Татьяна Гаврилина
Развитие словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи посредством технологии критического мышления
▼ Скачать + Заказать документы
Технология развития критического мышления, далее технология РКМ, позволяет в дошкольном образовании решать следующие задачи:
1. Учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы воспитателя, а с собственных вопросов и проблем;
2. Воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое.
Публикация «Развитие словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи посредством технологии критического мышления» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Использование педагогом приёмов и методов технологии РКМ помогает детям самостоятельно добывать знания, вырабатывать собственное мнение, позволяет использовать свои знания, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, развивает самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, монологическую и диалогическую речь.
Технология РКМ направлена на достижение образовательных результатов:
- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в различных областях знаний;
- пользоваться разными способами интегрирования информации;
- задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
- участвовать в совместном принятии решения;
- выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
- вырабатывать умение сотрудничать и работать в группе и т. д.
В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов.
Первый этап – «вызов».
На данном этапе пробуждается интерес к теме.
Этот этап позволяет:
- Актуализировать и обобщить имеющиеся у ребенка знания по данной теме;
- Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать дошкольников
к познавательной деятельности;
- Побудить дошкольников к активной работе на занятиях и дома.
Второй этап – «осмысление».
Это этап - содержательный, в ходе которого происходит непосредственная работа дошкольника с новым материалом, причем работа, направленная и осмысленная.
Этот этап позволяет дошкольнику:
- Получить новую информацию;
- Осмыслить информацию;
- Соотнести информацию с уже имеющимися знаниями.
Третий этап – «рефлексия». Он представляет собой- размышления, формирование личностного отношения.
На этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Этап предполагает:
- Целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- Присвоение нового знания, новой информации ребенком;
- Формирование у дошкольника собственного отношения к изучаемому материалу.
Все приемы данной технологии универсальны. Их можно применять на всех стадиях (вызов, осмысление, рефлексия, можно интегрировать с любой образовательной деятельностью.
А сейчас опишем те приемы, которые мы применяем в образовательном процессе:
На этапе «вызов» мы используем приемы технологии РКМ такие как : «Верные - неверные утверждения», «Корзина идей», «Ассоциативный куст».
Приём «Ассоциативный куст» отвечает за активизацию знаний детей по теме.
Например:
Тема: «Осень»
- Ребята, какие ассоциации возникают при слове «осень»? Называйте всё, что вспоминается.
(Дети называют слова, фразы, всё обозначается на маркерной доске заглавными буквами слова или рисунком–символом). Мы на занятии использовали символы.
- Докажите, что вы назвали правильные слова. (Доказанные слова соединяются с основным словом «осень» с помощью стрелок.)
«Корзина идей» предполагает выяснить, какие знания уже есть у детей по данной теме. Этот прием накапливает знания. Предлагаем детям положить в корзину то, что им уже известно по данной теме. Ребята выбирают картинки, опорные схемы, предметы и кладут в корзину. В течение недели мы узнаем что-то новое, и наша корзина пополняется. В обобщающей беседе, мы перебираем содержимое корзины и подводим итоги.
Приём «Верные – неверные суждения». Детям предлагаются несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на личный опыт или угадывание.
Идет настраивание на изучение нового, выделяются ключевые моменты. Какие из утверждений были верными можно узнать на стадии рефлексии. Еще этот материал можно использовать при проверке усвоенного материала. Причем ответ на суждение может быть как вербальным, так и сигнальным (сигнальные карты). На нашем занятии дети использовали сигнальные карты: красный восклицательный знак - неверное утверждение, зеленый восклицательный знак- верное утверждение.
Приём «Синквейн» более эффективен на стадии осмысления.
Синквейн – это не способ проверки знаний детей.
Его цель добиться более глубокого осмысления темы. Что такое «синквейн»? Это пяти строчный, нерифмованный стих, который позволяет в нескольких словах изложить учебный материал. «Синквейн» состоит из следующих этапов:
а) имя существительное, тема.
б) признак предмета (подбираем прилагательные) – два слова.
в) действие предмета.
г) фраза, выражающая отношение автора к теме.
д) обобщающее слово (существительное)
Также на этапе «осмысления», (но можем использовать и на любом этапе технологии) используем такой приём, как «ЗХУ» (знаю, хочу узнать, узнал).
Объявляем детям тему занятия, затем спрашиваем, что они знают по этой теме. Записываем их высказывания либо вывешиваю на доску схематические рисунки, соответствующие высказыванию. За каждое высказывание выдаётся жетон, у нас на занятии была красная звездочка. Спрашиваем у детей, что они хотят узнать по этой теме и снова записываем, их высказывания, выдавая ребенку зеленые звездочки за каждый ответ. После того, как педагог ответил на все вопросы по объявленной теме и рассказал всю имеющуюся информацию, спрашиваем у детей, что они узнали нового. Снова записываются высказывания, выдаются желтые звездочки за каждое. Если желтых звездочек больше, чем зеленых - материал усвоен, если нет, занятие можно повторить на следующий день. Пример: тема «Осень»
-А что вы знаете об осени? (дети могут ответить, что осень-это время года, холодно, дождик, птицы улетают на юг (за каждое высказывание дается красная звезда)
-А что бы вы хотели узнать об осени? ( дети могут задать такие вопросы: почему осенью падают птицы, какие есть праздники осенью) (за вопрос - зеленая звезда). Дети могут задать и такие вопросы, на которые педагог не знает ответа. На следующем этапе спрашиваем у детей :
-Что вы узнали? (дети говорят о том, что они узнали, за каждый ответ даю желтую звездочку)
Этот прием активизирует мыслительную деятельность и внимание детей, повышает их интерес к теме, так как цель занятия они определили самостоятельно или с помощью взрослого.
С помощью приема «Кубик Блума» происходит активизация знаний о предмете или теме, составление предложений в виде ответа на вопросы. Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой нарисованы схемы-картинки, что для детей с ОНР наиболее приемлемо. Они являются отправной точкой для ответа. Таким образом, ребенок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания.
Правила игры с Кубиком довольно просты:
-Формулируется тема НОД или любой другой совместной деятельности с детьми.
-Педагог или ребенок бросает Кубик.
-Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать.
И так до тех пор, пока все грани Кубика не будут задействованы.
Например:
Грань «Назови» предполагает простую репродукцию полученных знаний. Как ее можно использовать на занятии? Т. к. осень – сейчас наиболее актуальная тема, мы и возьмем ее для примера. Назови признаки осени.
Задание на грани «Почему» позволяет подробно описать процессы, явления или предмет, сформировать причинно-следственные связи. Почему люди осенью надевают куртки, шапки и сапоги?
Вопросы, формулируемые при выпадении стороны «Придумай», подразумевают творческое задание, которое содержит в себе элементы предположения, вымысла. Придумай, что случится, если осень не придет и т. д.
Таким образом, технология РКМ даёт детям возможность наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, а также уточняется, расширяется и совершенствуется словарный запас ребенка. Ребенок учится размышлять, классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию, делать выводы; способствует формированию коммуникативных навыков, активности в образовательной деятельности.