Лариса Шишкина
Развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда»
«Творчество – это способность удивляться и познавать,
умение находить решение в нестандартных ситуациях,
нацеленность на открытие нового и
склонность к глубокому осознанию своего опыта».
Э. Фромм
Публикация «Развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности.
Детское творчество уникально не только по своей природе, но и по образовательному воздействию на внутренний мир ребёнка. В нём содержаться важные предпосылки, которые позволяют дошкольнику самостоятельно выходить за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, создавать новый оригинальный продукт – модель, рисунок, сказку, игрушку и т. п. (А. В. Петровский). Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих задатков и способностей ребёнка, что проявляется в становлении ведущих, определяющих оснований его психики (Т. И. Алиева, Н. И. Непомнящая, Л. А. Парамонова).
Проблема творчества отнюдь не нова в современной науке, она стала настолько актуальна, что вполне может быть отнесена к одной из главных «проблем века». Её пытались решить представители философии (Н. А. Бердяев, А. Т. Шумилин, В. С. Соловьёв, психологии (Я. А. Пономарёв, В. А. Маляко) и педагогики (И. А. Лыкова, Т. С. Комарова).
Возможность развития детского творчества изучались в разных видах деятельности: музыкальной, двигательной, игровой, литературной изобразительной и пр.
Творческая активность ребенка характеризуется исследователями в тесной взаимосвязи с его познавательными возможностями, с уровнем мышления и умственным развитием (Н. Г. Морозова, Л. А. Венгер, Л. В. Званков и др.).
В настоящее время выполнен ряд диссертационных работ, посвященных проблеме развития творческой активности детей (В. А. Одинцова, Ю. Н. Рюмина и др.).
Творческая активность предполагает стремление ребёнка к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем, проявление познавательных интересов.
Авторы отмечают, что развитию творческой активности наилучшим образом способствует практическая деятельность детей, в том числе занятия ручным трудом (Е. Я. Беляева, Н. М. Конышева, Л. В, Л. В. Куцакова).
Мы поддержали идею использовать продуктивную деятельность (занятия ручным трудом) как эффективное средство для развития творческой активности у детей старшего дошкольного возраста.
Особый интерес у коллектива нашего ДОУ вызвало учебное пособие Н. С. Панишевой, Ю. А. Дмитриевой «Творческая активность детей старшего дошкольного возраста и её развитие в речном труде». В данном пособии особое внимание уделено реализации педагогических условий, содержания и методики развития творческой активности у старших дошкольников в процессе ручного труда.
Опираясь на учебное пособие Н. С. Панишевой, Ю. А. Дмитриевой «Творческая активность детей старшего дошкольного возраста и её развитие в речном труде», мы разработали тематику и содержание занятий по ручному труду в старшей и подготовительной группах:
- цикл занятий «Утро на море» : «Рыбка Скалярия», «Лягушка» и др. ;
- цикл занятий «Природа родного края» : «Рябинка», «Осень в саду», «Зимнее дерево», «Кружевная елочка», «Зимняя вьюга», «Весна» и др. ;
- цикл занятий «Птицы наших лесов» : «Снегирь на ветке», «Грачи прилетели» и др. ;
- цикл занятий «Цветы» : «Мимоза», «Астры», «Гвоздики», «Три тюльпана», «Ландыш», «Тюльпаны», «Подснежник»;
- цикл занятий «Новогодний хоровод» : «»Подсвечник и свеча», «Гирлянды», «Снеговик», «Дед Мороз», «Рождественская открытка», «Ангел» и др.
Воспитательно-образовательная работа по развитию творческой активности старших дошкольников осуществлялась в течение 2 лет на кружке «Мастерилка».
Особое место на занятиях кружка «Мастерилка» занимало изготовление поделок из бумаги. Дети с легкостью осваивали техники и приё мы преобразования бумаги: сминание, разрывание, сгибание, резание, поделки из полосок бумаги, построение аппликационных композиций, оригами.
В процессе работы по развитию творческой активности детей посредством ручного труда мы старались соблюдать и реализовать следующие педагогические условия:
- обучение детей ручному труду построить на основе структурирования мотивационного, когнитивного и практико-ориентированного компонентов творческой активности;
- предоставлять ребенку свободу в выборе рабочего места, темы работы, материалов и инструментов для воплощения замысла, способов соединения деталей, отделки изделия, возможности обратиться за помощью к пдагогу (или сверстнику);
- постоянное нарастание элементов самостоятельности, инициативы свободы выбора, оригинальности, независимости;
- использовать методы развития творческой активности старших дошкольников в ручном труде с проблемно-поисковой и прогностической направленностью.
На начальном этапе обучения дошкольников изготовлению поделок из различных материалов большое значение придавалось развернутым объяснениям с опорой на образец, повторению с целью закрепления ранее изученного материала.
На этапе самостоятельного применения детьми имеющихся знаний, умений и навыков в практической деятельности проводились тренировочные и творческие упражнения.
С самых первых шагов обучения мы предусматривали формирование у детей таких качеств творческой личности, как целеустремленность, готовность к постановке и решению «открытых», нестандартных задач. Привлекали детей к освоению своих рабочих мест, подбору необходимых материалов и оборудования, усложняя степень их самостоятельности и зависимости от этапа проводимой работы.
Результаты мониторинга показали, что у всех детей повысился уровень развития творческой активности в ручном труде, отмечается устойчивый познавательный интерес к занятиям ручным трудом, наблюдается глубина и гибкость применения сформированных знаний, представлений в практических обстоятельствах, умение работать по собственному замыслу.
Творческая активность старшего дошкольника в ручном труде предполагает самостоятельное интегрирование ребенком знаний и известных способов деятельности, в результат чего создается новый ещё не бывший в его арсенале вариант решения практической задачи.