Инна Гладышева
«Ранняя весна. Безопасность на льду весной». Развитие связной речи у детей с ОНР в рамках реализации ОО «Безопасность»
▼ Скачать +Заказ
Конспект логопедической НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
Гладышева Инна Валерьевна
учитель-логопед высшей кв. категории МБДОУ д/с № 17 комбинированного вида г. Лысково Нижегородская обл.
Тема: «Ранняя весна. Безопасность на льду весной»
Задачи
I. Коррекционно-обучающие
Актуализировать знания детей о признаках ранней весны.
Расширять словарь через уточнение и активное употребление слова «ледоход».
Совершенствовать навык связного рассказа с опорой на мнеморяд.
Публикация «„Ранняя весна, Безопасность на льду весной“, Развитие связной речи у детей с ОНР в рамках реализации ОО „Безопасность“» размещена в разделах
- Безопасность детей зимой
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Закрепить знания о правилах безопасности на льду весной: не ходить и не играть на льду.
II.Коррекционно-развивающие
Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику.
Развивать правильное речевое дыхание.
Развивать слуховое внимание, логическое мышление, зрительное восприятие. Развивать связную монологическую речь.
Совершенствовать диалогическую речь.
III. Коррекционно-воспитательные
Формировать познавательный интерес к сезонным изменениям в природе, связанным с наступлением весны.
Воспитывать осторожность, осмотрительность во время пребывания на улице весной.
Интеграция образовательных областей:
1. Безопасность
2. Здоровье
3. Чтение художественной литературы
4. Физическая культура
5. Музыка
6. Коммуникация
7. Познание
Коррекционно - образовательная работа пройдёт через следующие виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, познавательную, продуктивную, музыкальную, чтение, двигательную.
Оборудование:
ноутбук, картинки с изображением признаков ранней весны, с ледоходом, картинка «Ребёнок на льду», индивидуальные зеркала, кукла-мальчик, счётные палочки у каждого ребёнка, карточки мнеморяда (6 шт.).
Ход деятельности:
1. Оргмомент. Дети стоят в кругу.
Учитель-логопед:
-Прислушайтесь, ребята, вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?
Кто пришёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так прийти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина…
Это значит, это значит
Тише всех пришла весна.
Учитель-логопед:
-Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что сегодня говорить мы будем о весне. Поиграем в игру «Поймай весну» (учитель - логопед перечисляет признаки различных времён года, дети хлопают, если слышат признак весны): капель, мороз, ручейки, гроза, листопад, подснежник, ледоход, проталинки, молния, дождь, вьюга, жара, лужи.
Дети садятся полукругом, берут в руки зеркала
2. Подготовка артикуляционного аппарата:
Учитель-логопед:
-Чтобы мы хорошо говорили, давайте подготовим наши речевые аппараты:
«Капает капель» (широко открывать рот, произносить: кап-кап-кап).
«Пускаем кораблики» (дуть на высунутые язычки на воображаемые кораблики в ручейке).
«Солнышко-дождик» (чередовать положения губ: солнышко – «улыбка» (радость, дождик – «хоботок» (удивление).
3. Актуализация знаний о признаках ранней весны (с использованием ИКТ).
Дети рассматривают картинки на экране компьютера и составляют предложения по каждой картинке:
- Весной солнце светит ярко. Весной тает снег. Весной прилетают перелётные птицы: скворцы, грачи и др. Весной капает с крыш капель. Весной появляются первые цветы - подснежники.
4. Расширение словаря. Работа со словом «ледоход».
Учитель-логопед показывает куклу:
– Это мальчик Петя. Ой, а что это с ним? Он весь мокрый.
Учитель-логопед "разговаривает" с Петей:
- Петя, ты весь мокрый, вода капает с тебя. Потрогайте, ребята. Что же с тобой случилось? Логопед «слушает» Петю и говорит детям:
- Ребята, Петя решил перейти речку по льду, но лёд треснул, и Петя упал в воду. Петя сказал, что спасли его спасатели. Ребята, разве можно переходить речку по льду весной? (Нельзя, потому что весной лёд становится тонким и начинает трескаться). Что происходит с расколовшимся льдом? (Расколовшийся на куски лёд плывёт по течению реки). Как называется движение льдин по реке? (Ледоход). (Дети повторяют слово хором и по одному).
Логопед ещё раз обращает внимание детей на картинку с изображением ледохода
Учитель-логопед:
-Ребята, напомним Пете, через что надо переходить речку весной? (ответы детей). Правильно, через мост. А почему нельзя идти по льду? (ответы детей). А давайте мы с вами поиграем в игру «Море волнуется…», и вы изобразите различные фигуры.
5. Физкультминутка. Подвижная игра «Море волнуется…» под музыку М. Грегер и Ф. Папетти "Саксофон и морской прибой".
6. Составление рассказа о ранней весне с использованием мнеморяда.
Учитель-логопед:
-Ребята, давайте расскажем Пете о ранней весне и о том, какие опасности она в себе таит (учитель-логопед выставляет карточки из мнеморяда, дети коллективно составляют по ним предложения):
1. С приходом весны солнце светит ярче, оно пригревает землю. Снег начинает таять, появляются весёлые ручейки (на карточке схематично изображено солнце с лучиками, ручьи).
2. С крыш звонко капает капель (на карточке - сосульки с капельками).
3. Возвращаются с юга перелётные птицы (на карточке изображены летящие ласточки).
4. Лёд на реке начинает таять и трескаться (на карточке - треснувшая речка).
5. Поэтому по весеннему льду нельзя ходить, играть, кататься (на карточке изображены играющие на льду дети, всё изображение на карточке перечёркнуто двумя красными линиями).
6. Переходить речку надо по мосту (на карточке - дети, идущие через весеннюю реку по мосту).
2-3 детей рассказывают для Пети
Учитель-логопед:
- А теперь, ребята, я буду произносить фразы, а вы закончите их, сказав слово «опасно» или «неопасно»:
«Ходить по льду весной. Идти по мосту через реку… Играть на льду….Смотреть на ледоход с берега….Кататься на льдинах… Ходить на реку одним…. Ходить на реку со взрослыми….Кататься по тонкому льду на коньках…
Учитель-логопед:
-Не забывайте, ребята, и ты, Петя, соблюдать эти правила! Если речку надо переходить через мост, пойдёмте и построим мост из счётных палочек.
7. Развитие мелкой моторики.
Дети садятся за столы и из счётных палочек строят мостики.
8. Итог деятельности учителя-логопеда и детей.
Учитель-логопед:
- Ребята, о чём мы сегодня говорили? Какую опасность таит в себе речка ранней весной? Какой лёд весной? Что такое ледоход? Чему мы научили Петю?
Учитель-логопед анализирует деятельность детей.