Татьяна Истомина
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Среди многообразия игр, у детей большой интерес вызывают театрализованные игры, игры - драматизации, сюжетами которых являются сказки, рассказы или театральные представления. Причем дети сами могут изображать персонажей сказки или их игрушки и куклы. Иногда они полностью передают содержание литературного произведения, но могут и изменять и дополнять его. Если сравнить эти игры с сюжетно-ролевыми играми, в которые дети играют каждый день, можно выявить отличия в характере игровой деятельности. Если в театрализованных играх заранее известно содержание, то в сюжетно – ролевых ребенок может менять и содержание и сюжет. Дети свободно разыгрывают литературные произведения и редко выходят за рамки заданного автором действия. Несоответствие между запланированными действиями ребенка и разыгрываемым в произведении часто расценивается как отсутствие творческих способностей. Но все же, отрицать возможность творческих проявлений детей нет основания, поскольку театрально – игровая деятельность развивает творческие способности.
Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр» размещена в разделах
Следует отметить, что из всех видов театрализованных игр самой востребованной является игра – драматизация, где дети сами предстают героями литературных произведений. В выдвинутой Н. Капринской проблеме развития способностей в игре – драматизации особое внимание уделялось способности к театральному творчеству.
Н. С. Карпинская, рассматривая игру-драматизацию как средство развития творческих способностей детей, выделяя сходство и различия игры - драматизации и сюжетно-ролевой игры. В них дети играют роли и действуют в соответствии с содержанием игры. Но в сюжетно-ролевых играх дети выражают и испытывают впечатления, полученные от игры и взаимодействия со сверстниками, а в играх – драматизациях – впечатления от литературного произведения, отражая жизнь своих героев. В игре – драматизации целью является хорошее исполнение роли. Она играет большое значение в художественном воспитании и развитии дошкольников, поскольку тесно связано с театром.
“В театрализованных играх детей можно видеть переход от игры к драматическому искусству, разумеется, еще в зачаточной форме”, - так писал об этом отечественный психолог Б. М. Теплов. Участвуя в театрализации, дети переносят характер театрального искусства в игру – драматизацию. Игра - драматизация более сложная, чем сюжетно – ролевая игра, поскольку ребенок не только играет роль предложенного героя, но и находится в определенных условиях, предложенных автором произведения. Эти произведения «говорят», какие действия должен выполнять герой, но не сказано о движениях, мимике, интонациях. Вот здесь ребенок и проявляет детское творчество. Он подбирает изобразительные и выразительные средства для своего образа.
Чем активнее ребенок пробует себя в роли персонажей различных произведений, тем богаче его жизненный опыт и, соответственно, он раньше приобщается к театру, литературе, живописи и сможет достигнуть больших результатов.
Таким образом, игры-драматизации можно реализовать, если ребенок:
1. воспринимает литературные произведения, понимает их, сопереживает героям.
2. Знает, что такое театр, что такое спектакль и как он рождается
3. Может применять не себе роли: ребенок-“режиссер”, ребенок -“актер”, ребенок -“зритель”, ребенок -“оформитель”“декоратор” спектакля).
Подведя итоги, можно сказать, что развитие театрализованной деятельности дошкольников зависит от следующих условий: индивидуальных возможностей и способностей детей в театрализованной деятельности, условий в семье ребенка, его родителей, педагогов, развивающих потенциал детей в игровой деятельности детей.
Театрализованное представление «Путешествие в сказку «Теремок».
Звучит музыка. В зал входят дети и воспитатель.
Воспитатель:
Дети! Я хочу вас пригласить в сказку.
Все мы знаем,
Все мы верим:
Есть на свете
Чудный терем.
Терем, терем, покажись,
Покружись, остановись!
К лесу задом, к нам лицом,
И окошком, и крыльцом.
А вот и теремок. Давайте сядем и посмотрим, что будет дальше. Слышите, кто – то к теремку!
Мышка:
Я маленькая мышка,
Я по лесу брожу,
Ищу себе домишко,
Ищу- не нахожу.
Тук-тук! Пустите меня!
Воспитатель:
Никто не ответил. Решила она войти в теремок (ребенок входит в теремок).
Слышите дети, кто-то еще бежит к теремку.
Лягушка:
Речка, море и трава!
Теплый дождик, ква-ква-ква!
Я лягушка, я квакушка.
Поглядите, какова!
Воспитатель:
Увидела Лягушка теремок и давай стучаться в дверь.
Лягушка:
Тук – тук- тук! Открывайте дверь! (подходит к теремку и стучит).
Мышка:
(в теремке) Кто там?
Лягушка: Это я - лягушка – квакушка!
Пустите меня в теремок!
Воспитатель:
Мышка, пусти Лягушку – квакушку в теремок, а Катя тебе расскажет стихотворение.
Катя:
Для внучонка – лягушонка
Сшила бабушка пеленку.
Стала мама пеленать,
А малыш давай скакать.
Из пеленки прыг да скок –
И от мамы наутек!
Используемая литература:
1. Доронова Т. Н. Играем в театр : театрализ. деятельность детей 4-6 лет : метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. М. Просвещение. 2005г.
2. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка дошкольника : Програм. -метод. пособие – М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2004г.
3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2004г.
4. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду : Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М. : Школьная Пресса, 2004г.
5. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр : Программа “Театр-творчество-дети” : Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. М. : АРКТИ, 2004г.
6. Соломоник И. Н. Куклы выходят на сцену: Кн. для учителя –М. : Просвещение 1993г.