Кристина Корнеева
Методы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Первые годы жизни ребенка – самые важные для его будущего, и необходимо как можно лучше использовать их.
Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно – образовательной работе с детьми.
Публикация «Методы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. В современной характеристике игр-драматизаций раскрывается их взаимосвязь с сюжетно-ролевыми играми. В частности, это:
— наличие динамического сюжета;
— использование разнообразных средств выразительности;
— возможность использования приобретенного ранее социального опыта.
Своеобразие игр-драматизаций заключается в том, что:
— сюжет игры заранее определен автором литературного произведения;
— состав участников, последовательность происходящих событий зависит от драматизируемого произведения.
1. Дети выступают в роли персонажей игры.
2. Дети изображают героев с помощью игрушек, озвучивают их.
3. Стендовые игры или игры с использованием настольного театра с объемными или плоскостными фигурками (фланелеграф, теневой театр).
4. Театр «Петрушки», «Би-ба-бо» — имеют перчаточный принцип устройства, используется ширма.
Особенность в работе с дошкольников с интеллектуальной недостаточностью заключается в том, что если игры первого вида вполне приемлемы для детей данной категории (2, 3, 4) целесообразно использовать только педагогом для создания игровой ситуации при объяснении или закреплении материала.
Обучение играм-драматизациям происходит поэтапно:
1. Подготовительный этап:
работа с текстом (текст произведения в случае необходимости адаптируется, упрощается);
подготовка атрибутов игры;
работа над развитием движений и развитием речевых навыков.
2. Знакомство с текстом.
3. Подготовка к проведению игры-драматизации (распределение ролей с учетом психофизических особенностей детей, заучивание текста, работа над произносительной стороной речи, работа над пантомимикой, отработка последовательных действий).
4. Проведение игры-драматизации.
При отборе пособий, оборудования, материала для игр-драматизаций в каждой возрастной группе специального детского сада следует учитывать запас детских впечатлений, знаний и интересов. Пополнение его должно быть не случайным, а с учетом освоенности детьми приемов работы с ним.
Игра-драматизация требует соответствующей организации и места. Условно оборудование для игры можно подразделить на:
театрально-игровой материал: игрушки, куклы, плоскостные фигурки, пальчиковые персонажи;
дополнительный реквизит: плоскости, стол, фланелеграф, ширмы, занавеси и т. д.
декорации: плоскостные, полуобъемные, с устойчивой подвижной основой или статичные, рисованные, аппликационные, сконструированные;
элементы костюмов: головные уборы, воротники, манжеты;
Организатором и ведущим в игре-драматизации является педагог. Действия детей или игровых персонажей сопровождаются речью. Важным компонентом игры является музыка, которая стимулирует к выполнению эмоционально насыщенных игровых действий.
Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества : активность, самостоятельность. Руководство творческими играми приобретает важное значение, но встречаются определенные трудности. Педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка, его интересы, личные качества, навыки общественного поведения.
Формируя интерес к играм, необходимо читать и рассказывать детям произведения художественной литературы, рассматривать иллюстрации к этим произведениям, показывать диафильмы.
Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с
удовольствием. Так же и творчество – это всегда интерес, увлечение и даже страсть.
Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.
Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.
В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общим дидактическим принципам:
• научности;
• систематичности;
• последовательности;
• доступности;
• наглядности;
• активности;
• прочности;
• индивидуального подхода.
Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном возрасте.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.
Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.
Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье.