Марина Сигитова
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством театрализованных игр в условиях инклюзии
▼ Скачать + Заказать документы
Что может быть важнее хорошо развитой речи?
Без нее нет успехов в учении, нет настоящего общения,
а значит и коллективного труда.
В. А. Сухомлинский
За последние годы в нашем мире произошло множество изменений в современном обществе увеличили поток информации в жизни каждого человека, что оказывает прямое влияние и на ребёнка, так как как в системе образования в целом, так и в дошкольных учреждениях появились новые требования. Дошкольное образование сегодня – это самая первая ступень в развитии каждого человека. В современном мире активно изучается и решается проблема дошкольного образования, усложняются задачи, которые стоят перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, однако всё ещё открытым остаётся вопрос развития связной речи детей посредством театрализованной игры в условиях инклюзивного образования.
Публикация «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством театрализованных игр в условиях инклюзии» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Сценарии праздников и мероприятий
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2023
Основной вклад в изучение проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста внесли педагоги - исследователи и практики дошкольного дела О. И. Соловьева, Т. А. Маркова, В. В. Гербова и др. Параллельно исследования вели и психологи – Л. С. Выготский, В. И. Ядэшко и др. Основной результат их исследований - выявление звеньев механизма овладения связной речью ребенком. Наличие интеллекта, т. е. способности познавать внешний мир с помощью памяти, предоставления, воображения, мышления, а также речь - это важнейшие отличия человека от животного. И интеллект, и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста, интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Но интеллект появляется у ребенка не просто потому, что его организм растет, а лишь при непременном условии овладения этим человеком речью. Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребенок развивается нормально : у него появляется способность представлять, затем мыслить и воображать; с каждой возрастной ступенью эта способности совершенствуется.
По-другому обстоит дело с развитием речи у детей, имеющих задержку психического развития. Низкий уровень познавательной активности этих детей, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженная способность к приему и переработки перцептивной информации, недостаточная сформированность операции анализа, сравнения и синтеза приводит к отклонениям в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи. Становление связной речи у таких детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется определёнными качественными особенностями. Дети с задержкой психического развития довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной форме речи. Переход же к самостоятельному связному высказыванию очень труден для этих детей и во многих случаях затягивается вплоть до старших классов.
Развитие связной речи у детей с ЗПР является трудным процессом, требующим использования особых методических приемов. Успехов в коррекционной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую деятельность возраста. Для дошкольников, особое место в системе коррекции должны занимать сюжетно-ролевая и театрализованная игры.
Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи — словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой культуры. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка. Использование театрализованной деятельности в целях развития речи является очень эффективным средством обучения и развития детей с нарушениями в развитии.
Все вышеизложенное позволило мне определить цель моей работы в группе комбинированной направленности, которую посещают мои воспитанники, имеющие статус ОВЗ (задержка психического развития).
Было принято решение разработать план коррекционно-развивающих работы с детьми в подгрупповых, так и групповых занятий по развитию связной речи в условиях инклюзии (вся работа проводились совместно со всеми детьми, посещающими группу).
Виды театров в группе комбинированной направленности (многие из них сделаны своими руками) :
театр на палочках;
театр топотошек;
ролевой театр;
деревянный театр;
наручный театр;
куклы варежки;
научный театр;
стендовый театр;
теневой театр;
театр марионеток;
театр кукол би-ба-бо или тетр «Петрушки» и т д.
Театрализованные игры различаются в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности. Так, в театрализованных играх выделяются режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским играм можно отнести настольный и теневой театры, театр на фланелеграфе. В этих играх ребенок сам не является действующим лицом, но он придумывает персонажи и сюжет. В данном случае пантомимика ребенка ограничена, так как он манипулирует с неподвижной или малоподвижной игрушкой. Здесь больший упор делается на вербальные средства выразительности. В играх- драматизациях ребенок более активен: он играет сам, вкладывая в образ своего героя те черты, которые, на его взгляд, являются главными. При этом ребенок использует все возможные средства выразительности, как вербальные, так и невербальные.
Используемая театральная деятельность на занятиях, в совместной деятельности педагогов и детей, на праздниках - это эффективный метод развития коммуникативных навыков, эмоционально волевой сферы и речи детей дошкольного возраста. Данная деятельность интересна, доступна и эмоционально привлекательна детям. С помощью игровых приемов педагог добивается совершенствования выразительности речи ребенка. Именно театрализованные игры позволяют добиваться хороших результатов.
Дети приобретают опыт разного рода во взаимоотношениях между героями сказки или инсценировки. Ребята учатся согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру, уважительно относиться друг к другу. Занятия театральной деятельностью влияют на психическое состояние ребенка, устраняют проявления негативного психоэмоционального состояния, снижают уровень невротизации, снимают психическое и физическое напряжение, улучшают общее состояние ребенка, помогают ему проявить свою индивидуальность. Ребенок избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом. Это очень важно, так как является основой для дальнейшего общения детей со сверстниками, педагогами и взрослыми.
Театрализованные игры влияют на формирование словарного запаса и развитие связной речи у детей ЗПР. Добровольность участия в играх создает эмоциональный комфорт. Заинтересовавшись происходящим, ребенок приходит к желанию активно действовать, говорить, играть. Овладение родной речью прямо связано с развитием личности ребенка, его активности, инициативности, свободы поведения. В связи с этими личностными проявлениями формируется коммуникативная компетенция: осваивается фонетическая, лексическая, грамматическая стороны родного языка, развивается и совершенствуется связная речь, формируется элементарная текстовая деятельность.
Таким образом, театрализованная игра позволяет решать многие задачи программы детского сада: от полноценного развития речи до физического совершенства. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности игр дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности.
А также был оформлен «театральный уголок», где дети самостоятельно могут играть в сюжетно-ролевые игры.