Марина Сафеева
Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей в рамках реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей в рамках реализации ФГОС ДО
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Извлечение из ФГОС ДО
Вопрос развития социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста является приоритетным при организации и реализации образовательного процесса в образовательном учреждении.
Составляющими социального интеллекта дошкольника являются:
- эмоционально-мотивационные (самооценка, уровень развития эмпатии; мотивация коммуникации и взаимодействия);
- когнитивные (общие умственные способности; понимание себя и партнера по общению; понимание сущности ситуации общения; прогнозирование развития ситуации коммуникации и взаимодействия, а также поведения в ней партнеров по общению);
- поведенческие (владение навыками конструктивного взаимодействия, способами моделирования своего поведения и опосредованного либо прямого воздействия на партнера с целью изменить его поведение).
Эмоциональный интеллект – способность человека управлять самим собой и другими людьми.
Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:
- самосознание (образ "Я", понимание "психологического устройства" себя);
- самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);
- социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);
- управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).
Эти основные функции развиваются на разных этапах дошкольного детства в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
В условиях образовательного учреждения можно выделить различные способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста:
- сюжетно-ролевая игра (ролевые действия помогают ребенку понять другого, учесть его положение, настроение, пожелания);
- трудовая деятельность (достижение положительного результата, радость за совершенный с другими детьми труд, переживание общего успеха, чувства удовлетворения от совместной работы);
- произведения художественной литературы (сравнения себя с положительным героем, активное сопереживание ему; отрицательная оценка поведению и поступкам отрицательного героя);
- творческая деятельность (развитие эстетических чувств, формирование чувства прекрасного; перенос понятия «красота» на поведение детей, людей).
К эффективным методическим средствам развития социальных навыков у дошкольников могут так же быть отнесены ролевые игры; психогимнастические игры; игры и задания, направленные на развитие произвольности; воображения; релаксационные методы; использование эмоционально-символических методов, тематическое рисование и пр.
Таким образом, в отношении дошкольников социальный интеллект может быть представлен как основа развития положительной адаптации и социализации в человеческом обществе. Чтобы у ребенка не было больших проблем с социализацией, оценкой окружающей действительности, его необходимо учить узнавать, проявлять эмоции (желательно положительные).
В условиях учебно-воспитательного процесса в детском саду при развитии эмоционального интеллекта у детей необходимо делать акцент на формировании способности понимать чувства другого ребенка, взрослого, ставя себя на его место и чувствуя его переживания и эмоции. В первую очередь речь идет о развитии эмпатии, осознанного противостояния злу и проявлению радости за другого.
Игра как универсальный способ развития социального интеллекта дошкольников
В числе важных предпосылок развития социальных способностей выступает дошкольная группа, которая представляет собой первичную социально-психологическую общность, первое «детское общество» (А. П. Усова, в котором складываются и развиваются общение и разнообразные виды деятельности. Дошкольная группа становится значимым компонентом личностной микросреды ребенка.
Базируясь на исследованиях последних лет, можно предположить, что компоненты социального интеллекта будут наиболее продуктивно развиваться у старших дошкольников в процессе игровой деятельности.
Игра является одним из универсальных видов деятельности детей дошкольного возраста.
В игре осуществляется постепенный переход действий в умственный план, у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении принуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.
Однако, с конца 90-х гг. педагоги и психологи, работающие с дошкольниками, отмечают, что произошли заметные изменения в детских играх. Отмечается, что дети стали реже играть в коллективные игры (сюжетно-ролевые и игры с правилами, снизилась продолжительность таких игр, упростились сюжеты. Наблюдения за свободной деятельностью дошкольников обнаружили, что значительная часть дошкольников в свободное время не играют, а занимают себя рисованием, предметными действиями с машинками или гаджетами, что, конечно же, сказывается на социальном развитии и межличностном общении. В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего встать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.
Формированию потребности в общении и взаимодействию, интереса к другому человеку у дошкольников во время игр будут способствовать создание условий для установления разных видов эмоционального контакта : от взгляда, улыбки к контакту глаз, от прикосновения к более тесному тактильному контакту. Примерами таких коммуникативных игр могут стать:
- игры и упражнения, направленные на формирование интереса к другому : «Ручеёк», «Комплименты», «Подарок другу»;
- игры на групповую сплоченность: «Найди друга», «Волшебный клубочек», «Угадай-ка»;
- игры на формирование доброжелательных отношений в группе «Я хочу с тобой подружиться», «Я знаю пять имен своих друзей», «Цветок дружбы».
Для развития навыков самосознания (осознание ребёнком меры своих возможностей, оценка его места в обществе других людей, понимание разного отношения к нему окружающих, умение адекватно оценивать результаты собственных достижений) могут быть использованы:
- игры, способствующие самовыражению, типа «Вырази чувства глазами», «Что я люблю», «Мое настроение», «Ступеньки моих достижений»;
- игры, развивающее чувство самоуважения «Счастливый сон», «Хочу быть счастливым»;
- диалоговые игры «Эфир со звездами», «Интервью», «Кто я?», «Кое-что обо мне», «Я на балу сказок», «Я и мои друзья»;
- минутки общения, тематические беседы во время спокойных игр: «Какой я?», «Каким я буду, когда вырасту».
Развитию способности понимать другого человека, учитывать при общении его особенности, интересы, потребности, замечать изменения настроения, эмоционального состояния (эмоциональной восприимчивости) могут способствовать такие виды игр, как:
- игры и упражнения на формирование умения выражать позитивные чувство по отношению к окружающим: «Я посылаю любовь», «Мне в тебе нравиться», «Спасибо и пожалуйста»;
- игры на развитие восприятия, внимания, наблюдательности: «Разведчики», «Хороший слух», «В стране ладошек», «Необычная прогулка», «Штурм крепости».
- игры, способствующие формированию эмоциональной децентрации «Что чувствует мама (папа, если…», «Я тебя понимаю», «Угадай настроение».
Для формирования положительного отношения к взаимодействию с другими детьми ребенку необходим собственный практический опыт сотрудничества, который позволяет ему почувствовать, как достичь важных для него целей, учитывая интересы других детей, то есть – социальные навыки. Формированию социальных навыков (умению устанавливать контакты и действовать в различных коммуникативных ситуациях) будут полезны:
- игры с правилами на развитие произвольности и саморегуляции поведения: «Да, нет, не говори», «Шашки», «Стоп кулак», «Хочухалки»;
- игры на развитие умения сотрудничать : «Помоги другу», «Небоскреб», «Два барана», «Сиамские близнецы»;
- интерактивные игры на формирование навыков общения со сверстниками: «Головомяч», «Попроси игрушку», «Меняемся пуговицами»;
- рисование в парах, тройках, подгруппах с творческими заданиями: «Цветик-семицветик», «Дружеские каракули», «Маленькие волшебники», «Один и вместе», «Наша сказка», «Варежки для Деда Мороза», «Картинки по кругу», «Необитаемый остров», «Дом дружбы», «До свидания, детский сад» и пр.
Предметно-развивающая среда в группе детского сада как средство социально-коммуникативного развития дошкольников
Необходимым условием воспитания и обучения дошкольников является создание развивающего пространства в дошкольном образовательном учреждении. Целенаправленно организованное предметно-развивающее пространство детского сада должно способствовать всестороннему развитию детей, отвечать их интересам и потребностям, обеспечивать эмоциональное благополучие.
В соответствии с ФГОС ДО, основными закономерностями воспитания и обучения детей дошкольного возраста, предметно-развивающая среда ДОУ выполняет ряд функций. К ним относятся:
- функция стимулирования активности детей,
- информационная функция,
- функция сохранения психологического здоровья,
- воспитывающая и развивающая функции.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет трактовать предметно-развивающую среду как систему материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения.
Для реализации основных функций предметно-развивающая среда должна организовываться с учетом ряда принципов (по В. А. Петровскому) : принцип дистанции, позиции при взаимодействии; принцип активности; принцип стабильности – динамичности; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и психоэмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; принцип эстетической организации среды; принцип открытости – закрытости; принцип «половых и возрастных различий».
Предметно-развивающая среда ДОУ должна быть психоэмоционально насыщенной и привлекательной для детей. Обеспечить индивидуальную комфортность ребенка поможет использование ширм, организация уголков «уединения» и «приватности», цветовое решение в оформлении помещения.
Кроме того, для эмоционального развития и благополучия детей целесообразно использование материалов и игрового оборудования, способствующего снятию психоэмоционального напряжения и преодолению негативных эмоций. Например, организованный в групповом помещении центр «воды и песка». Помимо знакомства детей со свойствами различных предметов окружающей среды, повышения познавательной активности дошкольников, игры с водой, песком и сыпучими материалами помогают расслабиться ребенку, снять психоэмоциональное напряжение, агрессию, создать радостное настроение.
Расширять представления детей об эмоциях, понимать психоэмоциональные состояния других и собственные эмоции, развивать средства эмоциональной выразительности возможно через оформление уголка развития эмоциональной сферы детей. Здесь могут использоваться пиктограммы эмоций, альбомы детских фотографий с различными эмоциональными состояниями, зеркала, игры и пособия по развитию эмоциональной сферы, «стаканчики для криков», «мешочки настроения» и т. д., а также доска «Мое настроение», на которой дети каждый день отмечают свое настроение в символической форме: «смайлики», цвета и др.
• использование мягкой мебели, напольного покрытия и подушек, пуфов,
• наличие растений в интерьере
• оборудованные сухой бассейн и сухой душ.
• использование в предметно-развивающей среде различных массажных мячей, варежек и рефлекторных дорожек.
• проводение самомассажа и взаимомассажа.
• Включение в игры рефлекторных ковриков и дорожек (точечный массаж стоп) способствует сохранению и укреплению здоровья детей, релаксации.
• В физкультурном уголке группы можно поместить напольную грушу-неваляшку, коврик злости
На психоэмоциональное состояние дошкольников благотворно влияет изобразительная деятельность. Рисование – доступный для ребенка способ выразить свои эмоциональные переживания, страхи и опасения. В связи с этим важным для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста является организация уголка изодеятельности. Помимо традиционного наполнения этой «зоны» предметно-развивающей среды, здесь можно организовать «стену для рисования». Прикрепленный на стене ватман или полоса обоев позволят детям свободно творить и выражать свои переживания в менее ограниченном пространстве, а нетрадиционный элемент развивающей среды будет способствовать активности детей и переживанию положительных эмоций.
Таким образом, создавая развивающую среду детского сада, необходимо обеспечить условия для всестороннего развития детей дошкольного возраста, их индивидуального комфорта и эмоционального благополучия. Организация предметно-развивающей среды является важной составляющей образовательного процесса в ДОУ в социально-коммуникативном развитии.