Папки-передвижки

Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей в рамках реализации ФГОС до

Марина Сафеева
Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей в рамках реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей в рамках реализации ФГОС ДО

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.

Темочки:

Извлечение из ФГОС ДО

Вопрос развития социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста является приоритетным при организации и реализации образовательного процесса в образовательном учреждении.

Составляющими социального интеллекта дошкольника являются:

- эмоционально-мотивационные (самооценка, уровень развития эмпатии; мотивация коммуникации и взаимодействия);

- когнитивные (общие умственные способности; понимание себя и партнера по общению; понимание сущности ситуации общения; прогнозирование развития ситуации коммуникации и взаимодействия, а также поведения в ней партнеров по общению);

- поведенческие (владение навыками конструктивного взаимодействия, способами моделирования своего поведения и опосредованного либо прямого воздействия на партнера с целью изменить его поведение).

Эмоциональный интеллект – способность человека управлять самим собой и другими людьми.

Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:

- самосознание (образ "Я", понимание "психологического устройства" себя);

- самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);

- социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);

- управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).

Эти основные функции развиваются на разных этапах дошкольного детства в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

В условиях образовательного учреждения можно выделить различные способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста:

- сюжетно-ролевая игра (ролевые действия помогают ребенку понять другого, учесть его положение, настроение, пожелания);

- трудовая деятельность (достижение положительного результата, радость за совершенный с другими детьми труд, переживание общего успеха, чувства удовлетворения от совместной работы);

- произведения художественной литературы (сравнения себя с положительным героем, активное сопереживание ему; отрицательная оценка поведению и поступкам отрицательного героя);

- творческая деятельность (развитие эстетических чувств, формирование чувства прекрасного; перенос понятия «красота» на поведение детей, людей).

К эффективным методическим средствам развития социальных навыков у дошкольников могут так же быть отнесены ролевые игры; психогимнастические игры; игры и задания, направленные на развитие произвольности; воображения; релаксационные методы; использование эмоционально-символических методов, тематическое рисование и пр.

Таким образом, в отношении дошкольников социальный интеллект может быть представлен как основа развития положительной адаптации и социализации в человеческом обществе. Чтобы у ребенка не было больших проблем с социализацией, оценкой окружающей действительности, его необходимо учить узнавать, проявлять эмоции (желательно положительные).

В условиях учебно-воспитательного процесса в детском саду при развитии эмоционального интеллекта у детей необходимо делать акцент на формировании способности понимать чувства другого ребенка, взрослого, ставя себя на его место и чувствуя его переживания и эмоции. В первую очередь речь идет о развитии эмпатии, осознанного противостояния злу и проявлению радости за другого.

Игра как универсальный способ развития социального интеллекта дошкольников

В числе важных предпосылок развития социальных способностей выступает дошкольная группа, которая представляет собой первичную социально-психологическую общность, первое «детское общество» (А. П. Усова, в котором складываются и развиваются общение и разнообразные виды деятельности. Дошкольная группа становится значимым компонентом личностной микросреды ребенка.

Базируясь на исследованиях последних лет, можно предположить, что компоненты социального интеллекта будут наиболее продуктивно развиваться у старших дошкольников в процессе игровой деятельности.

Игра является одним из универсальных видов деятельности детей дошкольного возраста.

В игре осуществляется постепенный переход действий в умственный план, у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении принуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Однако, с конца 90-х гг. педагоги и психологи, работающие с дошкольниками, отмечают, что произошли заметные изменения в детских играх. Отмечается, что дети стали реже играть в коллективные игры (сюжетно-ролевые и игры с правилами, снизилась продолжительность таких игр, упростились сюжеты. Наблюдения за свободной деятельностью дошкольников обнаружили, что значительная часть дошкольников в свободное время не играют, а занимают себя рисованием, предметными действиями с машинками или гаджетами, что, конечно же, сказывается на социальном развитии и межличностном общении. В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего встать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Формированию потребности в общении и взаимодействию, интереса к другому человеку у дошкольников во время игр будут способствовать создание условий для установления разных видов эмоционального контакта : от взгляда, улыбки к контакту глаз, от прикосновения к более тесному тактильному контакту. Примерами таких коммуникативных игр могут стать:

- игры и упражнения, направленные на формирование интереса к другому : «Ручеёк», «Комплименты», «Подарок другу»;

- игры на групповую сплоченность: «Найди друга», «Волшебный клубочек», «Угадай-ка»;

- игры на формирование доброжелательных отношений в группе «Я хочу с тобой подружиться», «Я знаю пять имен своих друзей», «Цветок дружбы».

Для развития навыков самосознания (осознание ребёнком меры своих возможностей, оценка его места в обществе других людей, понимание разного отношения к нему окружающих, умение адекватно оценивать результаты собственных достижений) могут быть использованы:

- игры, способствующие самовыражению, типа «Вырази чувства глазами», «Что я люблю», «Мое настроение», «Ступеньки моих достижений»;

- игры, развивающее чувство самоуважения «Счастливый сон», «Хочу быть счастливым»;

- диалоговые игры «Эфир со звездами», «Интервью», «Кто я?», «Кое-что обо мне», «Я на балу сказок», «Я и мои друзья»;

- минутки общения, тематические беседы во время спокойных игр: «Какой я?», «Каким я буду, когда вырасту».

Развитию способности понимать другого человека, учитывать при общении его особенности, интересы, потребности, замечать изменения настроения, эмоционального состояния (эмоциональной восприимчивости) могут способствовать такие виды игр, как:

- игры и упражнения на формирование умения выражать позитивные чувство по отношению к окружающим: «Я посылаю любовь», «Мне в тебе нравиться», «Спасибо и пожалуйста»;

- игры на развитие восприятия, внимания, наблюдательности: «Разведчики», «Хороший слух», «В стране ладошек», «Необычная прогулка», «Штурм крепости».

- игры, способствующие формированию эмоциональной децентрации «Что чувствует мама (папа, если…», «Я тебя понимаю», «Угадай настроение».

Для формирования положительного отношения к взаимодействию с другими детьми ребенку необходим собственный практический опыт сотрудничества, который позволяет ему почувствовать, как достичь важных для него целей, учитывая интересы других детей, то есть – социальные навыки. Формированию социальных навыков (умению устанавливать контакты и действовать в различных коммуникативных ситуациях) будут полезны:

- игры с правилами на развитие произвольности и саморегуляции поведения: «Да, нет, не говори», «Шашки», «Стоп кулак», «Хочухалки»;

- игры на развитие умения сотрудничать : «Помоги другу», «Небоскреб», «Два барана», «Сиамские близнецы»;

- интерактивные игры на формирование навыков общения со сверстниками: «Головомяч», «Попроси игрушку», «Меняемся пуговицами»;

- рисование в парах, тройках, подгруппах с творческими заданиями: «Цветик-семицветик», «Дружеские каракули», «Маленькие волшебники», «Один и вместе», «Наша сказка», «Варежки для Деда Мороза», «Картинки по кругу», «Необитаемый остров», «Дом дружбы», «До свидания, детский сад» и пр.

Предметно-развивающая среда в группе детского сада как средство социально-коммуникативного развития дошкольников

Необходимым условием воспитания и обучения дошкольников является создание развивающего пространства в дошкольном образовательном учреждении. Целенаправленно организованное предметно-развивающее пространство детского сада должно способствовать всестороннему развитию детей, отвечать их интересам и потребностям, обеспечивать эмоциональное благополучие.

В соответствии с ФГОС ДО, основными закономерностями воспитания и обучения детей дошкольного возраста, предметно-развивающая среда ДОУ выполняет ряд функций. К ним относятся:

- функция стимулирования активности детей,

- информационная функция,

- функция сохранения психологического здоровья,

- воспитывающая и развивающая функции.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет трактовать предметно-развивающую среду как систему материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения.

Для реализации основных функций предметно-развивающая среда должна организовываться с учетом ряда принципов (по В. А. Петровскому) : принцип дистанции, позиции при взаимодействии; принцип активности; принцип стабильности – динамичности; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и психоэмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; принцип эстетической организации среды; принцип открытости – закрытости; принцип «половых и возрастных различий».

Предметно-развивающая среда ДОУ должна быть психоэмоционально насыщенной и привлекательной для детей. Обеспечить индивидуальную комфортность ребенка поможет использование ширм, организация уголков «уединения» и «приватности», цветовое решение в оформлении помещения.

Кроме того, для эмоционального развития и благополучия детей целесообразно использование материалов и игрового оборудования, способствующего снятию психоэмоционального напряжения и преодолению негативных эмоций. Например, организованный в групповом помещении центр «воды и песка». Помимо знакомства детей со свойствами различных предметов окружающей среды, повышения познавательной активности дошкольников, игры с водой, песком и сыпучими материалами помогают расслабиться ребенку, снять психоэмоциональное напряжение, агрессию, создать радостное настроение.

Расширять представления детей об эмоциях, понимать психоэмоциональные состояния других и собственные эмоции, развивать средства эмоциональной выразительности возможно через оформление уголка развития эмоциональной сферы детей. Здесь могут использоваться пиктограммы эмоций, альбомы детских фотографий с различными эмоциональными состояниями, зеркала, игры и пособия по развитию эмоциональной сферы, «стаканчики для криков», «мешочки настроения» и т. д., а также доска «Мое настроение», на которой дети каждый день отмечают свое настроение в символической форме: «смайлики», цвета и др.

• использование мягкой мебели, напольного покрытия и подушек, пуфов,

• наличие растений в интерьере

• оборудованные сухой бассейн и сухой душ.

• использование в предметно-развивающей среде различных массажных мячей, варежек и рефлекторных дорожек.

• проводение самомассажа и взаимомассажа.

• Включение в игры рефлекторных ковриков и дорожек (точечный массаж стоп) способствует сохранению и укреплению здоровья детей, релаксации.

• В физкультурном уголке группы можно поместить напольную грушу-неваляшку, коврик злости

На психоэмоциональное состояние дошкольников благотворно влияет изобразительная деятельность. Рисование – доступный для ребенка способ выразить свои эмоциональные переживания, страхи и опасения. В связи с этим важным для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста является организация уголка изодеятельности. Помимо традиционного наполнения этой «зоны» предметно-развивающей среды, здесь можно организовать «стену для рисования». Прикрепленный на стене ватман или полоса обоев позволят детям свободно творить и выражать свои переживания в менее ограниченном пространстве, а нетрадиционный элемент развивающей среды будет способствовать активности детей и переживанию положительных эмоций.

Таким образом, создавая развивающую среду детского сада, необходимо обеспечить условия для всестороннего развития детей дошкольного возраста, их индивидуального комфорта и эмоционального благополучия. Организация предметно-развивающей среды является важной составляющей образовательного процесса в ДОУ в социально-коммуникативном развитии.

Публикации по теме:

Игра как средство развития эмоционального интеллектаИгра как средство развития эмоционального интеллекта Игра как средство развития эмоционального интеллекта Многих из нас в детстве учили подавлять свои эмоции. И если бурно проявлять радость.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Мастер-класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС» Мастер – класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО» Цель повышение уровня профессиональной компетенции.

Мастер-класс по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами нейрографики «Павлин эмоций»Мастер-класс по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами нейрографики «Павлин эмоций» Ирина Сорокоумова Здравствуйте дорогие ребята и родители! Я очень рада Вас приветствовать! - Ребята, а какое настроение сегодня у Вас?.

Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк»Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк» Уважаемые коллеги, предлагаю очередной тематический совет, который прошёл у нас в детском саду. Тема очень сложная. Во всех нормативных.

План-конспект НОД по развитию эмоционального интеллекта «Маска, я тебя знаю» для детей 5–6 летПлан-конспект НОД по развитию эмоционального интеллекта «Маска, я тебя знаю» для детей 5–6 лет Цель:развитие эмоционального интеллекта детей. Задачи:Образовательные: Повторить и закрепить понятия, связанные с театром и театральной деятельностью;.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапииРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапии Самая актуальная и значимая задача на сегодняшний день для педагогов это научить воспитанников осознавать свои внутренние состояния, уметь.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учрежденияРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения Большинство детей с ОВЗ имеют низкий уровень развития самооценки и эмпатии, тревожны, имеют трудности в распознавании чувств других людей,.

Взаимодействие с родителями в рамках реализации проекта «Каша — радость наша!» в соответствии с ФГОС доВзаимодействие с родителями в рамках реализации проекта «Каша — радость наша!» в соответствии с ФГОС до .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей в рамках реализации ФГОС до
Опубликовано: 18 февраля 2022 в 16:06
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей в рамках реализации ФГОС до» (включая файлы) размещена пользователем Марина Сафеева (УИ 1217032) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД