Альбина Хайдарова
Развитие связной речи дошкольников подготовительной группы с использованием современных образовательных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы, на смену пришли телевизоры, компьютеры, планшеты, вместо маминой, бабушкиной сказки – аудиосказка. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других это тормозит не только речевое, но и общее развитие. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития, с очень бедным словарным запасом. И мы тоже в своё время столкнулись с такой проблемой. Я замечала, что речь моих воспитанников бывало односложной, многие недостаточно грамотно и доступно могли сформулировать вопрос, построить монолог, правильно оформить свою мысль в виде предложения. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.
Публикация «Развитие связной речи дошкольников подготовительной группы с использованием современных образовательных технологий» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Поэтому, я начала пополнять свои знания и искать новые идеи. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно развивать речь у детей. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь : с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.
Исходя из этого я начала использовать современные образовательные технологии, к которым относятся: технология ТРИЗ, мнемотаблицы, синквейн, круги Луллия, проекты, лэпбук. Использование этих технологий, я считаю, повышает мотивацию детей к образовательной деятельности, что предотвращает их утомление, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность работы над развитием связной речи.
Предлагаю вашему вниманию раскрытие следующих технологий, используемых в моей практике.
Первую технологию, о которой хочу рассказать, часто берут на вооружение многие воспитатели, - это метод наглядного моделирования или мнемотехники. Как любая методика, здесь работа строится от простого к сложному. Для начала дети знакомятся с мнемоквадратами, где цветные картинки постепенно заменяются графическим изображением. Затем, задания усложняются - это мнемодорожки, где несвязанные, на первый взгляд, изображения соединены одним сюжетом. Для обогащения словарного запаса и при отгадывании и загадывании загадок, заучивании чистоговорок, пословиц мы с большим удовольствием используем мнемоквадраты и мнемодорожки. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематических, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или стихотворение. Мнемотаблицы используем при обучении составлению рассказов, при пересказах и заучивании стихотворений.
Мы с детьми работали по картинкам, которые составляла я, оговаривая каждый символ, а по мере обучения в процесс создания включились дети и они уже сами создают свои схемы и могут легко пересказать любой текст. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания, т. е. ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения стал интересным и быстрым. Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность, обогатить словарный запас и формировать связную речь.
Вторая технология, которую я использую, - это «Кольца Луллия». Представляют они собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). Например, Кольца Луллия на тему «Объект и его место расположения».
Первый вариант - «Назови место обитания». На большом круге изображены места обитания живых существ (лес, степь, пустыня и т. д., на малом - изображения живых объектов (лиса, дельфин, суслик, и т. д.). Детям предлагается найти место обитания выбранного живого существа. Например: дети отвечают: «Дельфин живёт в море». Затем даётся задание дать определение животному по месту обитания. Например: Дельфин – обитатель тёплых морей и т. д.
Второй вариант - «Как выжить живому объекту в другом месте обитания?». Дети, подбирают живым объектам непривычное место обитания. Например: дельфин попал во льды. Они рассказывают какие условия человек должен создать дельфину, чтобы помочь ему выжить во льдах («Если бы дельфин попал во льды, люди должны построить для дельфина тёплый закрытый бассейн, кормить свежей рыбой») и т. д.
Третий вариант - «Сочини сказку о путешествии живого объекта в другое место обитания».
Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Круги Луллия можно использовать как на занятиях, так и в индивидуальной работе с детьми. Данное пособие формирует у них подвижность мышления, вариативность ответов в рамках заданной темы, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу, развивает эмоциональную отзывчивость, связную речь.
Третьим из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук. Лэпбук дает мне возможность построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, диагностировать уровень знаний ребенка, развивать его умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. Чтобы заполнить папки, детям необходимо выполнить определённые задания, способствующие развитию связной речи. Актуально включать в лэпбук Виммельбухи, т. е. это книга с яркими и детализированными иллюстрациями, которые объединены в единую смысловую композицию и не навязывают сюжет его можно придумать самим и обсудить развитие каждой из историй, фантазируя вместе с детьми.
Таким образом, я могу сделать вывод, что использование современных образовательных технологий по развитию связной речи способствует успешному развитию всей речевой системы в целом: словарный запас детей из пассивного превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку в школе; дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения; появился интерес к заучиванию стихотворений; ребята активнее стали работать на занятиях.
А самое главное, использование таких технологий создают для ребенка условия для того, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять и обрести веру в свой успех.