толмачева вероника
Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста средствами фольклора
"Два чувства дивно близки нам. " Только при условии наличия любви к родному месту, родной земле и знаний о своих корнях, предках, традициях возможно "самостояние" и "величие" человека
С 2006 года я являюсь участником семейного фольклорно-этнографического ансамбля "Птица Жар". Участники ансамбля изучают фольклорную традицию преимущественно Нижегородской области, совершают фольклорные экспедиции, а затем транслируют накопленный опыт на фольклорных фестивалях в различных регионах России.
Публикация «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста средствами фольклора» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В современных условиях произошло отторжение ребёнка, особенно городского, от природы, её основ. В связи с особенностями социальной ситуации в стране представляется весьма значимым исследование возможностей психотерапевтического и психолого-педагогического воздействия на личность средствами национального фольклора.
Русская традиционная культура может внести существенный вклад в развитие в ребёнке творческого и эстетического, духовного и нравственного начал, а также оказывает позитивное психологическое воздействие.
Каждая культура стремится зафиксировать в фольклоре, эпосе, мифологии тот идеал личности, на примере которого будут воспитываться новые поколения. Чем раньше ребёнок приобщается к фольклору, тем глубже и органичнее он постигает и впитывает поэтические основы, ощущает своё единство с природой. Изначально это единство формировалось с самого рождения, под влиянием жизненных условий, колыбельных песен, детской обрядности, первых трудовых опытов. Музыкальное воспитание происходило естественным образом, ребёнок приобщался к миру музыки не только как наблюдатель, но и как творец.
Очевидно, что необходима разработка и внедрение эффективных методик, оказывающих значимое влияние на формирование личности ребёнка, разрешение им возникающих психологических проблем и трудностей. Именно поэтому темой моего исследования является развитие творческого воображения детей дошкольного возраста средствами фольклора.
Цель моего исследования: обосновать необходимость использование фольклора как эффективного средства для развития творческого воображения.
Предмет исследования: развитие творческого воображения на музыкальных занятиях.
Объект исследования: целостный педагогический процесс в детском саду.
Таким образом, для проведения исследования, необходимо выделить следующие Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить, каким образом традиционная культура используется в педагогике;
3. Изучить применение фольклорного материала.
4. Провести эксперимент по развитию творческого воображения у детей на музыкальном занятии.
5. Диагностировать результаты экспериментального исследования.
Исходя из поставленных цели и задач, строится рабочая гипотеза:
если использовать средства фольклора на музыкальных занятиях, то создаются дополнительные условия для развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
В своём эксперименте я применяла следующие методы исследования – наблюдение, анализ, сравнение, обобщение опыта, эксперимент, работа с первоисточниками.
Процесс познания невозможен без воображения, которое является промежуточной ступенью познания, звеном перехода от чувственного уровня на рациональный и обратный.
Воображение - это особая форма человеческой жизни, стоящая отдельно от остальных технических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Необходимо наличие «строительного материала» для восполнения воображения, роль которого выполняют образы памяти, т. е. представления, полученные ребенком в процессе познания окружающего мира и отложившиеся в его личном опыте.
Существенное значение в развитии и функционировании воображения имеет речь. Отмечается, что мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредственной связи с усвоением речи, что дети с задержкой речевого развития оказываются отстающими и в развитии мышления, и в развитии воображения. Дети с хорошо развитой речью, как правило, характеризуются и более высоким уровнем сформированности воображения.
Таким образом, подход к изучению воображения как к возможности осмысления ребенком своей деятельности позволяет, с одной стороны, выделить особую значимость этого процесса для психического развития, а с другой - перенести логику его развития на все виды и формы деятельности в младшем школьном возрасте, что позволяет обеспечить преемственность образования и воспитания на всех этапах учебного процесса.
Слово «фольклор» английского происхождения. Оно означает «народная мудрость», «народное знание». Филологи, этнографы и историки дают разные определения слову «фольклор». Я же буду рассматривать это понятие с позиции этномузыкологической и педагогической. Есть описательное объяснение, что фольклор - это некая народная мудрость, которая заключается в песнях, плясках, народном прикладном искусстве, поговорках, сказках и т. п.
Это принято ещё называть «традицией», «традиционной культурой», которая помогает не просто выжить, но – сохранить во всех жизненных и исторических перипетиях гармонию человека внутри себя и вовне – с обществом, с природой. А через это – способствовать сбережению своего рода, народа, родины.
Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Поэтому фольклор всегда самобытен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.
Моей целью является создание условий для воспитания ребёнка на традиционных культурных ценностях своего народа.
Для этого я предоставляю детям свободу выбора творческой самореализации, побуждаю детей к творческой деятельности; создаю комфортные условия для реализации творческих возможностей; поддерживаю дружественную атмосферу в детском коллективе, развиваю чувство коллективизма и ответственности друг за друга; обучаю детей музыкальному и словесному фольклору, народному танцу, играм, обрядам.
Самый главный принцип, который я стараюсь воплотить в своём эксперименте – это то, что фольклор – не искусство, а культура. Это образ жизни и мышления.
Из первого принципа логично вытекает и второй – принцип своевременности. Пусть ребёнок в силу разных причин не может пока осознать, почему жаворонков мы выпекаем именно 22 марта, а колядки поём на Рождество Христово у наряженной ёлки, но он запомнит это, проживая из года в год, и впитает, как свою родную культуру.
Только при поддержке родителей, при их непосредственном участии возможно воплотить самый естественный для традиционной культуры принцип живой передачи традиции, передачи опыта от старшего к младшему, возрастания в традиции. Пусть родители многого не умеют, но они лучше любого другого педагога научат своих детей тому, чему научатся сами. Не так ли происходит обучение в традиционном крестьянском обществе?
Четвёртый принцип работы с фольклорным материалом наиболее важен для развития творческого воображения - принцип импровизации. Именно через импровизацию раскрывается индивидуальность человека, его осознание себя, как отдельной творческой единицы.
И пятый принцип можно назвать «импульс – расслабление». В традиционной культуре всегда после импульса, активного действия должно наступать расслабление. На занятиях это может быть чередование активной и спокойной деятельности. Этот принцип реализуется и в традиционной пляске, и в игре, и в хороводе, и в самом крестьянском календаре, организуя всю нашу жизнь.
Принцип построения работы программы - календарный. Разделы и темы обучения русской традиционной культуре находятся в тесной связи с календарным кругом, чередой старинных русских и православных праздников. Поэтому каждый год осенью дети готовятся к празднику Покров (14 октября, 4 ноября – День Казанской иконы Божией Матери, затем следуют Рождество Христово (7 января, Масленица, "Сороки", Благовещенье, Вербное воскресенье, Пасха, Троица. 9 мая День Победы не является традиционным крестьянским праздником, но мы считаем, что празднование его очень важно для воспитания нравственных качеств детей. Содержание и наполненность этих праздников обусловлено народной традицией и остаётся неизменным из года в год. Выбор репертуара неизмеримо велик и в конкретных случаях зависит от возможностей и умений детей.
Ожидаемым результатом моей работы может стать возникновение у детей желания собирать фольклорный материал и популяризовать его; знание жанров традиционного фольклора Нижегородской области; умение свободно петь двухголосные песни и импровизировать ритмически и интонационно; участие в традиционных праздниках, проводимых на различных площадках нашего города и области. Главный же результат, на который нацелена моя работа - это возникновение у детей интереса к традиционной культуре. Возможности у детей разные, но в деревне пели, плясали, играли, шили почти все. Если у ребёнка возникнет желание петь народные песни, играть в традиционные игры, танцевать традиционные танцы, будут развиваться как воображение, так и остальные психические процессы.
Как уже говорилось выше, хорошо сформированная речь положительно влияет на развитие творческого воображения, и, наоборот, недоразвитие речи дошкольника пагубно для детского воображения.
То же самое с уверенностью можно сказать и о развитых и сформированных музыкальных навыках – эмоциональной отзывчивости, звуковысотном слухе, чувстве ритма, динамическом слухе, тембровом слухе, музыкальном мышлении и музыкальной памяти. Развитие всех этих качеств несомненно отразится на развитии воображения дошкольника, чего я, как педагог-музыкант, не могу не признать. Уникальный фольклорный материал, которым я владею, поможет добиться желаемых результатов быстрее и проще.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
«Возрастная и педагогическая психология». Петровский А. В. - М. : Просвещение, 1989.
«Жизнь человека в русском фольклоре. Мудрость народная. Младенчество, детство», выпуск 1, составитель В. Аникина (Москва, Издательство «Художественная литература», 1991г.)
«Опыт исследования творческого воображения».Рибо Т. // Вопросы психологии. - 1994 №5.
«Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов».Зимняя И. А. М: Логос, 2000 - с. 383
«Традиционные народные праздники в общеобразовательных учреждениях», методическое пособие. Авторы Е. И. Якубовская, Н. В. Ерёмина, Г. В. Емельянова и другие под общей редакцией Е. И. Якубовской (СПбАППО, 2005г.)
«Фольклоротерапия», М. И. Зыкова (Москва, Издательство Московского психологосоциального института, Воронеж, 2004г.)
«Главные принципы в русском народном танце» статья Емельянова Галина Владимировна