Получи документы

Развитие связной речи детей 6–7 лет посредством сочинения сказок

Александра Осипова
Развитие связной речи детей 6–7 лет посредством сочинения сказок
▼ Скачать + Заказать документы

Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития малыша.

Существует огромное количество разнообразных форм, методов и приемов развития связной речи детей. Одна из них – через сказку. Сказки используются для развития у детей воображения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств. Сказки содержат образовательные и воспитательные моменты, способствуют формированию положительных дружественных взаимоотношений, учат добру и справедливости, взаимовыручке и взаимопомощи. Дети черпают из сказок множество познаний : первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Все дети любят слушать и смотреть сказки. Но, работая с детьми, я убедилась в том, что они не меньше любят их сочинять. Использование склонности старших дошкольников к придумыванию различных сказок и историй составляет ресурс не только для развития речевой деятельности детей, но и имеет большое значение для умственного, нравственного, эстетического развития личности ребенка.

Публикация «Развитие связной речи детей 6–7 лет посредством сочинения сказок» размещена в разделах

Работая с детьми подготовительной группы в начале года, я обнаружила ряд проблем в речи детей. Это: ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями. Творческое рассказывание детям даётся с большим трудом. Дети испытывают серьёзные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии сюжета. У них недостаточно сформировано словесно-логическое мышление, плохо развита фантазия.

Поэтому целью моей работы стало развитие связной речи детей, речевого творчества и воображения посредством составления текстов сказочного содержания.

Исходя из поставленной цели, я выделила для себя следующие задачи:

-развивать словарный запас детей;

- развивать творческие способности дошкольников в речевой деятельности;

- формировать связность речи;

- развивать умения содержательно и логично строить высказывание;

-развивать фантазию дошкольников.

-знакомить детей с литературным языком и учить пользоваться им;

- обучать детей сочинению сказочных историй на основе различных игр и упражнений.

Сочинять можно по-разному : одному, вместе с мамой, с другом вдвоем, а можно коллективно – всей группой в детском саду. Чаще, в своей работе я использую коллективное составление текстов сказочного содержания.

Творческое коллективное составление сказок даёт положительный результат в развитии речи детей. Оно раскрепощает стеснительных и робких детей. Дети учатся слушать друг друга, продолжать повествование событий, учатся слышать и замечать ошибки в грамматическом строе речи, своей и других, овладевают лексической, монологической и диалогической стороной речи. У них развивается фантазия, воображение.

Свою работу я построила по принципу: от простого к сложному. При этом важным является систематичность, последовательность и

целенаправленность всех форм, приемов и методов развития речевого творчества детей. Ф. А. Сохин подчеркивал: «Связная речь – это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя». Поэтому работу по составлению сказок, историй я провожу поэтапно.

1 этап – разминка. На этом этапе я провожу работу по развитию словарного запаса детей и развитию грамматического строя речи.

В работе по расширению словаря детей я использую творческие задания, дидактические игры и упражнения, которые помогают детям разобраться в смысловом содержании слов, расширяют запас синонимов и антонимов, многозначных слов, формируют умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

Например:

-найти ласковые, красивые, сказочные, грустные, «зимние», «летние», «осенние», «весенние» слова;

- сочини длинное и в то же время смешное слово;

- разбор слов с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях (мука – мука, гвоздики-гвоздики, а порой различный контекст (собачий хвост - собачий характер);

-

-игра «Картина — корзина» ( цель: находить слова, подбирать слова сходные по звучанию);

-игра «Едем, летим, плывем» ( цель: обобщать, сравнивать, противопоставлять).

-игра «Скажи, какое?» ( цель: называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу);

-игра «Отличаем один предмет от другого» ( цель: уточнить представления детей о названии предметов);

- найди точное слово ( цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия).

-игра «Высокий - низкий» ( цель: учить сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу).

-«Найди другое слово» ( цель: точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы);

-«Объясни значение выражения» ( цель: учить детей объяснять смысл выражений, пословиц, поговорок) и другие.

Работая над развитием грамматического строя речи, я стремлюсь, чтобы дети овладели приемами словоизменения и словообразования, научились составлять предложения и грамматически правильно сочетать слова в них.

Дети выполняют следующие задания:

-на образование форм родительного падежа множественного числа существительных («Чего не стало?», Чего не хватает для прогулки?»);

-на усвоение родовой принадлежности существительных («Разноцветный сундучок» «Чудесный мешочек»);

-на спряжение глаголов; («Поручения», «Вы хотите?- Мы хотим»);

-на усвоение и активизацию предлогов и наречий («Прятки», «Что изменилось?»);

-на образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах («Один-много, «Какой, какая, какое?»);

-на согласование слов в словосочетании и предложении («Исправь ошибку», «Размытое письмо»);

-на образование степени сравнения прилагательных и наречий («Хорошо-лучше»);

-на образование притяжательных прилагательных и («Чей хвост? Чья лапа?»);

-на изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков (усы - усики - усищи; кот - котик – котище);

-на образование прилагательных от основ существительных (какое варенье из малины? Из клубники? Из смородины?;

-на формирование навыков строить предложения разных типов («Закончи предложение», «Дополни предложение», «Кого покатаем на машине?»;

-на распространение и дополнение предложений, начатых педагогом («Дети пошли в лес, чтобы. Они оказались там, где…»);

-на образование слов с помощью суффиксов (заяц - заинька, зайчонок, приставок (шить - -выбери

пришить, зашить, вышивать) и др.

Данные упражнения и задания я использую на занятиях по развитию речи. Разминка, также, включает в себя рассказывание в парах потешек, коротких стихотворений, разыгрывание сценок, отрывков из произведений, развитие внеречевых средств выразительности (мимики, жестов, движений).

2 этап-подготовительный

Занятия, игры и творческие задания, используюемые на этом этапе, позволяют ребенку усвоить различные варианты действий и взаимодействий героев, увидеть неограниченные возможности создания образов и их характеристик, узнать, что сказка может быть развернута в любом месте и в любое время. На этом этапе дети познают выразительные средства сказочного текста. Дети учатся делать фантастические преобразования реальных объектов с помощью типовых приемов фантазирования. На занятиях по развитию речи дети учатся связно рассказывать небольшие истории, знакомятся с алгоритмом составления текстов сказочного содержания.

Например:

-«Назови героя» ( цель: учить детей объединять героев по заданному признаку);

-«Действия героя» ( цель: учить детей перечислять все возможные действия какого-либо

сказочного героя, учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок)

- «Волшебник» ( цель: учить детей наделять фантастическими свойствами реальные предметы);

- «Где-то, кто-то…» ( цель: учить детей представлять объект в каком-либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания);

- «Парад волшебников времени» ( цель: учить детей преобразовывать объект с помощью изменения свойств во времени);

- «Сказочные слова» ( цель: учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку)

- «В какой сказке ( цель: учить детей находить сказочные тексты, которые бы учили какому-либо жизненному правилу).

На подготовительном этапе использовался прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам: Кто это? Где он? Что делает? Что сказал? Что сказали люди? Чем закончилась история? Воспитатель задавал вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывали ответ. Затем, из ответов составлялся рассказ. Также, я использовала рассказывание по серии картинок, по одной картинке. Ребенок самостоятельно придумывал содержание, опираясь на тему и свой прошлый опыт, нужно было придумать завязку, ход события, кульминацию и развязку.

Первая большая коллективная работа детей – «новогодняя сказка». Детям была предложена идея сказки - удивительные встречи Деда Мороза. Начало сказочной истории дети придумывали вместе с воспитателем. Затем, дети были объединены в пары. Каждая пара придумывала определённый эпизод к средней части сказки. Дети определяли героя (героев, с которыми встречался Дед Мороз и описывали его (их, придумывали диалоги героев, а так же где и как происходила встреча и чем заканчивалась. На занятиях по развитию речи и вне занятий я фиксировала детские сочинения. Когда были собраны все высказывания, мы совместно отредактировали их и соединили в единый текст, придумав связывающие моменты между частями сказки. В заключение работы сказка была оформлена в книгу и представлена родителям, воспитателям и младшим детям.

В конце года были подведены итоги работы, которые показали успешность использования сочинения текстов сказочного содержания для развития связной речи детей. У детей повысился уровень речевого развития и воображения. Словарный запас детей пополнился новыми словами, словарными оборотами, дети научились не только понимать смысл слов и выражений, но и грамотно, понятно объяснять его другим. Дети овладели монологической и диалогической формами речи, научились содержательно и логично строить высказывание. У детей возникло стремление к сочинительской деятельности, активизировалась познавательная деятельность детей.

Публикации по теме:

Художественная литература в жизни ребёнка. Консультация для родителей младшей группы Проблема литературного развития детей на сегодняшний день волнует многих специалистов: учителей, воспитателей, психологов и др. Очень много.

Развитие связанной речи у старших дошкольников Родной язык – ключ к познанию окружающей действительности, важнейшее средство воспитания всесторонне развитой личности. Одной из главных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи детей 6–7 лет посредством сочинения сказок
Опубликовано: 24 апреля 2015 в 15:34
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи детей 6–7 лет посредством сочинения сказок» (включая файлы) размещена пользователем Александра Осипова (УИ 338184) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД