Марина Тарасенко
Развитие субъектности детей через формирование субъектной позиции родителей в учреждении дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день недостаточно однажды получить образование, чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Потребность в знаниях проникает во все сферы жизни — профессиональную, семейную, досуговую, общественную, личную и другие. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях : медицинских, педагогических, психологических, юридических, экономических, сексологических. Решение семейных проблем требует от супругов зрелости и компетентности, а значит, волевых усилий, способности взять на себя дополнительную нагрузку. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возникновение в семье трудностей, которых не было в их родительской семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справляться с проблемой. Ощущение несостоятельности (в любой сфере бытия) болезненно для большинства людей. В этом случае непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетентности. Ведь родители должны быть способны не только удовлетворить потребности ребёнка в пище, одежде и тепле, а передать культурно-исторический опыт в процессе совместной деятельности и общения, создать психологически комфортные условия для его развития. Принятие взрослыми ребёнка с его возрастными и индивидуальными особенностями, осознание его возможностей и создание условий для раскрытия способностей позволяет сохранить доверительные отношения между родителями и детьми и психологическое здоровье ребёнка.
Публикация «Развитие субъектности детей через формирование субъектной позиции родителей в учреждении дополнительного образования» размещена в разделах
Какова бы ни была в жизни ребенка роль его любимых и нелюбимых учителей, воспитателей, других взрослых, сверстников и иного окружения, именно психологический климат в семье, сложившийся в ней стиль общения, отношение родителей к ребенку являются определяющими в воспитании и развитии его личности. Это бесспорный факт. Равно как и утверждение, что хорошими родителями не становятся автоматически - этому необходимо учиться.
Мысль о том, что родителей нужно учить воспитывать детей, осознавалась на протяжении многих веков и нашла отражение в работах: Платона, Аристотеля, Я. А. Коменского, И. Г. Пестолоцци, К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского и других. Во все времена родители испытывали потребность получать поддержку в воспитании своих детей. Очевидно, что и сейчас эта потребность в квалифицированной помощи актуальна как никогда.
В. Сатир считает, что семья – единственное место на земле, где все члены семьи ищут гармонии – успокоения раненой души, повышения самооценки и вдохновения на дальнейшие действия.
Одной из важных функций семьи является воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации и развития ребёнка, что подтверждено содержанием статьи 18 «Конвенции о правах ребёнка» : «…Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы. В целях гарантии и содействия осуществлению прав, изложенных в настоящей Конвенции, государства — участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений…» [20]. Из статьи следует, что именно родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, обеспечивающих оптимальные возможности социализации и развития ребёнка.
Семья и образовательное учреждение дополняют друг друга, создают наилучшие условия для образования и творческого развития детей. В учреждениях дополнительного образования ребенок воспитывается, осваивая духовное богатство народной культуры и традиций, источники нравственности и таинства ремесла; это укоренение ребенка во всем лучшем, что накоплено культурой своего и других народов; это поиск смысла жизни, идеала добра, любви и красоты.
Взаимодействие педагога с родителями служит максимальному вовлечению семьи в образовательный процесс, формирование у них позиции субъекта данного процесса. Это позволяет изменить представления многих современных родителей об их роли в жизни ребенка, в основном, сужающейся до материального обеспечения будущих граждан всем необходимым для счастливой жизни. Совместная жизнедеятельность с ребенком, обсуждение успехов, преодоление неудач позволяет родителям увидеть своего сына или дочь по-новому, ощутить себя значимым для него человеком.
Таким образом, эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.