Емельянова Ольга Юрьевна
Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных технологий аппликации
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД 2
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из образовательных областей основной образовательной программы ДОУ является «художественно-эстетическое развитие».
Одним из наиболее эффективных средств для этого является художественно – творческая деятельность детей. В процессе создания поделки или изображения дети испытывают разнообразные чувства: радуются красивому, которое они создали сами, огорчаются, если что-то не получается. Но, самое главное, создавая изображение, дети приобретают различные знания; уточняются и углубляются их представления об окружающем, в процессе работы они начинают осмысливать качество предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать практическими навыками и умениями, учиться осознанно их использовать. Именно наблюдения за работой детей с изобразительным материалом подтолкнули меня заняться проблемой детского творчества.
Публикация «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных технологий аппликации» размещена в разделах
- Аппликации. Методические разработки
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
СЛАЙД 3
Цели и задачи моего опыта перед вами
СЛАЙД 4
Условия формирования опыта
1. Создание предметно - пространственной развивающей среды :
• в группе создана соответствующая предметно-пространственная развивающая среда, насыщенная изо-материалами, нетрадиционными бросовыми, а так же природными материалами для детского художественного творчества со свободным доступом к материалам и возможностью экспериментирования с ними;
• использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг.
• подбор методической литературы
Среди многообразия пособий по организации ручного труда дошкольников я выбрала следующие : Куцакова Л. В. «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома», Лыкова И. А. «Художественный труд в детском саду», Гульянц Э. К., Базик И. Я. «Что можно сделать из природного материала» и Маханева М. Д., Скворцова О. В. «Учим детей трудиться»
2. Профессиональная компетентность.
Педагог, развивающий в детях творческие способности, должен быть сам творцом, заинтересованным в создании эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми. Чтобы достичь поставленной цели я изучила дополнительную литературу по данной теме, предусмотрела наличие необходимых материалов.
3. Творческая заинтересованность.
Каждый педагог - практик заинтересован в том, чтобы у детей расширялись и углублялись знания об окружающем мире, развивались творческие способности и познавательные интересы, развивались психические процессы: внимание, память, воображение, развивалось чувство коллективизма, эмоционально-волевая сфера.
4. Условия творческой деятельности.
– привлечение детей к деятельности по работе с нестандартным материалом, которое стимулирует творческое воображение, самостоятельность, интерес. Это требует развития мотивационной потребности ребёнка. У детей очень рано зарождается потребность в осознании своей значимости, признания, самоутверждения, реализовать которую можно в игровой ситуации. Именно в игре реализуется потребность действовать самостоятельно, активно. Игровой мотив позволяет сделать так, чтобы у детей выполнение заданий стало осмысленным и в то же время интересным, увлекательным. Для решения той или иной задачи я превращаю детей в волшебников, художников, портных, конструкторов и т. п.
Дети с удовольствием включаются в игровую ситуацию.
- выполнение трудовых заданий: обучаю детей необходимым способам
работы, вырабатывая у них соответствующие навыки, умения, разъясняю смысл работы того значения, которое оно имеет для других детей, помогая детям в планировании, согласовании действий.
- условия свободного выбора. Так при изготовлении аппликации из яичной скорлупы дети сами выбирали тему.
- включение детей в процесс творческой деятельности. Детям нравится быть добрыми волшебниками, помогать попавшим в беду. Мотив взаимопомощи стимулирует активность ребёнка, проявление им инициативы
- создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей, развитие чувства защищённости. Чрезмерная критика, регламентирование каждого действия ребёнка приводит к боязни ошибиться, без инициативности, к привычке делать всё только по указанию взрослого. В позитивных условиях ребёнок намного лучше справляется с заданием. Желание пережить успех активизирует деятельность ребёнка. Он стремится к новым достижениям, новым результатам. Поэтому я стараясь подчеркнуть положительные моменты, отметить успех ребёнка с тем, чтобы усилить его желание к продолжению дальнейшей деятельности.
5. Сотрудничество с родителями.
Атмосферу детского творчества поддерживают и родители. Все чаще у детей появляется желание заниматься любимым делом в детском саду и дома. Они подолгу, увлеченно могут «творить», применяя нередко свои оригинальные приемы решения творческих заданий. Для родителей я провела консультации по вопросам организации этой деятельности: «Как развивать творческие способности дошкольников», «Совместная творческая деятельность родителей с детьми»; сообщения на родительских собраниях «Развитие творческих способностей», «Взаимосвязь игры и труда в воспитании детей», «Домашняя мастерская»; семинары – практикумы, «Аппликация из гофрированной бумаги», «Игры – забавы для малышей».
Воспитание детей осуществляется успешно только по условию совместной работы детского сада и семьи. Чтоб активизировать внимание родителей к педагогическому процессу на собраниях, в беседах, при индивидуальных встречах рассказываю о работе, которая проводится в этой связи в группе. Даю родителям рекомендации по развитию творческих способностей навыков трудовой деятельности при работе с нестандартными материалами, используя разные формы работы : выставки детских поделок, оформляю стенды, папки-передвижки на различные темы, где помещаю консультации.
СЛАЙД 5
Новизна
Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров художественно – эстетического развития дошкольников посредством :
• использования наряду с традиционными приёмами нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности;
• взаимосвязи непосредственно образовательной с самостоятельной и совместной с педагогом деятельностью детей;
• взаимодействия с родителями как активными участниками образовательного процесса.
Актуальность и перспектива опыта
Нетрадиционные техники аппликации – это тoлчoк к развитию вooбражения, твoрчества, прoявлению самoстoятельнoсти, инициативы, выражения индивидуальнoсти.
СЛАЙД 6
Методы и приёмы реализации опыта перед вами
СЛАЙД 7
Планируемый результат
Дети овладеют различными нетрадиционными техниками аппликации, обогатят знания о предметах и материалах, их свойствах и способах применения. Научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий. У детей улучшится внимание, память, мышление, пространственное воображение, художественный вкус, творческие способности и фантазию. Кисть ребёнка приобретёт хорошую подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений, поменяется нажим, что в дальнейшем поможет детям легко овладеть навыком письма. Дети улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. У родителей проявится повышенный интерес к творчеству детей.
Реализация опыта
Реализация опыта осуществлялась в группе "Непоседы" в рамках работы кружка "Очумелые ручки» в течение 2017-2018гг.
Занятие проводится один раз в неделю, во второй половине дня с детьми старшей группы. Продолжительность занятий составляет 20-25 минут. Занятия проходят в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).
СЛАЙД 8
В своей работе я использую следующие виды :
- Обрывная аппликация;
- Аппликация из крупы и семян;
- Аппликация из ваты и ватных дисков;
- Аппликация из ниток;
- Аппликация из сухих листьев;
- Оригами.
СЛАЙД 9
Обрывная аппликация - это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Фон для аппликации должен быть плотнее, чем бумага, из которой она будет выполняться. Либо плотный лист бумаги (например бумага для акварели, либо картон. На него наносится рисунок после чего дети из цветных кусочков в виде мозайки выкладывают рисунок как бы закрашивая его
СЛАЙД 10
Замечательные аппликации получаются из ватных дисков,ваты. Их можно резать на части, красить в любой цвет.
Из ваты можно скатывать шарики и делать объёмные аппликации,создавая эффект пушистости.
СЛАЙД 11
В основе этой техники – создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги. Объемный элемент торцевания называют «торцовкой». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Именно из таких элементов и создается задуманное изделие. Торцевание – работа несложная, но кропотливая. Она требует не только усидчивости, но и аккуратности, внимания и определенной ловкости.
СЛАЙД 12
Путем сминания кусочков бумажной салфетки, кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места.
СЛАЙД 13
Знакомство с данным видом аппликации лучше начать с резанных ниток. Нужно нарисовать рисунок, нанести клей, посыпать ниточки, лишнее убрать. Интересные работы получаются, если использовать нитки разные по структуре, плотности и цвету.
Нитками также можно еще и рисовать, этот метод называется ниткография. Получаются очень яркие, простые в исполнении картины
СЛАЙД 14
На готовую основу нужно нанести рисунок, а потом прорисовать контуры клеем. После этого основу засыпают крупой. Лишние крупинки струшивают, а при желании рисунок раскрашивают красками. Чтобы поделка дольше сохраняла привлекательный внешний вид, её можно сбрызнуть лаком для волос. В одной композиции моно скомбинировать разные крупы: гречка, манка, риск, пшено, чечевица и т. д. При сочетании разных материалов картины получаются очень интересными, так как отличается их текстура и цвет. Если вы хотите добавить ярких красок в будущую картину, то попробуйте раскрасить их гуашью.
СЛАЙД 15
Деятельность оригами – клад для развития ребенка. Создание фигурок животных, растений и предметов из простого листа бумаги – для ребенка настоящее волшебство. Занимаясь оригами из бумаги, малыш не только успокаивается и прекращает беспорядочную беготню, он погружается в магический мир бумаги, ощущая себя волшебником, имеющим творить чудеса. Оригами приносит огромную пользу для развития ребенка. Во время занятий с бумагой тренируется терпение, усидчивость, сообразительность, воображение. Ребенок складывает бумагу по схеме и одновременно тренирует координацию пальчиков, мелкая моторика рук развивается, а вместе с ней идет и развитие речи. Хорошая координация рук поможет ребенку в школе: вырабатываются навыки письма, формируется красивый почерк. Запоминая как именно нужно сложить лист бумаги, ребенок тренирует память.
СЛАЙД 16
В настоящее время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, трав, листьев, так называемая флористика. Работа с этим материалом вполне доступна детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус
СЛАЙД 17
Итогом проделанной работы является динамика развития творческих способностей детей : работы стали значительнее интереснее, содержательнее, идеи и замыслы богаче, интерес к занятиям аппликацией выше, дети стали более уверенными в себе.
Диагностика детей подготовительной группы 2016-2017 г. г.
Эта тема интересна не только мне, но и детям, ведь в этом возрасте они очень любят мастерить что-то своими руками, особенно из необычного материала.