наталия филиппова
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством художественного труда
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – Детский сад №12 «Улыбка»
городского округа «Город Якутск»
Филиппова Наталия Николаевна,
воспитатель высшей квалификационной категории,
руководитель изостудии.
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством художественного труда.
Художественный труд является эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, оказывает немаловажную роль на их умственное и психическое развитие.
Публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством художественного труда» размещена в разделах
Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного и бросового материала способствует развитию у детей внимания, формирует его произвольность. Поделки из различного материала удовлетворяют любознательность и любопытство дошкольников. В таком труде присутствует новизна, творческий поиск, возможность достижения более совершенных результатов.
Занятия по художественному труду проводятся с детьми старших и подготовительных к школе групп в соответствии с расписанием и планом кружковой работы 2 раза в неделю. Общая численность: 25 детей. В кружке «Умелые ручки» занимаются творчески одаренные дети и те, кто просто любит творить, фантазировать и трудиться. Данная деятельность реализуется в нашем д/с в рамках бесплатной дополнительной услуги по художественному труду для развития творческих способностей детей.
В перспективном планировании по ручному труду с детьми старших и подготовительных групп нашли отражение занятия по изготовлению поделок в различных техниках: тестопластика, бумагопластика, пластилинография, работа с текстильными материалами, конструирование из бросового материала и т. д. Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, пластилина, нитей, кусочков ткани, листьев, шишек и т. д.) в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей старшего дошкольного возраста. Такая работа, благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности, позволяет ребенку непосредственно реализовывать задуманное, совершенствовать, творить и видеть конечный продукт.
Продолжительность занятия не более 30 - 35 минут. Гибкая форма организации детского художественного труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, их желания, состояние здоровья и другие возможные факторы. Поэтому состав группы одновременно работающих детей иногда меняется в соответствии с вышеуказанными причинами.
На занятиях по ручному труду дети используют разные материалы (художественный, природный, бросовый) для создания разнообразных поделок и игрушек, выполняют плоскостные и объемные композиции. В результате совместного труда педагога и детей возникает реальный привлекательный для детей продукт: игрушка, сувенир, подарок для родных и друзей, изделие для оформления и т. д.
Изготовление игрушек, разных поделок из природного материала - труд кропотливый, интересный, необходимый и очень приятный. Природный материал сам по себе является кладезем для фантазии и игры воображения. Соединяя детали и элементы из природного материала, то можно оживить поделку, дать вторую жизнь материалу. Нужна только сноровка, ловкость рук и, конечно, фантазия. Весь материал (веточки, листья, шишки, орехи, скорлупа, перья, вата, засушенные цветы и т. д., а так же инструменты должны быть в доступном для детей месте.
Вначале проводится пальчиковая гимнастика, а затем в ходе занятия физминутка для расслабления мышц и снятия напряжения. Занятия проводятся в различных формах: теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, практические - непосредственное изготовление изделий, подготовка и проведение выставок детских работ и поделок, вручение готовых работ малышам в качестве подарков.
В конце учебного года дети старшего дошкольного возраста научились:
- владеть элементарными трудовыми умениями при работе с природным материалом, бумагой, картоном, солёным тестом, самоклеящейся бумагой, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой);
- выполнять правила безопасного пользования ножницами и клеем, иголкой;
- планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
- изготовлять поделки из природного материала;
- использовать ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи;
- бережно обращаться с инструментами;
- поддерживать порядок на рабочем месте;
Следует отметить, что развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством художественного труда позволяет развивать детскую фантазию и воображение, способности воспитанников к созданию оригинального изделия. В процессе работы дети самостоятельно применяют ранее усвоенные знания, умения и навыки; проявляют индивидуальность, художественный вкус, инициативу.