошкольников нужно применять как нетрадиционные занятия по изобразительной деятельности, так и дидактические игры.
Развивать творческую активность напрямую очень сложно. Специальных программ по развитию творческой активности детей мало. Но все специалисты, работающие с детьми в той или иной степени, прямо или косвенно, стимулируют развитие их творческой активности.
Для того чтобы развивать творческую активность у детей старшего дошкольного возраста, нужно:
- должное внимание уделить игре и изобразительной деятельности, поскольку они, с одной стороны, способствуют всестороннему развитию личности ребенка, а с другой стороны, наполняют интересным содержанием жизнь детей;
- использовать разнообразные приёмы и методы работы;
- создать художественно – эстетическую среду, при этом дети должны принимать активное участие в этом процессе, систематически организовывать выставки;
- разнообразить материалы, предлагаемые детям для занятий, средства и методы обучения, потому что вариативность должна присутствовать во всем;
- исключить из занятий навязывание педагогом собственного представления об образе, о решении сюжета;
- сочетать индивидуальные и коллективные формы работы с детьми;
- создавать доброжелательную, творческую атмосферу;
- исключить излишнюю опеку воспитателя над ребенком, больше предоставлять права выбора.