Татьяна Тукиш
Развитие словарного запаса у детей с помощью художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования словаря дошкольников очень важна, особенно дошкольников с ОНР.
Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной дея-тельности ребёнка, поскольку слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.
Незаменимую и важную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка традиционно играет художественная литература.
Публикация «Развитие словарного запаса у детей с помощью художественной литературы» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Произведения для чтения ребенку обязательно нужно выбирать учитывая возраст, интересы и развитие. В результате общения с книгой к 6–7 годам ребенок обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. В этот период проис-ходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретения ребенком но-вых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения.
Отметим особенности использования художественной литературы для повышения уровня словаря детей.
К пяти годам дети начинают определенно интересоваться книгой, и с этого возраста необходимо приучать детей к обращению с книгой. Но пятилетние дети еще не умеют читать, и книга продолжает влиять на их развитие посредством представленных в ней картинок и участия взрослого, изла-гающего им ее содержание. И только лишь когда ребенок научится читать, книга вступает в его жизнь как фактор развития речи первостепенного значения.
Педагог должен владеть разнообразными методами ознакомления с художественной литературой. Поговорим о более значимых методах:
1. Чтение педагога по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Несомненна педагог дол-жен владеть техникой чтения, читать выразительно, эмоционально и заинтересованно.
Можно читать одно произведение. А можно читать несколько произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (два рассказа об осени).
Очень интересными и привлекательными получаются занятия, где объединяются произведения, принадлежащие к разным видам искусства:
- чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного худож-ника. Например, чтение рассказов о временах года и рассматривание репродукций с картин И. Левитана, И. Шишкина, И. Грабаря, В. Васнецова и др.
- чтение литературного произведения и рассматривание иллюстраций. Например, чтение русских народных песенок и потешек, иллюстрированных Ю. А. Васнецовым: «Конь», «Мыши», «Коза-хлопота», «Петушок», «Сорока-белобока», «Пошел котик на торжок», «Котинька-коток», «Как на тоненький ледок», «Ладушки», «Гуси», «Заинька, выйди в сад» и др.
Чтение русских народных сказок и рассматривание иллюстраций Ю. А. Васнецова к русским народ-ным сказкам «Волк и козлята», «Зимовье», «Лиса и заяц» и др.
Чтение произведений К. Чуковского, В. Бианки, Л. Толстого и рассматривание иллюстраций Ю. А. Васнецова к произведениям.
- чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой. Музыка и литература настоль-ко тесно переплетены, их взаимопроникновение настолько велико, что, знакомя детей с художественной литературой, просто невозможно не говорить о музыке. Например, музыка П. И. Чайковского «Времена года» или А. Вивальди «Времена года» с чтением стихотворений о временах года. Читаем о животных и слушаем А. Сен-Санса, «Карнавал животных» и т. д.
2. Педагог может передавать содержание книги, рассказывая. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
4. Заучивание наизусть.
На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка. В подборе материала должна быть определенная логика – усиление эмоциональной насыщенности к концу занятия. В то же время учитываются особенности поведения детей, культура восприятия, эмоциональная отзывчивость.