Приложение МААМ

Развитие творческих способностей младших школьников посредством бумагопластики во внеурочной деятельности

Валентина Черемнова
Развитие творческих способностей младших школьников посредством бумагопластики во внеурочной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

МОДЕЛЬ, МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БУМАГОПЛАСТИКИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Для осуществления диагностического исследования были выбраны два класса: 2 «А» (экспериментальный класс, и 2 «Б» (контрольный класс).

В эксперименте принимали участие 2 «А» класс в количестве 28 учеников (15 девочек и 13 мальчиков) и 2 «Б» класс в количестве 29 ученика (14 девочек и 15 мальчиков).

Темочки:

Участники экспериментальной группы посещали внеурочные мероприятия, занятия которого направлены на развитие творческих способностей. Контрольная группа специальных занятий не посещала.

Эмпирическая работа проводилась в 3 этапа:

1. Констатирующий этап – диагностика уровня сформированности творческих способностей младших школьников.

2. Формирующий этап – организация и проведение работы с детьми из экспериментальной группы во внеурочной деятельности, направленной на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.

3. Контрольный этап – проведение контрольного замера и сравнительного анализа результатов диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников на констатирующем и контрольном этапах.

НАЧАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Цель исследования: выявление уровня развития творческих способностей у младших школьников для составления рабочей программы.

Экспериментальная база: МБОУ гимназия, 2 «А» класс в количестве 28 человек (15 девочек, 13 мальчиков) и 2 «Б» класс в количестве 29 человек (14 девочек, 15 мальчиков).

Исследование состоит из 3 этапов:

Первый этап. Констатирующий – в нем проводилось первичное диагностирование уровня развития творческих способностей у младших школьников (в двух классах 2 «А» и 2 «Б» МБОУ гимназии

Второй этап. Формирующий – в котором, разрабатывалась и применялась методика по развитию творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности посредством бумагопластики (собственной программой формирующего эксперимента «Самоделки из бумаги» у учащихся 2 «А» класса).

Третий этап. Контрольный – на котором проводилось повторное диагностическое исследования, по тем же методикам, в двух классах 2 «А» и 2 «Б», для определения уровня сформированности развития творческих способностей младших школьников.

Таблица 1

Результаты первичного (констатирующего) исследования уровня развития творческих способностей у младших школьников

В исследовании приняли участие: n = 57, 2 класс «А» - n = 28 (экспериментальная группа, 2 класс «Б» - n = 29 (контрольная группа, январь 2023, %

Методика Класс Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Кол-во человек % Кол-во человек % Кол-во человек %

«Заверши фигуру» Э. П. Торренс. 2 «А» 3 10% 10 35% 15 55%

2 «Б» 4 13%; 8 27 % 17 60 %

«Какие предметы спрятаны в рисунках» Р. С. Немов 2 «А» 3 10 % 9 32% 16 58%

2 «Б» 3 10% 8 27 % 18 63%

«Графический диктант» Д. Б. Эльконина. 2 «А» 3 10% 9 32 % 16 58 %

2 «Б» 3 10% 9 31 % 17 59 %

Данное исследование показало, (таблица 1, что ученики 2 «А» и 2 «Б» классов, имеют низкий уровень личностно-креативного компонента 55% и 60%, средний уровень 35% и 27%, а высокий уровень10% и 13% у младших школьников.

Что касается дивергентного компонента, то большинство учеников имеет низкий уровень 58% и 63% у обоих классов, средним уровнем обладают 32% и 27% школьников в обоих классах и высокий уровень имеет всего 10% и 10% школьников.

Исследование деятельностного компонента показало, что младшие школьники имеют низкий уровень 58% и 59%, средний уровень показали 32% и 31% детей, а высокий уровень 10% и 10% учеников в обоих классах.

Таблица 2

Карта наблюдения по каждой методике, n= 57 (28э/29к, январь 2023 г., %

№ И. Ф. «Завершите фигуру» Э. П. Торренс. «Какие предметы спрятаны в рисунках» Р. С. Немов. «Графический диктант» Д. Б. Эльконин Уровень развития творческих способностей

2 «А» класс Экспериментальная группа

1 Виктор А. 3 3 3 Высокий 3

2 Аскер Б. 2 2 2 Средний 2

3 Валентина Б. 2 2 2 Средний 2

4 Артем С. 2 1 1 Низкий 1

5 Демид Б. 1 2 1 Низкий 1

6 Кира А. 1 1 1 Низкий 1

7 Александр Л. 2 1 2 Средний 2

8 Григорий А. 2 2 2 Средний 2

9 Елена Б. 1 1 1 Низкий 1

10 Ярослава Б. 3 3 3 Высокий 3

11 Данил П. 2 2 2 Средний 2

12 Ирина С. 2 2 1 Средний 2

13 Руслан Р. 1 1 2 Низкий 1

14 Валерия М. 1 1 1 Низкий 1

15 Анна С. 1 2 1 Низкий 1

16 Вера Г. 1 1 1 Низкий 1

17 Анастасия У. 1 1 1 Низкий 1

18 Рамал А. 2 1 2 Средний 2

19 Мария В. 1 2 2 Средний 2

20 Светлана Т. 1 1 1 Низкий 1

21 Полина В. 1 1 1 Низкий 1

22 Рустам О. 2 1 2 Средний 2

23 Арсен Н. 1 1 1 Низкий 1

24 Арина А. 1 1 1 Низкий 1

25 Илья Г. 2 2 1 Средний 2

26 Нина А. 3 3 3 Высокий 3

27 Ирина К. 1 1 1 Низкий 1

28 Давид Ч. 1 1 1 Низкий 1

Высокий

3 человека 10% Средний

10 человек 36% Низкий

15 человек 54%

2 «Б» Контрольная группа

1 Алсу Г. 2 2 2 Средний 2

2 Игорь П. 3 3 3 Высокий 3

3 Айгуль П. 2 2 2 Средний 2

4 Артур Д. 1 1 1 Низкий 1

5 Мирослава О. 1 1 1 Низкий 1

6 Эдуард Б. 2 2 2 Средний 2

7 Денис С. 2 2 2 Средний 2

8 Яна Г. 1 1 1 Низкий 1

9 Станислав Г. 1 1 1 Низкий 1

10 Алексей О 1 1 1 Низкий 1

11 Данила С. 1 1 1 Низкий 1

12 Наталья Б. 2 2 1 Средний 2

13 Алиса Т. 1 1 1 Низкий 1

14 Ксения А. 2 2 2 Средний 2

15 Вероника Г. 3 3 2 Высокий 3

16 Милана З. 1 2 2 Средний 2

17 Ирина Щ. 1 1 1 Низкий 1

18 Станислав Я. 2 1 1 Низкий 1

19 Ольга Ч. 3 2 3 Высокий 3

20 Игорь Л. 1 1 1 Низкий 1

21 Руслан А. 1 1 1 Низкий 1

22 Артем З. 1 1 2 Низкий 1

23 Алена У. 1 1 1 Низкий 1

24 Алсу Г. 1 1 1 Низкий 1

25 Евгений П. 2 1 1 Низкий 1

26 Игорь П. 1 1 1 Низкий 1

27 Айгуль П. 1 1 1 Низкий 1

28 Виктор Ч. 1 1 2 Низкий 1

29 Семен К. 3 3 3 Высокий 3

Высокий

4 человек 13% Средний

7 человек 24% Низкий

18 человек 63%

Данные таблицы 2.2 говорят о том, что 2 «А» (экспериментальная группа) класс по результатам всех методик имеют низкий уровень творческих способностей 54%, средний уровень у 36% учеников и высокий уровень у 10% класса. У 2 «Б» (контрольная группа) класса по результатам всех методик ученики также имеют низкий уровень творческих способностей 63%, средним уровнем обладает 24% и высокий уровнем обладает 13%.

Рассмотрим каждый уровень диагностики каждого компонента индивидуально:

Рис. 1. Уровень развития личностно креативного компонента по методике «Заверши фигуру» Э. П. Торренса, n=57, (28э/29к, январь 2023., %

Результаты диагностики показали, что у младших школьников низкий уровень личностно-креативного компонента, т. к. у детей при выполнении заданий возник ряд трудностей. Например, они использовали простые формы, отсутствуют или не полностью раскрывают суть фигуры, названия.

Рис. 1. U-критерий Манна-Уитни равен 393,5

Критическое значение U-критерия Манна-Уитни при заданной численности сравниваемых групп составляет 302.

393,5 >302, следовательно различия уровня признака в сравниваемых группах статистически не значимы (р>0,05).

Результаты попали в зону незначимости, потому что, у обоих классов низкий результат личностно-креативного компонента.

Рис. 2. Уровень развития дивергентного компонента по методике «Какие предметы спрятаны в рисунках» Р. С. Немов, n=57, (28э /29к, январь 2023., %

Результат диагностики показывает, что у младших школьников низкий уровень дивергентного компонента, это связано с тем, что дети не смогли найти все фигуры, за указанное время.

Рис. 2. U-критерий Манна-Уитни равен 387,5

Критическое значение U-критерия Манна-Уитни при заданной численности сравниваемых групп составляет 302.

387,5 >302, следовательно различия уровня признака в сравниваемых группах статистически не значимы (р>0,05).

Результаты попали в зону незначимости, потому что, у обоих классов низкий результат дивергентного компонента.

Рис. 3. Уровень развития деятельностного компонента по методике «Графический диктант» Д. Б. Эльконина, n=57, (28э/29к, январь 2023, %.

Результат этой диагностики, показывает, что у младших школьников низкий уровень деятельностного компонента, так как по результатам методики у детей возникли сложности воспроизведения услышанного, на бумаге.

Рис. 3. U-критерий Манна-Уитни равен 400

Критическое значение U-критерия Манна-Уитни при заданной численности сравниваемых групп составляет 302

400 > 302, следовательно различия уровня признака в сравниваемых группах статистически не значимы (р>0,05).

Результаты попали в зону незначимости, потому что, у обоих классов уровень дивергентного компонента низкий.

На основании всех проведенных методик, была составлена диаграмма общего уровня развития творческих способностей младших школьников.

Рис. 4. Уровень развития творческих способностей у младших школьников (интегративный показатель, n=57 (28э/29к, январь 2023, %.

Данные рисунка говорят о том, что 2 «А» (экспериментальная группа) по результатам всех методик имеют низкий уровень 54% творческих способностей, средний уровень 36% и высокий уровень 10% .У 2 «Б» (контрольная группа, по результатам всех методик, ученики также имеют низкий уровень творческих способностей 63%, средний уровень 24% и высоким уровнем обладают 13%.

Рис. 4. U-критерий Манна-Уитни равен 381

Критическое значение U-критерия Манна-Уитни при заданной численности сравниваемых групп составляет 302

381 > 302, следовательно различия уровня признака в сравниваемых группах статистически не значимы (р>0,05)

Результаты попали в зону незначимости, потому что, у обоих классов уровень деятельностного компонента низкий.

Таким образом, подобрав соответствующие диагностики для определения уровня развития творческих способностей младших школьников, были получены следующие результаты первичной диагностики: 2 «А» класс (экспериментальная группа) по результатам всех методик имеют низкий уровень творческих способностей 54%, средний уровень у 36%, и высокий уровень у 10% класса. У 2 «Б» класса (контрольная группа) по результатам всех методик, ученики имеют низкий уровень творческих способностей 63%, средний уровень у 24%, и высокий уровень у 13% класса. Из расчетов по критерию Манна-Уитни можно увидеть, что различия уровня признака в сравниваемых группах не значимы.

Можно сделать вывод, что ученики 2 «А» и 2 «Б» классов имеют низкий уровень творческих способностей и для его повышения необходимо разработать соответствующую программу, которая будет учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников.

2.4. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ БУМАГОПЛАСТИКИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В результате первичной диагностики, было выявлено, что ученики 2 «А» и 2 «Б» классов имеют низкий уровень творческих способностей.

Для их развития, я разработала программу «Самоделки из бумаги».

Предмет эксперимента:

бумагопластика во внеурочной деятельности

Цель программы:

повысить уровень творческих способностей младших школьников посредством бумагопластики во внеурочной деятельности.

Задачи программы:

- разработать комплекс уроков для развития творческих способностей младших школьников с помощью бумагопластики;

- развитие у младших школьников творческих способностей, воображения и творческого мышления;

Принципы:

1. Наглядности (познания младших школьников, нуждаются в наглядном подтверждении);

2. Доступности (познание происходит от легкого к трудному, от известного, к неизвестному, от простого к сложному);

3. Творчества и самостоятельности (не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно, не сдерживать инициативы детей).

Гипотеза:

если в образовательном процессе применять современные технологии искусства, такие как бумагопластика, которая включает в себя:

квиллинг, аппликацию, оригами, модульное оригами, скрапбукинг, торцевание, бумажную флористику, мятую бумагу и т. д. ;-

то уровень развития творческих способностей младших школьников повысится.

Независимая переменная:

развитие творческих способностей с применением бумагопластики (квиллинг, аппликация, оригами, модульное оригами, скрапбукинг, торцевание, бумажная флористика, мятая бумага)

Зависимая переменная:

компоненты развития творческих способностей

Компонент Критерии

Личностно-креативный творческий потенциал,

воображение,

критичность,

творческая активность.

Дивергентный творческое мышление,

поиск новых решений,

находчивость,

оригинальность.

Ожидаемые результаты эксперимента, формы их представления (по субъектам)

Личностные результаты

- навык самостоятельной работы и работы в группе, при выполнении практических творческих работ;

- ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- заложены основы социальных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и его результатам, заинтересованность в культурном наследии.

- формирование устойчивого познавательного интереса к творческой работе;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной деятельности;

- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознание системы общечеловеческих ценностей.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ.

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружением.

- осуществлять контроль по результату и способу действия;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

- выстраивать технологическую последовательность собственного или предложенного замысла;

Познавательные УУД

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- развивать художественный вкус;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления;

- развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, па-мять;

Коммуникативные УУД

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Предметные результаты

овладение основами художественной грамоты;

знание цветов и различных видов бумаги;

умение передавать форму, величину изображения

Таким образом, программа по развитию творческих способностей у младших школьников посредством бумагопластики во внеурочной деятельности, включает в себя разделы, каждый из которых способствует поэтапному развитию творческих способностей детей

Программа разработана для развития таких творческих компонентов как, личностно – креативный, дивергентный и деятельный. Данная программа расширит кругозор детей, научит коллективной работе и сможет развить фантазию младших школьников.

2.5. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПЕРИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

После реализации программы развития творческих способностей младших школьников посредством бумагопластики во внеурочной деятельности «Самоделки из бумаги», была проведена контрольная диагностика, которая показала следующие результаты:

Таблица 3

Результаты контрольного (заключительного) исследования уровня развития творческих способностей у младших школьников

В исследовании приняли участие: n = 57, 2 класс «А» - n = 28 (экспериментальная группа, 2 класс «Б» - n = 29 (контрольная группа, март 2023, %.

Методика Класс Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Кол-во человек % Кол-во человек % Кол-во человек %

«Закончи рисунок» Э. П. Торренс. 2 «А» 12 43% 11 40% 5 17%

2 «Б» 6 20% 9 31% 14 49%

«Какие предметы спрятаны в рисунках»

Р. С. Немов 2 «А» 14 50% 10 36% 4 14%

2 «Б» 5 17% 9 32% 15 51%

«Графический диктант» Д. Б. Эльконина 2 «А» 13 47% 10 36% 5 17%

2 «Б» 6 20% 10 35% 13 45%

Данные таблицы 3 показывают, что ученики 2 «А» повысили уровень развития творческих способностей во всех компонентах личностно – креативный 43%, дивергентный 50% и деятельностный 47%.

2 «Б» класс показал результаты хуже, личностно – креативный компонент 49%, дивергентный компонент 51%, деятельностный компонент 45%.

Таблица 4.

Карта наблюдения по каждой методике, n= 57 (28э/29к, март 2023 г., %

№ И. Ф. «Завершите фигуру» Э. П. Торренс. «Какие предметы спрятаны в рисунках» Р. С. Немов. «Графический диктант» Д. Б. Эльконин Уровень развития творческих способностей

2 «А» класс Экспериментальная группа

1 Виктор А. 3 3 3 Высокий 3

2 Аскер Б. 2 3 3 Высокий 3

3 Валентина Б. 3 3 3 Высокий 3

4 Артем С. 2 2 2 Средний 2

5 Демид Б. 2 3 2 Средний 2

6 Кира А. 2 2 2 Средний 2

7 Александр Л. 3 2 2 Средний 2

8 Григорий А. 2 3 3 Высокий 3

9 Елена Б. 2 2 2 Средний 2

10 Ярослава Б. 3 3 3 Высокий 3

11 Данил П. 3 3 3 Высокий 3

12 Ирина С. 2 2 1 Средний 2

13 Руслан Р. 1 2 3 Средний 2

14 Валерия М. 3 2 3 Высокий 3

15 Анна С. 2 2 2 Средний 2

16 Вера Г. 3 3 3 Высокий 3

17 Анастасия У. 1 1 2 Низкий 1

18 Рамал А. 3 3 3 Высокий 3

19 Мария В. 2 3 3 Высокий 3

20 Светлана Т. 2 2 2 Средний 2

21 Полина В. 1 1 1 Низкий 1

22 Рустам О. 3 3 3 Высокий 3

23 Арсен Н. 3 3 1 Средний 2

24 Арина А. 1 1 1 Низкий 1

25 Илья Г. 3 3 2 Высокий 3

26 Нина А. 3 3 3 Высокий 3

27 Ирина К. 2 2 2 Средний 2

28 Давид Ч. 1 1 1 Низкий 1

Высокий

13 человек 46% Средний

11 человек 40% Низкий

4 человека 14%

2 «Б» Контрольная группа

1 Алсу Г. 2 2 2 Средний 2

2 Игорь П. 3 3 3 Высокий 3

3 Айгуль П. 2 2 2 Средний 2

4 Артур Д. 1 1 1 Низкий 1

5 Мирослава О. 1 1 1 Низкий 1

6 Эдуард Б. 2 2 2 Средний 2

7 Денис С. 2 3 2 Средний 2

8 Яна Г. 1 1 1 Низкий 1

9 Станислав Г. 1 1 1 Низкий 1

10 Алексей О 1 1 1 Низкий 1

11 Данила С. 1 1 1 Низкий 1

12 Наталья Б. 3 3 1 Средний 2

13 Алиса Т. 1 1 1 Низкий 1

14 Ксения А. 3 2 2 Средний 2

15 Вероника Г. 3 3 3 Высокий 3

16 Милана З. 1 2 2 Средний 2

17 Ирина Щ. 1 1 1 Низкий 1

18 Станислав Я. 2 1 1 Низкий 1

19 Ольга Ч. 3 2 3 Высокий 3

20 Игорь Л. 1 1 2 Низкий 1

21 Руслан А. 1 1 1 Низкий 1

22 Артем З. 2 2 2 Средний 2

23 Алена У. 2 2 3 Средний 2

24 Алсу Г. 1 1 1 Низкий 1

25 Евгений П. 2 2 3 Средний 2

26 Игорь П. 1 1 1 Низкий 1

27 Айгуль П. 2 1 2 Средний 2

28 Виктор Ч. 1 1 2 Низкий 1

29 Семен К. 3 3 3 Высокий 3

Высокий

4 человек 13% Средний

11 человек 38% Низкий

14 человек 49%

Рассмотрим каждую методику отдельно.

Рис 5. Уровень развития личностно-креативного компонента у младших школьников по методике «Заверши фигуру» Э. П. Торренс, n=57 (28э/29к, март 2023 г., %

Рис. 5 U-критерий Манна-Уитни равен 261,5

Критическое значение U-критерия Манна-Уитни при заданной численности сравниваемых групп составляет 302

261,5 302, следовательно различия уровня признака в сравниваемых группах статистически значимы (р<0,05)

Результаты диагностики оказались статистическими значимыми, это связано с тем, что у 2 «А» класса (экспериментальная группа) уровень личностно - креативного компонента повысился, а у 2 «Б» класса (контрольная группа, результаты остались на низком уровне.

Результаты данной диагностики показали, что у младших школьников 2 «А» класса (экспериментальной группы) повысился уровень личностно-креативного компонента, дети нарисовали отдельные рисунки, придумали сюжет и дали оригинальные название получившимся фигурам. У 2 «Б» класса (контрольная группа) результаты остались на низком уровне, так как использовали простые абстрактные формы, нет прорисовки деталей, отсутствуют или полностью не раскрывают суть рисунка, нет названия фигурам.

Рис. 6. Уровень развития дивергентного компонента у младших школьников по методике «Какие предметы спрятаны в рисунках» Р. С. Немов, n=57 (28э/29к, март 2023г., %

Рис. 6 U-критерий Манна-Уитни равен 216

Критическое значение U-критерия Манна-Уитни при заданной численности сравниваемых групп составляет 302

216 302, следовательно различия уровня признака в сравниваемых группах статистически значимы (р<0,05)

Результаты диагностики оказались статистическими значимыми, это связано с тем, что у 2 «А» класса (экспериментальная группа) уровень дивергентного компонента повысился, а у 2 «Б» класса (контрольная группа, результаты остались на низком уровне.

Результаты этой диагностики показали, что у младших школьников 2 «А» класса (экспериментальная группа) повысился уровень дивергентного компонента до высокого, дети смогли увидеть и рассмотреть все спрятанные предметы, за определенное время. У 2 «Б» класса (контрольная группа) результаты остались на низком уровне, так как дети не смогли справиться в определенное время с поставленной задачей.

Рис. 7. Уровень развития деятельностного компонента у младших школьников по методике «графический диктант» Д. Б. Эльконина, n=57 (28э/29к, март 2023 г., %

Рис. 7 U-критерий Манна-Уитни равен 261,5

Критическое значение U-критерия Манна-Уитни при заданной численности сравниваемых групп составляет 302

261,5 302, следовательно различия уровня признака в сравниваемых группах статистически значимы (р<0,05)

Результаты диагностики оказались статистическими значимыми, это связано с тем, что у 2 «А» класса (экспериментальная группа) уровень дивергентного компонента повысился, а у 2 «Б» класса (контрольная группа, результаты остались на низком уровне.

Результаты диагностики показали, что у младших школьников 2 «А» класса (экспериментальная группа) повысился уровень деятельностного компонента, до высокого, так как дети смогли на слух написать графический диктант, прорисовать все детали, по клеткам, а также объединить, и преобразовать в один рисунок. У 2 «Б» класса (контрольная группа) результаты остались на низком уровне, так как дети не смогли справиться с поставленной задачей, были многочисленные ошибки.

Рис. 8. Результаты контрольного исследования уровня развития творческих способностей у младших школьников

Рис. 8 U-критерий Манна-Уитни равен 218,5

Критическое значение U-критерия Манна-Уитни при заданной численности сравниваемых групп составляет 302

218,5 302, следовательно различия уровня признака в сравниваемых группах статистически значимы (р<0,05)

Результаты контрольного исследования уровня развития творческих способностей у младших школьников показали, что у 2 «А» класса (Экспериментальная группа) показатели изменились, в лучшую сторону, они имеют высокий уровень развития творческих способностей, у 2 «Б» класса результат остался на низком уровне.

Данные рисунка 8, говорят о том, что 2 «А» (экспериментальная группа) класс по результатам всех методик имеют Высокий уровень творческих способностей 46%, средний уровень у 40% учеников и низкий уровень у 14% класса. У 2 «Б» (контрольная группа) класса по результатам всех методик ученики имеют низкий уровень творческих способностей 49%, средним уровнем обладает 38% и высоким уровнем обладает 13%.

Для подтверждения гипотезы необходимо провести сравнение по критерию Манна - Уитни и критерию Ф. Вилкоксона.

1. Критерий Манна-Уитни 2 «А» класса (экспериментальная группа) и 2 «Б» класса (контрольная группа) до проведения экспериментальной деятельности по развитию творческих способностей у младших школьников.

Рис. 9. Результаты U- критерий Манна-Уитни до проведения экспериментальной деятельности по развитию творческих способностей у младших школьников в обоих класса, n=57 (28э/29к, март, 2023 г.

Согласно расчетам, U-критерий Манна-Уитни равен 381.

Критическое значение U-критерия Манна-Уитни при заданной численности сравниваемых групп составляет 302.

381 > 302, следовательно различия уровня признака в сравниваемых группах статистически не значимы (р>0,05).

Результаты оказались в зоне не значимости, так как у обоих классов по результатам первичной диагностики был низкий уровень развития творческих способностей.

2. Критерий Манна-Уитни 2 «А» класса (экспериментальной группы) и 2 «Б» класса (контрольной группы) после проведения экспериментальной деятельности по развитию творческих способностей у младших школьников.

Рис. 10. Результаты U- критерий Манна-Уитни после проведения экспериментальной деятельности по развитию творческих способностей у младших школьников в обоих класса, n=57 (28э/29к, март, 2023 г.

Расчеты показали, что U-критерий Манна-Уитни равен 218,5.

Критическое значение U-критерия Манна-Уитни при заданной численности сравниваемых групп составляет 302.

218,5 302, следовательно различия уровня признака в сравниваемых группах статистически значимы (р<0,05).

Результаты расчетов оказались в зоне значимости, так как, что после реализации программы в 2 «А» классе (экспериментальная группа) уровень творческих способностей у младших школьников повысился, а у 2 «Б» (контрольная группа) изменений не произошло, их результаты остались на низком уровне.

3. Критерий Фрэнка Вилкоксона 2 «Б» класс (контрольная группа) до и после проведения экспериментальной деятельности по развитию творческих способностей у младших школьников.

Рис. 11. Результаты Т-критерий Вилкоксона в контрольной группе до и после проведения экспериментальной деятельности по развитию творческих способностей. n=29, март, 2023 г

Т-критерий Вилкоксона равен 110

Критическое значение Т-критерий Вилкоксона при заданной численности сравниваемых групп составляет 140

140>110, следовательно различия уровня признака в сравниваемых группах статистически не значимы (р>0,05).

Результаты контрольной группы оказались в зоне не значимости, так как в 2 «Б» классе не проводилась реализация программы по развитию творческих способностей, поэтому они обладают низким уровнем

4. Критерий Фрэнка Вилкоксона 2 «А» класс (экспериментальная группа) до и после проведения экспериментальной деятельности по развитию творческих способностей у младших школьников.

Рис. 12. Результаты Т-критерий Вилкоксона в экспериментальной группе до и после реализации программы по формированию коммуникативных навыков, n=28, март, 2023 г

Т-критерий Вилкоксона равен 45.

Критическое значение Т-критерий Вилкоксона при заданной численности сравниваемых групп составляет 130.

45 130, следовательно различия уровня признака в сравниваемых группах статистически значимы (р>0,05).

Результаты 2 «А» класса (экспериментальной группы) оказались в зоне значимости, это связано с тем, что после реализации программы уровень творческих способностей у младших школьников повысился.

Можно сделать вывод, что после реализации программы развития творческих способностей младших школьников «самоделки из бумаги» результаты экспериментальной группы улучшились, а результаты контрольной группы остались почти неизменными. Цели и задачи экспериментальной деятельности, считаю, выполненными. Гипотеза подтверждена.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Фотоотчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников посредством правополушарного рисования»Фотоотчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников посредством правополушарного рисования» Цель: раскрыть творческий потенциал детей с помощью техники правополушарного рисования. Такое приоритетное направление в своей деятельности.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей посредством рисования и всё о том, чем можно рисовать»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей посредством рисования и всё о том, чем можно рисовать» Развитие творческого мышления у ребенка начинается практически с рождения. Творчество и речь неразрывно связаны. И чем раньше родители.

Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС «ФГОС ДО развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности» «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности» Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной.

Развитие творческих способностей детей посредством синтеза искусствРазвитие творческих способностей детей посредством синтеза искусств Музыкальное воспитание и изобразительная деятельность являются частью эстетического воспитания и не могут рассматриваться отдельно. Ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей младших школьников посредством бумагопластики во внеурочной деятельности
Опубликовано: 26 апреля 2023 в 09:36
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей младших школьников посредством бумагопластики во внеурочной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Черемнова (УИ 3125430) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД