Елена Румянцева
Развитие сукцессивных функций и пространственно-временных представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие сукцессивных функций и пространственно-временных представлений у дошкольников.
Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций : слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звукового анализа и синтеза, сформированности лексико – грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, сукцессивных функций (функций последовательности). Несформированность какой –либо одной из этих функций или нескольких может вызвать нарушение процесса овладения письмом (дисграфию) или чтением (дислексию, или и то и другое.
Публикация «Развитие сукцессивных функций и пространственно-временных представлений» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом: искажения, перестановки, пропуски и замены букв, слогов; слитное написание слов, предлогов со словами; аграмматизмы на письме.
Дислексия проявляется в заменах, перестановках, пропусках, искажениях и заменах букв и слогов при чтении; повторении букв, слогов и слов при чтении; вставках лишних букв и слогов в слово, слов в предложение; аграмматизмах, непонимании смысла прочитанного.
Причиной нарушений письменной речи, т. е. чтения и письма, очень часто является нарушение сукцессивных функций и пространственно – временных представлений.
Сукцессивные функции - это операции различения, запоминания и воспроизведения временных и пространственных последовательностей, вербальных стимулов, действий, символов, звуковых ритмов, изображений, предъявленных в определенной последовательности.
Сукцессивные функции – функции последовательности; это возможность последовательно воспроизвести звуковые и графические ритмы, движения, изображения, вербальные стимулы (возможность записать цифры, слова, предложения, устойчивые речевые ряды (*в правильной последовательности назвать времена года, дни недели, месяцы и др.).
Последовательность во времени звуков и слогов, составляющих слово, а также временная последовательность слов, составляющих фразу, в письме отражаются в соответствующей пространственной последовательности букв, слогов, слов, располагающихся на строках тетради при записи.
Упражнения в определении последовательности в пространстве и времени создают основу для воспитания звуко-слогового и морфемного анализа слов (морфема – часть слова: приставка, корень, суффикс, окончание.
Развитие сукцессивных процессов у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитие речи является одним из актуальных направлений для последующего овладения граммотой в системе дошкольного образования.
Развитие пространственных представлений
Пространственное ориентирование — это особый вид восприятия при помощи зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов.
В норме пространственные ориентировки в норме формируются к 7 — 8 годам. Их сформированность обеспечивает успешное освоение всех этапов научения письму (1. этап мотивации, 2. этап составления влана письменного высказывания, 3. звуковой анализвыделенного для написания слов, 4. уточнение звуков и их перевод в фонемы; перевод фонем в графемы, 5. перевод графем в кинетическую программу записи).
Недостаточно развитые умения и навыки пространственного различения являются одной из причин нарушений письма у младших школьников.
Этапы развития пространственных представлений :
1. Осознание схемы тела, т. е. ориентировка в пространстве в отношении собственного тела.
Прежде всего воспринимается, что голова – вверху, а ноги – внизу; затем правая часть туловища, левая часть туловища.
2. Ориентировка в окружающих предметах по отношению к своему телу:
*надо мной – лампа, подо мной – пол, справа от меня – зеркало, слева от меня – стул и т. д.
3. Ориентировка в пространственном расположении предметов не зависимо от собственного тела:
* ручка находится справа от листочка, картина висит слева от зеркала.
4. Ориентировка в пространственном расположении элементов предметов :
* у окна есть правая часть, есть левая часть; у дерева наверху – листья, внизу – корни и т. д.
5. Определение расположения предметов на изображениях, схемах, таблицах:
определить изображенные левую и правую кисти рук,
определить след правой и левой ноги,
определить левый и правый карман у джинсов (вид сзади,
определить левый и правый рукава у блузки, лежащей спинкой вверх,
и т. д.
6. Ориентировка в зеркальных расположениях:
а) знакомство со схемой тела (определить право–лево) стоящего напротив:
б) то же, но по картинкам(*определи, какой рукой машет девочка их окна вагона).
7. Ориентировка в пространственном расположении букв, цифр, каких - либо знаков относительно друг друга:
В цифровом ряде *1 2 3 4 5 6 7 8 9 назвать первое число слева, первое число справа. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду? (слева направо).
Покажи число *4. Есть ли у него соседи в ряду? (3 и 5). Какое стоит слева от него, какое справа? Больше оно или меньше, чем 4?
Верни число на место: 1 2 3 4 6 7 8 9.
Ведущий показывает направления рукой (верх, низ, право, лево, а ребенок показывает соответствующую карточку со стрелкой
, ,, .
Даны 4 точки. Задание: поставь знак «+» : от первой точки – снизу
от второй – сверху
от третьей – слева
от четвертой – справа
и другие подобные задания.
8. Ориентировка в пространственном расположении элементов букв, цифр, знаков:
Определи, в какую сторону смотрит буква (* буква К смотрит в правую сторону, буква З – в левую);
Назови, из каких элементов состоит буква Н, как расположены эти элементы относительно друг друга (справа длинная палочка, слева длинная палочка, между ними – короткая палочка).
Развитие временных представлений
В круг вопросов по развитию временных представлений входит : формирование понятий об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста; наблюдение и определение временной последовательности каких-либо действий и событий; расширение и активизация соответствующего словарного запаса.
Примерные задания:
1. Разложить в нужной последовательности картинки с изображениями (карточки с названиями) разных частей суток;
2. Как называется прием пищи в разное время суток;
3. Назвать 5 дней подряд без дат и дней недели (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра);
4. Как зовут день (Если сегодня его зовут вторник, то как его звали вчера, как будут звать завтра, как послезавтра);
5. Назвать времена года по порядку, разложить картинки;
6. Продолжить времена года в нужной последовательности после *лета (или положить соответствующие картинки);
7. Подобрать карточки с названиями месяцев по сезонам. В случае правильного выполнения задания на обратной стороне 3-х карточек сложится изображение-символ данного времени года (*зима – санки).
8. Сопоставить понятия: дед – отец – сын – брат;
бабушка – мать – дочь – сестра.
Дать варианты этих понятий (кто кому кем приходится) :
дед – отец отца (или матери)
отец – сын деда
и т. д.
9. Составить рассказ о своей семье, используя понятия: старше, младше, брат,
сестра, внук, внучка, сын, дочка и др.
10. Установить последовательность событий, изображенных в сериях сюжетных картинок (подбираются в соответствии с возможностями ребенка);
11. Исправить замеченную ошибку в перечне дней недели, летних месяцев и т. д.
12. Повторить и/или записать под диктовку серии из 2 –5 цифр, звуков, слогов (записывается только после прослушивания всей серии)
Развитие сукцессивных способностей
Последовательность действий и планирование.
Данный вид упражнений вырабатывает способность к удержанию в памяти плана действий в заданной последовательности и его реализации.
а) Игры на выполнение многошаговых инструкций (2,3,4,5-шаговых инструкций) по памяти (по словесной инструкции, по опорным значкам.
Например, игра «Найди клад». Найти «клад» можно только следуя последовательности действий, заданных в инструкции. Каждый следующий «шаг» позволяет найти указание (картинку, помогающее направить поиски в нужном направлении. В более легком варианте этой игры последовательность шагов изображена в виде ряда пиктограмм (картинок-символов, указывающих на место поиска в очередном «шаге». Игру можно проводить как в игровой комнате, так и на бумаге (в последнем случае последовательность шагов указывает карта-путь).
б) «Телефон».
Ребенку предлагается (в ситуации игры) позвонить какому-нибудь зверю или сказочному персонажу. Наборный диск телефона вместо цифр имеет кружочки разного цвета, геометрические фигуры или какие-либо значки (для детей, плохо знакомых с цифровыми обозначениями). Номер телефона представляет собой ряд цветных кружков (геометрических фигур, значков, расположенных в определенной последовательности.
Последовательность в пространстве.
Для развития навыков анализа и воспроизведения пространственных последовательностей можно использовать разнообразные игры, в которых игровой сюжет требует запоминания или сравнения рядов каких-либо изображений, фигур, различающихся формой или цветом, расположенных в определенной последовательности. В зависимости от возможностей ребенка необходимо дифференцированно подбирать длину исходную длину ряда и на последующих занятиях постепенно усложнять задачу, увеличивая количество элементов в ряду.
а) «Собери бусы» (нанизать, раскрасить, различающиеся цветом или формой: по образцу (от 3 до 10 элементов, по памяти (от 2 до 6).
б) «Игрушки на полках» : чем отличаются? (3 - 6 предметов).
в) Игры «Что изменилось?». По памяти обнаружить изменение последовательности (3 - 6 предметов).
г) Цветной ксилофон (воспроизведение последовательности ударов с опорой на зрительный и слуховой ряд – мелодию).
д) «Живые цепочки». Дети стоят в определенной последовательности. У каждого на груди прикреплен значок с определенной картинкой. Порядок расположения картинок (и детей) изображен на карточке. По команде цепочка рассыпается. Задачей ведущего (ребенка) является собрать «цепочку» прежней последовательности.
е) «Запомни карточку и выбери такую же» : ребенку предлагается запомнить ряд картинок (или фигур, цветных кружков, цифр, букв) на карточке и найти такую же среди 2-го набора карточек, из которых лишь одна совпадает с текстовой. Длина ряда от 3 до 7 в зависимости от возраста.
ж) Тот же материал, но ребенку предлагается выложить ряд по памяти из отдельных элементов (более сложный вариант).
Последовательность во времени.
а) «Телеграфист». Отстукивание ритмов по образцу (на слух) или графической схеме:
симметричных -! !, !! !
асимметричных -! ,! ,! !, !, ! !
б) «Зарядка» : запомнить и воспроизвести последовательность движений (от 3 до 6).
в) Порядок времен дня, времен года, дней недели, месяцев (для младших – по картинкам, для старших – словесно).
г) «Шарики в непрозрачной трубочке» : на глазах у детей разноцветные шарики вкладываются в непрозрачную трубочку. Задача: догадаться, в каком порядке они выкатятся из противоположного конца трубочки (число шариков от 2 до 6).
Усложненный вариант игры: необходимо предсказать, в каком порядке шарики выкатятся из того же конца, в который они вкладывались.
Перекодирование временной последовательности в пространственную и обратно.
а) «Картинки–невидимки» : перед ребенком в определенной последовательности выкладывается ряд карточек (с предметными рисунками, фигурами или цветными кружочками). Каждая выкладываемая карточка предъявляется и переворачивается лицом вниз. Таким образом, выложенный ряд повёрнут тыльной стороной к ребенку, а лицевая – закрыта. Из набора карточек с рядами изображений, расположенных в разной последовательности, ребенок должен найти тот, который идентичен выложенному. После того как выбор сделан, карточки переворачиваются лицом вверх и оба ряда сличаются.
Последовательность в речи.
а) Восстановить порядок фраз в рассказе (* «Письмо от Незнайки»);
б) Восстановить порядок слов во фразе (* «Перепутаница»);
в) Воспроизвести определенный набор слов (* «Пароль»);
г) Последовательность в стихах типа «Дом, который построил Джек»;
д) Последовательность в рассказах: «Репка», «Колобок» и др. ;
е) Игра «Повтори и добавь» : 1-й участник называет слово, 2-й повторяет его и говорит своё, 3-й повторяет оба слова и добавляет третье; 1-й повторяет все три в названном порядке и добавляет своё слово и т. д. ;
ж) Упражнение «Продолжить ряд, сохраняя принцип чередования» (картинки, фигуры или значки) :
0 + + 0 + +.. .. .. .. ..
+ 0 0 + 0 0 + 0 0. .. .. .
0 + 0 0 0 + 0 0. .. . .
0 - + 0 0 - + 0. .. . .
0 + - 0 + - 0 +. . .
Рекомендуемая литература:
1. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников;
2. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей;
3. Русскова Т. А. Учимся пространственной ориентации. Альбом-раскраска;
4. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.
.