ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА МИРОШНИКОВА
Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста посредством игр и упражнений
▼ Скачать
Одной из главных характеристик уровня грамотности человека это связная речь. Она помогает человеку успешно общаться и приобретать новые знания. Основным этапом развития связной речи, на котором закладываются ее основы, является дошкольный возраст.
Публикация «Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста посредством игр и упражнений» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Развитие речи детей длительный и сложный процесс. Развитие описательного и повествовательного высказывания связано с созреванием различных отделов головного мозга, совершенствованием психических процессов. На пятом году жизни этот процесс только начинается. Связная речь характеризуется грамотным, с точки зрения лингвистики, логическим построением высказывания. Существуют три основных типа связного высказывания – описание, повествование и рассуждение, которые доступны детям дошкольного возраста. Исследованиями психологов и педагогов (Е. И. Тихеева, М. М. Конина, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Н. Н. Поддъяков, О. С. Ушакова, А. А. Зрожевская и др., доказано что, осваивая их, у детей повышается речевая культура, развивается мышление, память, воображение, формируются эстетические вкусы и нравственные представления
Особенности развития связной речи
В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной. Появление контекстной речи определяется задачами и характером его общения с окружающими. Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д. Б. Эльконина, происходит к 4-5 годам. Переход к контекстной речи тесно связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умения произвольно использовать средства языка. С усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся более развернутыми и связными
Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения внутри рассказа связаны лишь формально.
В дошкольном образовательном учреждении работа по развитию связной речи детей охватывает следующие стороны речи :
1. Развитие словаря : детям доступна четвертая степень обобщения - слово достигает высшей стадии интеграции. В слове как бы дан итог предыдущих уровней обобщения. Сигнальное значение такого слова чрезвычайно широко, а связь его с конкретными предметами прослеживается с большим трудом.
2. Грамматический строй речи : усвоение ребенком грамматического строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые характеризуются наличием значения. Время и последовательность усвоения отдельных категорий зависят от характера их значений. У детей вызывает затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано логикой детской мысли, т. е. то, что не ясно по значению. От 3 до 7 лет происходит усвоение морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений. В этот период в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже - система чередований в основах. При усвоении грамматического строя языка дошкольник проходит путь от ориентировки на звуковую сторону морфем к ориентировке на отдельные фонематические признаки. Дети четвертого года жизни в обычном общении редко пользуются сложными предложениями. Структура употребляемых ими предложений проста, общее количество невелико и мало увеличивается с возрастом. Содержание и форма сложноподчиненных предложений на пятом году жизни усложняются. Используются придаточные предложения времени, причины. В речи детей редко встречаются предложения с придаточными определительными; с придаточными условными
3. Звуковая культура речи : в этом возрасте полностью исчезает смягчение согласных. У большинства детей в речи появляются шипящие звуки: сначала они произносятся нечисто, но постепенно ребята вполне овладевают ими. Характерна неустойчивость произношения одного и того же слова: то правильное, то неправильное. Дети испытывают трудности в произношении звуков в тех словах, которые включают определенные группы согласных: например свистящие и одновременно шипящие. Большинство детей уже произносят звук «р», однако они еще не владеют им прочно. Дошкольники уже могут вслушаться в слова, пытаются найти сходства звучания некоторых слов. В этот период в меньшей степени встречаются перестановки и уподобления звуков и слогов и почти исчезают сокращения слов. Дети способны повышать и понижать громкость голоса, ускорять и замедлять темп речи, выдох удлиняется до 7 секунд.
Связная речь является показателем речевого развития ребенка. В этом возрасте дети выражают свои мысли не только в простых предложениях, но и в сложных и вводят в свою речь вводные конструкции. Дошкольники осваивают умение строить разные типы высказывания - описание и повествование.
Речь детей становится более связной и последовательной, совершенствуется понимание смысловых сторон речи, то есть все те умения, которые необходимы ребенку для развития связной речи.
Современные технологии развития связной речи
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на логопедических занятиях.
Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников.
Инновационные (современные) технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях. Они сочетают прогрессивные креативные технологии, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
В современных образовательных технологиях передача знаний идёт в форме постоянного решения проблем. Педагог должен знать и помнить о том, что ребёнок не сосуд, а факел, который надо зажечь!
В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества и производства без информационно-коммуникационных технологий. Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно - образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет:
- предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;
- ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
- привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;
- поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности;
- развивать у дошкольников исследовательское поведение;
- расширять творческие возможности самого педагога.
В настоящее время перед педагогами образовательных учреждений стоит важнейшая задача: развитие коммуникативных навыков детей.
Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Одним из наиболее распространенных приемов развития речи ребенка является Мнемоника.
Мнемоника, или мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.
Особенности методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, обозначения домашних – дом.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Рекомендуют для детей среднего возраста рисовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая, а для старших дошкольников — чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.
Модели особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: ключевое слово или словосочетание в каждой стихотворной строчке «кодируется» подходящей по смыслу картинкой, таким образом, все стихотворение зарисовывается автоматически. После этого ребенок по памяти, опираясь на графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план-схему, а по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей схемы.
Для развития речи детей дошкольного возраста используется педагогами такая методика, как сказкотерапия. Сказкотерапию рекомендуют проводить один раз в неделю. В средней группе длительность сказкотерапии 15 – 20 минут. При проведении сказкотерапии в средних группах используются в основном такие приемы как словесно – режиссерская игра, психо гимнастика, словесное комментирование, совместная словесная импровизация – учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев.
Применение мультимедийных пособий в развитии речи детей дошкольного возраста существенно оптимизирует образовательный процесс, расширяя возможности подачи материала. Грамотное использование способов подачи информации позволяет одновременно задействовать все органы чувств обучающегося, активизируя его познавательные способности.
Большое место в развитии речи детей занимает использование артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика –это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей, национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников. Предполагаем, что активное введение в учебный процесс разнообразной методики работы по развитию речи будет способствовать формированию коммуникативных умений, развитию самостоятельного творческого мышления, эмоционального мира ребёнка, формированию позитивного отношения к учёбе.
Проблемы развития связной речи детей среднего дошкольного возраста в дошкольной педагогике
В дошкольном возрасте происходит практическое овладение языком, речь постепенно становится осмысленной. Развитие речи дошкольников идет в нескольких направлениях: во-первых, осуществляется ее практическое совершенствование в общении с другими людьми, во-вторых, речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного запаса, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической. Как подчеркивает О. С. Ушакова, «в каждой из этих сторон имеется программное ядро, узловое образование, которое влияет на организацию речевого высказывания и соотносится с развитием связной речи».
Проблемой развития связной речи детей дошкольного возраста занимались и занимаются многие педагоги (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, М. М. Конина, В. В. Гербова, О. С. Ушакова и др.). В их исследованиях указывается необходимость и важность обучения дошкольников описанию и повествованию.
Проблема развития речи является одной из актуальных и в нашем ДОУ.
Главное направление развития речи на пятом году жизни – это освоение связной монологической речи. Происходят заметные изменения в освоении словообразования: начинается активное словотворчество.
Разные стороны грамматического строя языка – синтаксис, морфологию, словообразование – ребенок усваивает постепенно. Все достижения ребенка в овладении родным языком отражаются в связной речи.
Словарь ребенка обогащается именами прилагательными и глаголами. Дети могут определять назначение предмета, функциональные признаки («Мяч – это игрушка, в него играют»). Они начинают подбирать слова с противоположным значением, сравнивают предметы и явления, употребляют обобщающие слова (существительные с собирательным значением)
Увеличивается речевая активность ребенка. Дети этого возраста это «почемучки». Запас слов довольно внушителен. Речь становится более связной, последовательной, совершенствуются понимания смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т. е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.
Дети начинают правильно понимать значение терминов «слово», «звук» и употреблять их, более осознанно вслушиваться в слова, находить слова, сходные по звучанию, выделять в них определенные звуки.
Итак, в дошкольном возрасте происходит развитие умений составлять различные типы связного высказывания : описания, повествования, рассуждения. Организовывая работу по развитию этих умений необходимо помнить об особенностях связной речи детей, характерных для каждого возрастного этапа дошкольного детства.
Таким образом, развитие связной речи является одной из основных задач, решаемых в дошкольном возрасте. Исследования педагогов (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, В. И. Яшина, Е. М. Струнина и др.) доказывают, что дети дошкольного возраста вполне способны овладеть всеми типами связного высказывания : описанием, повествованием, рассуждением.
Используя различные методы и приемы можно добиться достаточно высоких результатов развития умения составлять описание и повествование. Главными условиями успешной работы в этом направлении являются формирование осознанности и учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.