Инесса Азарова
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством детского дизайна
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей и родителей.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством детского дизайна.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. ФГОС ДО ставит перед нами ряд задач, одна из которых – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с самими собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством детского дизайна» размещена в разделах
Любой ребенок от природы – дизайнер. А задача взрослых – поддержать его инициативу и нестандартность мышления. Детский дизайн – это молодой вид детской деятельности, это форма организации ручного труда дошкольников с использованием разнообразных методик изобразительной деятельности.
От природы каждый ребенок талантлив, одарен, но развитие одаренности в дошкольном возрасте имеет скрытый характер, который необходимо раскрыть, развернуть, развить. В дошкольном образовании определены ряд качеств личности ребенка, представляющих проявление художественной одаренности ребенка: эстетическая любознательность, инициативность, наблюдательность, творческое саморазвитие. Художественная одаренность ярче всего проявляется в дошкольном возрасте, так как ребенок обладает образным мышлением, субсенсорным восприятием мира, лучше запоминает все оригинальное, выразительное и охотнее стремится реализовать себя в художественно-творческой деятельности. Необходимость создания программы развития творческих способностей вызвана стремлением возродить и сохранить отечественные ценности и традиции в сфере образования и культуры. Направление программы – это «Детский дизайн».
Дизайн - художественное проектирование, конструирование различных предметов, изделий, интерьеров, обладающих функциональными и эстетическими свойствами. Эта деятельность новая и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности.
Детский дизайн - особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества : рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд.
Детский дизайн рассматривается как элемент общей воспитательной работы, направленной на развитие гармонично развитой личности. На занятиях детей знакомят с понятием «Дизайн». Каждое последующее занятие опирается на предыдущее и способствует развитию представлений у воспитанников, воображения, эмоциональных переживаний, собственного видения окружающего мира. Знания и умения детей становятся постепенно полными, разнообразными.
В дизайн - деятельности дети дошкольного возраста имеют возможность воспользоваться навыками, умениями, приобретенными в разных видах изобразительной деятельности: использовать свой художественный опыт в благоустройстве и преобразовании своего кукольно - игрового пространства.
Изучением детского дизайна и внедрением этого направления в практику дошкольных образовательных учреждений занимается Пантелеев Г. Н.
Г. Н. Пантелеев выделяет типы и виды детского дизайна. Типов детского дизайна он выделяет три :
1. плоскостной (аппликативно-графический);
2. объемный (предметно-декоративный);
3. пространственный (архитекртурно-художественный).
По каждому типу осуществляется три направления деятельности (виды детского дизайна).
Первое направление – «аранжировки» – предполагает развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера. Это могут быть: композиции фито-дизайна, букеты, гербарии-картины, бижутерия из искусственного и природного материала, витражи и мозаики из цветного пластика, игровые детали и элементы сюжетно-тематических, сказочно-волшебных и орнаментальных композиций.
Второе направление – «дизайн одежды» – предполагает ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков – эскизов, фасонов и декоративной отделки платья. На досуге дети рисуют эскизы костюмов для персонажей литературных произведений, мультфильмов, спектаклей, а также для себя – одежды повседневной и праздничной.
Третье направление – декоративно-пространственный дизайн – ориентирует внимание детей на декоративном оформлении облика зданий и ландшафта, на эстетизацию кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам детского сада. Дети приобретают дизайн-опыт при создании макетов комнат, домиков, используя подручные материалы.
Детский дизайн ориентируется на создание оригинальных игрушек, поделок, подарков, сувениров, аксессуаров, интерьеров. Он способствует творческой самореализации, раскрытию уникальной индивидуальности, расширению мировоззрения. Занятия детским дизайном развивают у детей интеллект, культуру речи и общения, способности к анализу и обобщению, творческие способности – пространственное воображение, проектно-образное мышление. Занимаясь дизайном, дошкольники раскрывают и развивают в себе творческий потенциал с помощью новых техник и материалов. Дизайн развивает эстетическое мировоззрение, художественное восприятие и творческие способности детей, повышает стремление к самостоятельному творчеству, позволяет самостоятельно решать творческие задачи, развивает способность к анализу и обобщению. Применяя опыт дизайна, украшая мир вокруг себя, у детей развивается пространственное воображение, образное мышление, эстетический вкус, Создавая дизайнерские работы, дети учатся благоустраивать быт в детском саду и дома.
Совместная деятельность взрослого и детей, игры, беседы, выставки, конкурсы, наблюдения, опыты, эксперименты, творческие проекты, знакомство с иллюстративным материалом. Элементы дизайна используются практически во всех видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд, экопластика).
Методы и приемы работы с детьми.
• Словесные: беседа, объяснения, указания, вопросы, диалог, дискуссия, напоминания, использование художественного слова.
• Наглядные: использование дидактического материала, схем, моделей, ИКТ, картин, картинок, игрушек, природного материала, предметов, показ образца, показ способа действия.
• Практические: опыты, исследования, продуктивная деятельность, упражнения, игры, проблемные ситуации.
Следовательно, детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка. Продукты детского дизайн - творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту.
Естественно, не все дети станут художниками, но каждый сможет использовать свой художественный опыт в благоустройстве своей жизни по законам красоты и порядка. А это и является основной задачей и содержанием дизайн –деятельности.
Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!
Список литературы:
1. Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. - М., 2004
2. Лыкова И. А. Чудо-писанки – шедевры миниатюрной живописи// Дошкольное воспитание. – 2007. - № 3. – С. 46-52.
3. Лялина Л. А Дизайн и дети : из опыта методической работы. - М., ТЦ Сфера, 2006.
4. Пантелеев Г. Детский дизайн. – М. : КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006. – 192 с., ил.
5. Ярыгина А. Графический дизайн// Дошкольное воспитание. – 2005. - № 2. – С. 35-41.
6. Ярыгина А. Дети и дизайн : фитодизайн, флористика, аранжировки из природных материалов// Дошкольное воспитание. – 2006. - № 2. – С. 65-71.
7. Туфкрео Р. А., Кудейко М. В. Коллекция идей – Линка –Пресс, М., 2004.
8. Чен Н. В. Замечательные поделки своими руками – Харьков, 2008.
9. Тайбнер Армин Прикольные поделки из цветной бумаги. – Академия развития, 2007.
10. Давыдова Г. Н. Поделки из бросового материала. Цветы. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
11. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем. Занятия с дошкольниками. - М. : ТЦ Сфера, 2003.
12. Дубровская Н. В. Чудесные тарелочки. Поделки из тарелок. Для дошкольников и младших школьников. - СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2009.