Татьяна Потёмкина
Развитие творческого потенциала на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческого потенциала дошкольников на музыкальных занятиях.
Мир меняется. Время ставит перед человечеством новые проблемы, которые требуют быстрых нестандартных решений. Между тем вся система образования не успевает за переменами, по-прежнему детей учат больше запоминать, чем мыслить, больше усваивать готовые выводы, чем попытаться прийти к ним самостоятельно. Отсюда главная задача воспитания детей – готовить не столько исполнителей, сколько творцов.
Публикация «Развитие творческого потенциала на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Творческий потенциал – это совокупность индивидуальных личных качеств человека (это своего рода резерв, запас качеств возможностей человека, благодаря которым, он развивается и создаёт, творит что то новое необычное, значимое.
Развитие творческого потенциала - широкое понятие, которое рассматривается как целенаправленное и организованное воздействие на детей в процессе передачи им музыкальной культуры и опыта музыкальной деятельности. Развитие творческого потенциала предполагает формирование творческой позиции – активности, инициативности, самостоятельности.
Важнее всего творчество нужно как раз для взрослого человека, потому что помогает ему успешно справляться с трудностями, строить отношения с людьми, быть радостным и счастливым. Однако если у ныне взрослого в детстве с творчеством «не сложилось», то, скорее всего, творческой личностью ему стать не удастся, как бы он не хотел.
Для справки :Взрослые люди используют свой творческий потенциал на 20%, студенты – на 30-50,школьники младших классов – на 50-70, дошкольники на 95%.
Развитие творческого потенциала детей нужно начинать с ранних лет, как и все иные задатки. Творчество необходимо воспитывать, чтобы со временем оно стало жизненной установкой, которая, с одной стороны, позволяет нам увидеть новое в знакомом и близком, а с другой – не бояться столкнуться с новым и неизвестным.
Развитие творческой личности происходит в разных областях. Одна из них – музыкальная деятельность.
Музыка- это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» ставит задачи развития музыкально-творческих способностей дошкольника в разных видах музыкальной деятельности через активное восприятие музыки.
Одним из важнейших факторов развития творческого потенциала детей дошкольного возраста является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей, а так же создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые будут стимулировать его самую разнообразную творческую деятельность.
Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия музыки, которая является образцом для творчества, его источником. Не зря, большое внимание на музыкальных занятиях уделяется слушанию музыки : классической, народной, детской. К сожалению, для большинства детей, музыкальное занятие в детском саду - это единственная возможность встречи с классической музыкой. Слушать и слышать такую музыку не просто, так как у детей отсутствует опыт восприятия серьезной музыки. На музыкальных занятиях интеллектуально - эмоциональная деятельность детей организуется не на уровне узнавания произведения и констатирования, а как исследовательская деятельность, как творческий поиск. Например, дети слушают Пьесы П. Чайковского «Баба Яга» и М. Мусоргского «Избушка на курьих ножках». Мы не ограничиваемся вопросами о характере музыки, дети пытаются найти общие и различные средства музыкальной выразительности в произведениях с похожими названиями.
Другое условие – это накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, ребята приобретают необходимые умения, навыки, знания, для того, чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления.
Чтобы ребенок смог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, т. е. основные музыкальные способности. Известно, что большинство детей очень любят петь, причем как, обладающие природными музыкальными способностями, так и слабоинтонирующие. Для развития вокально-певческих навыков и музыкального слуха педагогами -музыкантами разработано большое количество методик, которые практически все построены на игре.
Кроме того, для проявления творчества требуются воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях.
Творческие проявления детей в ритмике, так же, как и в пении являются важным показателем музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать "свой" музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками.
Игра на музыкальных инструментах активизирует всех детей, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию и творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
Развитие детского творчества происходит по следующим этапам: от заданий, требующих первоначальной ориентировки в творческой деятельности, к заданиям, способствующим освоению способов творческих действий, поискам решений, и, наконец, к заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия детей, использование сочиненных мелодий, танцев, элементарных ритмических композиций в жизни.
Итак: Основными направлениями развития творческого потенциала у дошкольников в процессе восприятия музыки является песенное творчество, музыкально-игровое, танцевальное творчество, творчество детей в игре на музыкальных инструментах. Педагогическое руководство процессом музыкального творчества детей позволяет активизировать творческий потенциал дошкольников. Взрослый должен активно и целенаправленно воздействовать на развитие детского творчества.
Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка.
В данной работе использованы :
«Путь детей к творчеству» Анатолий Зак, Лев Мадорский
«Развитие творческого потенциала» Солдатова Л. Ю.