Наталья Колтунова
Конспект занятия по развитию связной речи с использованием игр В. В. Воскобовича по сказке «Дюймовочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Основная общеобразовательная программа ДОУ: Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». // Науч. рук. Л. Г. Петерсон / Под общей ред. Л. Г. Петерсон. «Сказочные лабиринты игры» парциальная программа «Умные игры в добрых сказках» стр. 69
Возрастная группа: Подготовительная к школе группа № 9. [/b]
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи с использованием игр В, В, Воскобовича по сказке „Дюймовочка“» размещена в разделах
- Андерсен Ханс Кристиан
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Дюймовочка», Андерсен Х.К.
- Темочки
Тема НОД: (в соответствии с комплексно-тематическим планированием) : Развитие связной речи с использование игр В. В. Воскобовича, сказка «Дюймовочка»
Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память. Формировать умение строить разные типы высказываний, описание, рассуждение. Продолжать работу над смысловой стороной слова. Обогащать активный и пассивный словарь
Задачи:
Познавательные: Учить использованию материала знакомой сказки для повышения интереса к выполнению конструктивных действий. Учить конструировать объект по образцу и по представлению. Активировать потенциальные возможности детей, развивать любознательность.
Развивающие : Формировать интерес к играм посредством погружения в развивающую творческую среду. Развитие воображения, творческого и абстрактного мышления, актуализация творческих ресурсов. Развитие концентрации внимания и наблюдательности.
Воспитательные: Учить подбирать самостоятельно синонимы к основным качествам героев сказок, понимать их значение. Способствовать пониманию социальных качеств: неприятие коллектива, одиночество, авторитарное мнение взрослых. Учить детей понимать свои желания, вырабатывать собственное мнение.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская.
Формы организации: подгрупповая, индивидуальная, парами.
Формы реализации детских видов деятельности: беседа, дидактическая игра
Материалы к занятию :
Демонстрационный: Экран для презентаций, ноутбук, музыкальные колонки, презентация к сказке «Дюймовочка» с использованием иллюстраций С. Скоп;
Раздаточный материал: Раздаточные карточки с контурной схемой «Цветок» для игры «Чудо-соты1» В. В. Воскобовича, с контурной схемой «Рыбка» для игры «Нетающие льдинки», «Чудо крестики2» для игры «Ласточка», миниларчики, разноцветные верёвочки.
Предварительная работа: чтение детям сказки «Дюймовочка» Х. К. Андерсена;
Чтение и обсуждение сказки с воспитателями;
Подбор иллюстраций к данной сказке;
Подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.
Ход НОД
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Примечание
Вводная часть (мотивация)
- Поздоровайтесь ребята с нашими гостями.
-Сегодня мы продолжаем знакомство со сказками великого сказочника Ханса Кристиана Андерсона. Его сказки удивительные, добрые и очень поучительные. А начнём мы свое знакомство со сказки про маленькую девочку. Как называется эта сказка?
Слайд 1
- Дюймовочка.
Основная часть
- Ребята посмотрите, на экран.
Слайд 2
- Жила – была женщина. У нее не было детей, а ей очень хотелось иметь ребёнка.
Тогда она отправилась к одной старой колдунье и попросила её помочь.
- Что дала ей колдунья?
Слайд 3
-Женщина посадила ячменное зерно в цветочный горшок и из него вырос чудесный цветок вроде тюльпана. Но лепестки его были еще плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона.
- Какой славный цветок! – сказала женщина.
Слайд 4
Попробуем раскрыть лепестки у цветка. Но сначала мы создадим этот цветок у себя на столе.
- Закройте рисунок деталями сот.
- Молодцы ребята, у вас получились чудесные цветы!
- Женщина поцеловала красивые пестрые лепестки, цветок раскрылся и появилась
Слайд 5
Она была такая нежная, маленькая, всего с дюйм ростом, её прозвали Дюймовочкой. Блестящая скорлупка грецкого ореха была её колыбелькою, голубые фиалки – матрацем, а лепесток розы – одеяльцем. Дюймовочка ещё умела петь, и такого нежного, красивого голоска никто еще не слыхивал!
Слайд 6
- Раз ночью, когда она лежала в своей колыбельке, через открытое оконное стекло пролезла…
- Зачем она пришла?
Поутру Дюймовочка проснулась, огляделась и увидела вокруг себя болото. Кого еще она увидела?
-Как вы думаете, какое чувство испытала Дюймовочка?
Жаба и её сын велели Дюймовочке готовиться к свадьбе, а сами уплыли.
Слайд 7
- Дюймовочка горько-горько плакала – ей вовсе не хотелось жить у гадкой жабы и выходить замуж на её противного сына.
- Почему Дюймовочка плакала?
- Кто же спасет Дюймовочку?
-Давайте её позовём.
Слайд 8
Возьмите нетающие льдинки и наложите льдинки на схему так, чтобы получилась рыбка.
Слайд 9
- Рыбки перегрызли стебель кувшинки и листок с девочкой поплыл по течению всё дальше и дальше. Дюймовочка была счастлива!
- Почему Дюймовочка была счастлива? Ведь впереди могли быть разные опасные места на реке.
Правильно, ребята Дюймовочка была счастлива, потому что она была свободна. Не было неприятных жаб. И никто ей не указывал, как ей надо поступать. А вы любите оставаться одни? Посмотрите на иллюстрацию. Вы видите, как радуется Дюймовочка, как размахивает она своим платочком. Ей очень радостно.
- А сейчас мы отдохнем- физминутку проведем.
- Смотрите на меня и повторяйте движения за мной
- Ветер подул (губы в трубочку- дуем)
Листья зашуршали (трут ладошки)
Ежик уснул (складывают руки под голову)
Дождь заморосил (стучат пальчиками по столу)
Птицы полетели (машут ладошками)
- Запомнили? А теперь я говорю, а вы показываете…
Ветер подул, ежик уснул и т. д.
Слайд 10
- Мимо летел майский жук, увидал девочку, обхватил её за тонкую талию лапкой и унёс её далеко.
Слайд 11
Давайте придадим силы жуку.
- Посмотрите на него
У него есть короткие и длинные крылья, овальное тельце и большая голова с рожками. Обратите внимание на детали рожек и ножек.
- Предлагаю собрать изображение жука по схеме, с помощью игры «Чудо соты1»
- Молодцы, ребята. Все справились с заданием
- Жуку очень понравилась Дюймовочка. Он смотрел на неё и испытывал ….
Восхищение!
Жук восхитился Дюймовочкой и с гордостью показал её другим жукам. А что сказали другие жуки?
- Она им не понравилась?
- Почему?
- Что испытывали другие жуки?
- Жукам не понравилась Дюймовочка. Вы считаете Дюймовочку красивой?
- А вот у жуков своё понятие красоты: должны быть усики, много ножек. Так бывает, что нам что-то нравится, а другим нет. Дюймовочке не понравились жабы, а жукам сама Дюймовочка. Может так получиться, что кому-то не понравится ваш друг.
- Жук сначала прислушался к себе, и ему понравилась Дюймовочка, а потом он прислушался к друзьям, и она ему разонравилась. Как вы считаете, кого надо слушаться?
Слайд 12
- Целое лето прожила Дюймовочка одна-одинёшенька в лесу. Она сплела себе колыбельку и повесила ее под большим лопушиным листом – чтобы спрятаться от дождя. Ела крошка сладкую цветочную пыльцу,а пила росу, которую каждое утро находила на листочках.
- Как вы считаете, Дюймовочке было хорошо одной?
- Почему, ей было хорошо?
- Бывает так, что нам становится очень хорошо, когда мы остаёмся одни. Это называется – свобода. Вы оставались одни? Вам понравиось быть свободными?
- Свобода – это еще и самостоятельность. Надо быть самому ответственным за себя, уметь принимать решения.
Слайд 13
- Вот и Дюймовочке пришлось о себе позаботиться. Большой лопушиный лист, под которым жила Дюймовочка, пожелтел, весь засох и свернулся в трубочку. Дюймовочка завернулась было в сухой лист, но он совсем не грел, и бедняжка сама дрожала как лист! И вот пришла Дюймовочка к дверям полевой мыши. Пустила девочку полевая мышь?
Слайд 14
- Какая она?
- Ещё мы называем таких «радушные, гостеприимные»
- Девочка понравилась мыши, и мышь пригласила ее пожить с ней. У мыши был сосед – крот. Расскажите, какой он?
Слайд 15
- Крот недавно прорыл под землёй длинную галерею от своего жилья к дверям полевой мыши и позволил мыши и девочке гулять по этой галерее сколько угодно.
- Давайте и мы с вами сделаем дорожку из волшебных верёвочек от мышиной норки до крота.
- Посмотрите на миниларчиках в одном углу мышиная нора, в другом нора крота. Вам нужно их соединить верёвочками.
-Молодцы, все справились с заданием!
- Только крот, попросил не пугаться мертвой птицы, которая лежала там.
Слайд 16
- Девочке стало ужасно жаль ласточку, она бы очень хотела ее согреть и оживить. Осенью ласточки улетают в теплые края, а если которая запоздает, то от холода окоченеет, упадёт замертво. Вот и наша ласточка упала в галерею крота. Что сделала Дюймовочка?
- Поможем Дюймовочке? Соберём ласточку из Чудо-крестиков. Вспомните, какие у ласточки крылья, гибкое, стремительное тело, острый хвост, маленькая голова. Пока Дюймовочка ухаживает за ласточкой, мы сделаем ласточку у себя на столе, и птичка обязательно оживёт.
- Стараются
- А тем временем мышка окончательно решила женить крота на Дюймовочке.
- Почему Дюймовочка не хотела выходить замуж за крота? Ведь у него такая богатая шуба, просторные залы…
Слайд 18
- Наступил день свадьбы. Крот пришел за девочкой. Теперь ей приходилось идти за ним в его нору, жить там, глубоко- глубоко под землей, и никогда не выходить на солнце, - крот ведь терпеть его не мог! Тогда Дюймовочка попросила взглянуть на солнце в последний раз. И когда прощалась с солнышком, она увидела ….
- Что ей предложила ласточка?
- Что сделала Дюймовочка?
Слайд 19
- Когда ласточка прилетела с Дюймовочкой в тёплые края, то опустила её на цветочную поляну. Но это диво! В самой чашечке цветка жили маленькие человечки. Это были Эльфы. Король эльфов увидел Дюймовочку, снял золотую корону, надел её на голову Дюймовочке и спросил,как её зовут и хочет ли она быть его женой, королевой эльфов и царицей цветов? Как вы думаете, согласилась Дюймовочка?
- Почему?
- А ещё Дюймовочка больше всего на свете любила цветы и солнышко. И она могла летать и радоваться цветам и своей жизни.
Слайд 20
Дети смотрят на экран, слушают воспитателя.
Рассаживаются за столы, рассматривают задание, которое находится у них и выполняют.
-Жаба!
- Чтобы забрать Дюймовочку. Чтобы отнести ее к своему сыну.
- Жаб
- Ей было страшно и неприятно
- Ей не хотелось выходить замуж за сына жабы
-Рыбка
Стараются, выполняя задание оценивают работы друг у друга.
Рассматривают изображение жука
Стараются, выполняя задание оценивают работы друг у друга.
- У Неё две ножки! У неё нет усиков! Какая у неё тонкая талия! Фи! Она совсем как человек! Как некрасиво!
- Отвращение!
- Да!
- У него была черная шуба, просторные залы, он был ученый, не любил солнца и цветов!
Выполняют задание
Крот не любил солнечного света. Крот любил темноту, а Дюймовочка обожала солнечный свет. Когда любишь солнышко и смех, очень тяжело бывает с тем, кто любит темноту и тишину. Девочке надо было проститься с тем, что она любила, а это очень трудно. Если раньше она была свободной, то теперь становилась несвободной. Это называется – неволя.
- Потому что, она полюбила принца. Воспитатель обращает внимание детей на экран.
Дети совместно с педагогом показывают эмоции.
Столы накрыты по количеству детей, на столах у детей находятся карточки с контурной схемой «Цветок» для игры «Чудо-Соты 1»
Звучит музыка во время работы детей:
В. А. Моцарт, «Классика длямалышей» - Маленькая ночная серенада.
Появляется изображение цветка с Дюймовочкой.
Заключительная часть (рефлексия)
-Как появилась на свет Дюймовочка?
Что служило кроваткой для Дюймовочки?
Кто похитил Дюймовочку из дома?
Какое было время года, когда Дюймовочка пришла к полевой мыши? -Ребята, какие вы сегодня молодцы! Вы выполнили все задания.
Какое задание было самым трудным? А какое легким?
- Сказка «Дюймовочка» учит нас, что у каждого может быть своё мнение, в том числе и о красоте. Она рассказывает нам о свободе. А еще она говорит нам о том, как важно найти своего друга. Тогда ты обязательно будешь счастлив! А теперь нам пора в группу. Давайте со всеми попрощаемся.
Дети прощаются с гостями. Педагог уводит воспитанников в группу.