Елена Зеленая
Развитие связной речи детей с ТНР посредством экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Правильная речь – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.
Развитие речи и экспериментирование связаны между собой. Наряду с предметной деятельностью игра – эксперимент используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их понценного развития. В игре дети отображают свои представления о знании об окружающем мире. Игры – эксперименты повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность.
Публикация «Развитие связной речи детей с ТНР посредством экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Воспитательные возможности исследовательской деятельности ироки. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопос «Как?» и «Почему?». Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребёнок настроен на познание мира, он хочет всё знать. Исследовать, открыть новое – это значит сделать шаг в неизведанное. Это возможность дя ребенка думать пробовать и самовырожаться. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Опыты чем – то напоминают фокусы, потому что они необычны и удивительны. Исследовательская деятельность является источником развития чувств, преживаний и открытий ребенка.
В организации данной работы я использую как групповые, так и индивидуальные формы занятий с детьми. В индивидуальной работе я помогаю ребенку, прежде всего, обучаю определенному алгоритму действий, формированию поблемы, выдвижению гипотез и проверке предположений, подведение итогов. В групповые формы экспериментальной деятельности включаю наблюдения, экскурсии, практические задания.
Работа строитсся поэтапно и по тематическим неделям. Дети с желанием и интересом самостоятельно выбирают тему эксперимента, подбирают методы опыта, собирают материал. Простые эксперименты помогают развивать себя в активной деятельности. При сборе сведений на определенную тему они обращаются к художественной и энциклопедической литературе, опрашивают родителей, тем самым развивается диалогическая и монологическая речь. Работа на всех этапах строится постепенно. Наблюдение – первая ступень. Ребенок смотрит на различные объекты, у него идет мыслительный процесс, в результате которого развивается логика, внимание, появляются идеи к проведению опыта. Следующий этап – выдвижение гипотезы, размышление об увиденном, активизация речевой активности. Далее очень трудный этап для детей – измерение. Здесь используются привычные знания ребенка. Проверка гипотезы вызвана необходимостью придумывать, даже очень невероятные предположения, развивается фантазия и воображение. Следущий этап - предсказание. О том, зачем наблюдал ребенок ранее, он пытается разъясить, объяснить, что и почему должно в итоге произойти. Чаще всего это попытки выстроить сложноподчиненные предложения. Переходя к этапу анализа проведенного исследования, важно не только подвести детей к определенному выводу,но и зафиксировать полученные им знания в форме рисунков, условных обозначений, ведения журнала экспериментов. Накоплеие знаний формирует опыт.
Экспериментальная деятельность является, по моему мнению, одним из самых эффективных способов активизации и совершенствования словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, навыков связной и выразительной речи. За счет переноса многих задач в интересную для ребенка деятельность происходит снижение учебной нагрузки, дети проявляют любознательность и активность.