Жанна Лондарева
Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Лондарева Ж. Ю.
МБДОУ ДС № 65 «Колосок»
г. Старый Оскол
Тема «Развитие творческого воображения детей дошколъного возраста».
Аннотация. Вопросо развитиитворческого воображения у детей дошкольного возраста актуален, так как к первому классу у детей воображение должно бытьуже достаточно сформировано, и ребенок должен уметъ ориентироваться вситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов,образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.
Публикация «Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» декабрь 2021
Творческое воображение - достаточно сложный психический процесс. Ключевые слова: творческое воображение, дети дошкольники, детский сад.
Актуальностьданной работы обусловлено тем, что в условиях современногомира человек должен уметь решатъ различные проблемы, преодолеватьразличные препятствия эффективно и нестандартно. Поэтому передобразовательными учреждениями ставится вопросо воспитании и развитиитворческихспособностей детей.
Основнойзадачей дошкольного учреждения является развитие художественно-эстетических способностей дошкольников. Развитие творческого воображениядошкольников охватывает практически все моменты в детском саду. Однако,для правильной, эффективной организации работы над развитием воображениянеобходимоиспользоватьтрадиционные приемы и методы работы.
Цель исследования - изучить особенности развития творческого воображенияу детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста на занятиях вдошкольном учреждении.
Предмет исследования особенноститворческого воображения детей
дошколъного возраста.
Объект исследования - дошкольный возраст.
Гипотеза - развитие творческого воображения детей происходит наиболее
эффективно при методическиправильноорганизованных занятиях.
Дорогие читатели! Проблемой развития творческого воображения у детей
дошколъного возраста занимались такие педагоги и психологи, как Выготский Л. С., Давыдов Е, И, Д. Б. Эльконин и другие.
Любой человек оперируетобразами. В образах человек воспроизводит как то,что было когда-то им воспринято, так и то, чего он непосредственно не
воспринимал. Рубинштейн Л. С. утверждает, что "любой образ может быть
понят как процесс воспроизведения. Собственно каждый образ является в
какой-то мере и воспроизведением хотя бы и очень отдаленным,
опосредованным, видоизмененным - и преобразованиемдействительного".
Воображение - достаточно специфичный и сложный психический процесс,
поэтому до сих пор не существует устойчивого и общепринятогоопределения.
Каждый психолог, педагог, исследователъ предлагает свое личное определениеданного процесса.
База исследования-исследование проводилось на баземуниципального бюджетного дошколъного образовательного учреждения
детский сад №65 «Колосок» г. Старый Оскол. В исследовании принимало
участие по 2 ребенка из первой младшей, средней и подготовительнойгрупп. Продолжительность исследования - 4 недели.
Результаты проведенной экспериментальной работы позволяют говорить о том,что развитие творческого воображения детей младшего, среднего и
старшегодошкольного возраста происходит наиболее эффективно при
методическиправилъно организованных занятиях, что подтверждает гипотезу,которая была высказана в начале данной работы.
Философский словаръ под редакцией М. М. Розенталя, П. Ф. Юдина определяетвоображение как "способность создавать новые чувственные илимыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразованияполученных от действительности впечатлений".
А вот Л. С. Выготский считает, что "воображение не повторяет впечатлений,
которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде
накопленных впечатлений". Он отмечает, что "привнесение нового в наши
впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает
новый, раньше не существовавшийобраз, составляетоснову той деятельности,которую мы называем воображением".
По мнению Дубровиной И. В., "воображение - это познавательный процесс,который состоит из создания новых образов, на основе которых возникаютновые действия и предметы".
Значимость воображенияопределяется в том, что оно позволяет представитьрезультат того, что должно получиться перед началом
осуществлениядеятельности. K.Мapc отмечал, что "в конце процесса труда
получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в
представлении человека, т. е. идеально".
Творческое воображение проходит определенный путь создания образов.
Первый этап процесса развития творческого воображения начинается с
появлением ребенка на свет. Воспринимаяокружающий мир при помощи
органов чувств, ребенок накапливает материал) который является базой длябудущего творчества. Затем следующий этап процесспереработки
воспринятого материала. Главными составляющимивторого этапа являютсядиссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Выготский Л. С. отмечает, что "диссоциация заключается в том, что это сложное целое как бырассекается на части, отдельные части выделяются преимущественно посравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются". Умениевыделения отдельных черт целого играет ведущую роль для творческоговоображения.
Следующим этапом считается ассоциация - объединение диссоциированных и измененных элементов. Ассоциации могут происходитъ на различной основеи принимает различные формыобразов.
Последним, завершающим этапом является процессом комбинированияобразов,построение их в определенную систему.
Нельзя сказать, что процесстворческого воображения сразу же заканчивается. Оно будет закончено тогда, когда представление воплотится во внешнемобразе.
Творческое воображение является достаточно сложным явлением и зависит отопределенных факторов. Деятелъностътворческого воображения не может бытъодинаковой у ребенка и у взрослого, так как в разные периоды жизни человекаокружающаядействительность воспринимается по-разному.
Воображение считается одним из самых ярких психических явлений. Оно
оченьтесно связано с творчеством. Рубинштен С. Л. отмечает, что "воображениеформируется в процессе творческой деятельности". Количество специфическихвидов воображения определяется количеством видов человеческойдеятельности, конструктивное, техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное и т. д. Все эти виды воображения, формирующиеся ипроявляющиеся в различных видах творческойдеятелъности, составляютразновидность высшего уровня - творческого воображения.
Детское воображение - это, прежде всего творчество. При активном развитиивоображения в общем психическом развитии ребенка существует и известнаяопасность. У некоторых детей воображение начинает менятъ действительность,создает особый мир, в котором ребенок без труда достигаетудовлетворениялюбых желаний. Такие случаи требуют особого внимания, так как приводят каутизму и могут свидетелъствоватьоб искажениях в развитии психики ребенка.
Тема «Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста».
Таким образом, существует мнение, что воображение ребенка богаче, чем
Воображениевзрослого человека. Это мнение основано на том, что дети
фантазируют по самым различным поводам. Однако воображение ребенка насамом деле не богаче, а вомногихотношениях беднее, чемвоображениевзрослого. Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чемвзрослый человек, так как у детей мало жизненного опыта и, следовательно,меньше материала для воображения.
Нами было отмечено, что воображение является сложным и особым
психическим процессом и поэтому до сих пор не существует устойчивого иобщепринятого определения. Однако, все авторы согласны в том, что главной исущественной характеристикой воображения является способность человекасоздаватъ новые образы.
Подготовила:ЛондареваЖанна Юрьевна (воспитатель).
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № б5 «Колосок» г. Старый Оскол.