Елена Серкова
Консультация для воспитателей «Развитие синонимии и антонимии глаголов»
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе формирования глагольной лексики ведётся активная работа по формированию антонимических отношений, в основе которой лежит знакомство со смысловой стороной слова. Данную работу начинают с простых антонимов, затем постепенно переходят к более сложным моделям. Сначала знакомятся с антонимами, в которых под отрицанием находится все толкование исходного слова: разрешать — запрещать, говорить — молчать. Далее отрабатываются антонимические пары глаголов, которые характеризуются семантическими отношениями «начинать» — «переставать». Этот тип антонимии представлен большим количеством приставочных глаголов (залетать — вылетать, закрыть — открыть).
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие синонимии и антонимии глаголов“» размещена в разделах
- Глаголы. Глагольный словарь дошкольника
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В работе над антонимией детей учат подбирать слова, наиболее подходящие к определенной ситуации, что осуществляется путем сравнения семантических признаков слов. Конечным этапом работы над антонимами является изучение энантиосемии (антонимии значений многозначных слов) слов, имеющих взаимно исключающие друг друга значения. Проводится работа над двусмысленностью фраз. Например, «Я просмотрел мультфильм» (внимательно смотрел или не увидел). Работа над антонимами проводится при помощи специальных упражнений, которые строятся на материале отдельных слов, словосочетаний, предложений, связных текстов, что помогает формировать умение пользоваться антонимами в обиходной речи.
В процессе работы над антонимами широко используются игровые приемы, такие как: игра «Бумеранг» (быстро извлечь из памяти нужный антоним и «возвратить» его логопеду); подбор антонимов с перебрасыванием мяча, стихотворные диалоги (игра «Наоборот») и т. п.
Большой интерес у дошкольников вызывают упражнения с элементами занимательности. Например, детям сообщается, что в домике спряталось какое-то животное. Чтобы узнать, кто там, нужно правильно подобрать к предложенным словам слова — «неприятели» и из первых звуков этих слов составить название этого животного. В структуре коррекционно-логопедической работы над лексикой антонимам отводится значительное место, так как данный вид деятельности требует от детей применения таких логических операций, как анализ, сравнение, противопоставление и тем самым способствует развитию мыслительных способностей детей.
В основу работы над синонимами ложится развитие понимания у детей отличительных признаков синонимов. Важно было научить детей понимать, что слова-синонимы ( например: печь, готовить, жарить, варить) не только близки по смыслу, но и отличаются смысловыми оттенками. С этой целью ведётся работа по уточнению лексического значения этих слов. Детям разъясняется, что одним из способов толкования значения слов является побор к слову синонима. Внимание детей обращается на то, что, если в речи вместо одного и того же слова использовать его синонимы, то не нужно будет повторять одинаковые слова. Развитие синонимии проводится в ходе работы над семантическими синонимами. На начальных этапах работа ведётся на примере синонимов с более выраженной степенью семантической близости (торопиться — спешить; глядеть — смотреть, в последующем — над синонимами с менее выраженной семантической близостью (смеяться — хохотать).
Можно использовать упражнения типа:
Сначала логопед указывает детям слово в предложении, к которому нужно подобрать синоним (например, в предложении «Доктор лечит детей» Как еще можно назвать доктора? (врач). Затем дети самостоятельно выбирают из предложения слово или слова, к которым можно подобрать синонимы (например, «Ребенок спешит домой» — «Малыш торопится домой»; «Метель замела дорожки» — «Вьюга занесла тропинки»). Заменить глагол в словосочетании : шагать домой—. , громко смеяться —., глядеть по сторонам—. , бросить мячик—., торопиться на работу—., хорошо трудиться—. и т. д.
В структуре работы над синонимами большое внимание уделяется раскрытию многозначности. Например, подобрать слова к паре омонимов «следить» (за хомяком, т. е. наблюдать) и «следить» (по полу, т. е. оставлять следы) или «слепить» (сделать что-нибудь из пластилина, глины, снега) и «слепить» (ослеплять). Умение пользоваться синонимами развивается сложно и длительно. Этот навык можно сформировать путем разнообразных упражнений (подбор синонимов к отдельным словам, в словосочетаниях, в предложениях). Поэтому особое внимание в процессе коррекционной работы отводится подбору синонимов на материале словосочетаний, что обусловлено связью синонимии слов с их многозначностью. Детям объясняется, что у слова могут быть разные «слова-приятели», в зависимости оттого, в каком значении слово употреблено.