Татьяна Топорова
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Развитие речи детей младшего возраста"
Подготовили: воспитатели младшей группы
Симдянкина Н. М.
Бочкарева Т. А.
Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова. но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка — и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения.
Таков этот великий народный педагог — родное слово!
Публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
К. Д. Ушинский
Возраст от года до трех иногда называют «ходячее детство», и длится оно, приблизительно, от года до трех лет.
Раннее детство — исключительно важное время для развития речи ребенка. То, что упущено от года до трех, восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не восполняется вовсе. Второй и третий годы жизни являются особо чувствительным, сензитивным периодом в усвоении речи малышом.
Прежде всего, в этом возрасте у малыша активно формируются действия с предметами. Развивается мотивация, которую можно сформулировать в виде вопроса: «Что с этим делают?». Малыш активно исследует окружающую среду.
Одновременно видоизменяется интерес ребенка ко взрослому: ему становится интересно наблюдать за действиями окружающих, и особую значимость приобретает совместная деятельность со взрослым.
Общение ребенка и взрослого происходит в основном в конкретной ситуации и чаще всего сопровождает их совместную деятельность. Поэтому оно получило название «ситуативно-деловое общение». Ситуации для общения могут быть разными – события повседневной жизни, совместная игра, чтение книг. Поскольку малыш все больше проявляет интерес не просто к самому предмету, но и к способам действия с ним, играя со взрослым или наблюдая за его действиями, он проявляет крайнюю заинтересованность тем, что и как делает взрослый. Одновременно малыша волнует и реакция взрослого на его собственные.
Развитие речи побуждается развитием, усложнением общения взрослого с ребенком. Если с ребенком общаются мало, ограничиваясь лишь уходом за ним, если нет богатой, разнообразной совместной деятельности малыша и взрослого (которая и требует все большего и большего речевого общения, то такой ребенок резко отстает и в речевом, и в общем развитии
С другой стороны, нехватка речевого общения может наблюдаться и тогда, когда родители проявляют чрезмерную заботливость, пытаясь предупредить каждое желание малыша, не дожидаясь, пока он скажет, что ему надо.
Потребность ребенка в речевом общении со взрослы» должна всячески взрослыми поддерживаться. Важную рол играет при этом воспитательная тактика родителей, которые должны побуждать ребенка внятно, по возможности ясно выражать словами свои желания — и только в этом случае исполнять их.
С другой стороны, развитие речи невозможно без обогащения впечатлений малыша, без знакомства его с широким кругом предметов и явлений окружающего мира, без овладения действиями с вещами. Это основа для усвоения значений слов.
Наблюдая развитие речи своего малыша, вы можете выделить в нем две линии: во-первых, совершенствуется понимание им речи взрослых людей; во-вторых, складывается его собственная активная речь.
Если ребенок на втором году не говорит или говорит мало, значительно меньше и невнятнее, чем его сверстники, это, естественно, беспокоит взрослых. Однако не всегда подобные тревоги основательны. Темп развития речи у детей неодинаков. В этом отношении наблюдаются индивидуальные особенности.
Если малыш уже «все понимает», но не говорит и при этом разумно играет, пытается подражать словам, произносимым взрослыми, можно с уверенностью сказать, что причин для беспокойства нет. Он заговорит несколько позднее. Но не без усилий со стороны взрослых. С таким ребенком надо больше заниматься, разговаривать, побуждать к произнесению слов, давать поручения, связанные с необходимостью что-то сказать, позвать кого-то.
Особенности развития речи в раннем возрасте :
развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;
формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками;
складывается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи;
формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;
речь отражает опыт взаимодействия ребенка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания.
Главная особенность развития активной речи детей раннего возраста -развитие их потребности в речевом общении со взрослым, которое формируется в результате эмоционального и делового общения последнего с ребёнком. Проведение специальных игр, занятий, наблюдение за окружающей обстановкой способствуют развитию речи детей.
Голосовой тренинг.
Нужно избегать любого голосового напряжения, напряжения мышц шеи и в то же время постараться научить ребёнка говорить выразительно, используя
оттенки тембра голоса. Малыш должен уметь говорить тише, громче, с различной интонацией, повышать и понижать голос, усиливать и ослаблять его.
«Отзовись».
Предложите ребёнку произносить «АУ» громче или тише в зависимости от того, «близко» или «далеко» он от вас находится.
«Громче–тише».
Ребёнок стоит и громко произносит гласные звуки, затем, медленно опускаясь на корточки, он говорит всё тише и тише. Далее он поднимается, постепенно говоря всё громче и громче. Покажите ребёнку, как нужно выполнить задание. Все звуки произносятся слитно, переходя друг в друга.
А-у А-о-А О-е-У
о-Ы У-и-У И-а-Ы
И-ю И-о-И Ю-о-Ы
я-О Ы-э-Ы А-и-Э
«Кто как кричит?»
Ребёнок рассматривает картинки с изображением животных и птиц и имитирует их голоса.
Цыплёнок–пи-пи-пи
индюк–бла-бла-бла
лягушка–ква-ква-ква
тигр–р-р-р
волк–у-у-у
свинья–хрю-хрю-хрю
кукушка–ку-ку-ку
коза–ме-ме-ме
кот–мяу-мяу-мяу
баран – бе-бе-бе