Брюханова Олеся Сергеевна
Развитие социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с социальными партнерами
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников. В статье рассматриваются теоретические аспекты развития социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников. Раскрывается актуальность коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста на современном этапе. Поясняются возможности успешного решения вопросов во взаимодействии с семьей и социальными партнерами в сельской местности. Раскрываются задачи, содержание, формы и методы развивающего взаимодействия взрослых с детьми, направленного на социализацию и духовно-нравственное развитие дошкольников.
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова: социально-коммуникативное развитие, общение, личность, социальные партнеры, взаимодействие, развитие старших дошкольников.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) дошкольного образования коммуникативное развитие, а так же социализацию следует рассматривать, как единую образовательную область. Согласно ФГОС дошкольного образования, социально-коммуникативное развитие, включает развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми, развитие социального и эмоционального интеллекта, сопереживания, эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувств принадлежности к своей семье и к сообществу взрослых и детей. Оно тесно связано с духовно-нравственным развитием и воспитанием дошкольников, предполагает усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Развитие личности, становление ее жизнедеятельности находится в прямой зависимости от социального окружения, в котором она живет и развивается. Взаимодействуя с другими людьми, дошкольники удовлетворяют одну из самых важных социальных потребностей – это потребность в общении, которая, по мнению отечественного психолога Л. И. Божович, несет в себе изначальную силу, побуждает психическое развитие ребенка, развивается вместе с ним, является базой для развития других его социальных потребностей.
Дошкольный период особо значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, который, по высказываниям Л. С. Выготского, рассматривается как врастание в человеческую культуру.
В этом периоде огромное влияние на процесс социализации оказывает социальное окружение, это лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими являются: семья, детский сад, социальные партнеры, общество, с которыми взаимодействует детский сад.
Реализация развития коммуникативных способностей предполагает наличие чётких правил взаимодействия в системах «ребёнок-взрослый» и «ребёнок-ребёнок».
Основным условием развития коммуникативной сферы детей служит обеспечение чувства психологической и эмоциональной безопасности.
Фундамент развития коммуникативной сферы составляют уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных способностях и возможностях.
Общение с взрослыми должно создавать у ребёнка ощущение успешности, результативности действий, на основе которых формируются позитивные представления о себе и благоприятные социальные переживания, а так же активность ребёнка.
Основной принцип организации работы по формированию коммуникативных способностей дошкольников - это опережающая инициатива взрослого.
Таким образом, учёт возрастных закономерностей развития общения, лежат в основе реализации основных требований современных ФГОС ДО.
Развитие коммуникативных способностей относится к числу важнейших проблем в педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры в общении с людьми. Следовательно, в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено решению задач развития коммуникативных умений. Большие возможности в этом плане имеет целенаправленная работа ДОО с социальными партнерами : семьей, образовательными учреждениями (школой, дошкольными образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования (ДЮСШ, школой искусств, учреждениями культуры (библиотека, дом культуры, социальными учреждениями (Центр «Семья», социальной защиты населения, реабилитационный центр для детей с ОВЗ, общественными организациями, предприятиями в сельской местности.
Эффективность реализации задач коммуникативного развития воспитанников зависит от культуры семейного воспитания в целом. При всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье. Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Широко осуществляется просветительная работа в разных формах: традиционных - консультациях, индивидуальных беседах, тренингах. Педагоги организуют круглые столы с представителями социума, фотовыставки, дни открытых дверей, акции, трудовые десанты, родительские клубы «Мы вместе», клуба отцов «Ты мне нужен папа».
Основными направлениями эффективности работы по проблеме формированию коммуникативных навыков и успешной социализации наших воспитанников в обществе сверстников и социуме является сотрудничество
с социальными партнерами в сельской местности. Работа в этом направлении позволяет воспитывать интерес к окружающим людям, взаимоуважения, взаимодоверия; позволяет ребёнку проявлять и развивать свои индивидуальные способности; развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, обучению искусству общения – диалогу, беседе, дискуссии.
Таким образом, совместная партнёрская деятельность педагогов с социумом в сельской местности способствует созданию благоприятного климата в ДОО для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях с педагогами, сверстниками, родителями, а так же другими окружающими людьми.
Список литературы:
1. Божович Л. И. 1. Личность и ее формирование в детском возрасте, 1968.
2. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрения ребенка / Л. С. Выготский // Психология личности: хрестоматия. - Самара, 1990.
3. Стожарова М. Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М. Ю. Стожарова. – Ростов н/ Д: Феникс, - 2007. – 208с. (Школа развития)
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования образования (утв. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155).