Светлана Дорогойченкова
Развитие самостоятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования и науки Самарской области
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Самарский государственный социально-педагогический университет»
Итоговая работа
по программе модуля Вариативной части
Именного образовательного чека
«Реализация требований ФГОС ДО: проектирование образовательной деятельности на основе игровых технологий»
с 07.10.2016 г. по 16.10.2016 г.
Публикация «Развитие самостоятельности» размещена в разделах
«Развитие самостоятельности у детей 3 лет в процессе игры»
Выполнила: Дорогойченкова
Светлана Михайловна
воспитатель
структурное подразделение
детский сад «Ромашка»
ГБОУ СОШ с. Чубовка
Самара, 2016
Содержание
Стр.
Введение
3
1. Теоретические аспекты развития самостоятельности у детей 3 лет в процессе игры. 5
2. Содержательные и методические аспекты развития самостоятельности в процессе игры. 9
Заключение 13
Литература 15
Введение
Развитие самостоятельности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях и поступках активно и настойчиво проявляет стремление к самостоятельности. В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка самостоятельности детей в различных видах деятельности.
Актуальность проблемы развития самостоятельности в самообслуживании у младших дошкольников связана с определенными «перекосами» в воспитании детей.
К сожалению, большинство взрослых в сензитивный период развития самостоятельности подавляют инициативу детей, в результате чего у детей возникают сложности в самообслуживании, инициативности и относительной независимости ребенка. С каждым годом число несамостоятельных младших дошкольников неуклонно растет.
В наше время многие родители мало дают возможностей в развитии самостоятельности своего чада. В виду своей занятости предпочитают сделать за ребёнка сами, лишая его возможности научиться делать самому. Когда трёхлетний ребёнок приходит в детский сад и не может самостоятельно застегнуть сандалии, надеть колготы, пользоваться ложкой и т. д., у него возникает внутренний протест с самим собой, ребёнок капризничает и наотрез отказывается самостоятельно выполнить то или иное действие. К сожалению, таких детей на сегодняшний день становится всё больше.
Вместе с тем, в практике работы ДОУ педагоги испытывают трудности в развитии самостоятельности у младших дошкольников: не знают специфики работы по развитию самостоятельности, затрудняются в выборе форм, методов и приемов развития у детей инициативности.
Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка, т. к. она способствует развитию его личности в целом.
Исследования, проведенные в последнее время, свидетельствуют о том, что детям свойственен синдром беспомощности, так как взрослые не предоставляют детям свободу выбора и не создают условия для развития самостоятельности. Промедление в развитии самостоятельности приводит к появлению детских капризов, упрямства, вредной привычки постоянно надеяться на помощь окружающих
Тогда перед воспитателем встаёт проблема, как творчески и без нанесения вреда психическому здоровью ребёнка и его родителям разрешить этот вопрос.
Встречаясь с этой проблемой в практической деятельности с детьми, понимая важность этого вопроса, решила уделить особое внимание развитию самостоятельности в самообслуживании у дошкольников 3 лет.
1. Теоретические аспекты развития самостоятельности в самообслуживании у детей 3 лет в процессе игры.
Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов.
Интерес к данной проблеме обусловлен, прежде всего, тем, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать. Самостоятельность рассмотрена и изучена в работах Осницкого А. К., Теплюк С., Марковой Т. А., СЛ. Рубинштейна, Т. Гуськовой, И. С. Кона, А. А. Люблинской, Е. О. Смирновой.
По мнению Теплюк С. истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребенка. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постепенно усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и в общении. С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности. Теплюк С. отмечает роль родителей в развитии самостоятельности детей. Родители должны целенаправленно её развивать, не оставляя её на потом. При этом родители должны помнить, что при развитии самостоятельности с каждым разом объем самостоятельных действий ребенка увеличивается, а помощь взрослого сокращается.
Т. В. Маркова отмечает, что самостоятельность позволяет устанавливать с другими людьми подлинно гуманные отношения, основанные на взаимном уважении и взаимопомощи. Без самостоятельности каждого невозможна совместная жизнь людей, их быт, труд, экономические, культурные и другие отношения. Человек в различных условиях жизни должен уметь самостоятельно осмысливать ситуацию, участвовать в выработке решений коллектива.
А. А. Люблинская утверждает, что самостоятельность не возникает вдруг, она развивается с самого раннего детства на основе укрепляющихся простейших навыков и привычек.
М. Монтессори рассматривала самостоятельность и независимость как биологическое качество человека. Природа дала людям возможность развивать их для формирования всех необходимых умений, реализации способностей, овладения знаниями. Все шаги развития ребенка – от приобретаемой умелости в движениях, умении переворачиваться, сидеть, ползать, ходить до формируемых социально-коммуникативных реакций и умений (жесты, речь, интонации, поведенческие аспекты) – это шаг ребенка к независимости от взрослых.
По мнению, Е. О. Смирновой, самостоятельность – не столько умение исполнять какие-то действия без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм. Каждому ребенку важна оценка его действий значимым взрослым – мамой или папой. Им важно радовать родителей своими новыми успехами и достижениями.
Академик И. С. Кон определяет самостоятельность как свойство личности, предполагающее, во-первых, независимость, способность самому, без подсказки извне, принимать и проводить в жизнь важные решения, во-вторых, ответственность, готовность отвечать за последствия своих поступков и, в-третьих, убеждение в том, что такое поведение реально, социально возможно и морально правильно.
По мнению СЛ. Рубинштейна, самостоятельность является результатом большой внутренней работы человека, его способности ставить не только отдельные цели, задачи, но и определять направление своей деятельности.
Таким образом, авторы отмечают, что самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.
В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени.
Первая ступень – когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).
Вторая ступень-ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, научившись убирать свою комнату, Наташа без подсказки взрослых сама подмела комнату у бабушки, убрала посуду в незнакомый шкаф. Без просьбы мамы Ира сама принесла из комнаты в кухню стул и предложила соседке, которая зашла к маме, присесть. В детском саду ее учили предлагать стул гостям.
На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.
Таким образом, самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни.
В настоящее время многие родители уделяют большое внимание обучению детей чтению, математике и языкам, чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее научиться самостоятельно, пить, есть, одеваться, умываться.
Дело в том, что самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его самостоятельности.
С раннего детства начинают формироваться такие черты характера, как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. Происходит это именно с привития навыков самообслуживания.
Работая с детьми младшего возраста, перед нами встала проблема формирования самостоятельности в самообслуживании и на сегодняшний день эта проблема очень актуальна: подходя к возрасту, когда можно посещать детский сад, проявляется неготовность малыша к самообслуживанию без помощи родителей и взрослых. Таким образом, много времени в группе уходит на кормление, переодевание, гигиенические процедуры - у малышей слабо развиты навыки самообслуживания. Для развития самостоятельности детей в моей группе, мы поставили следующие задачи:
• изучение теоретических подходов к проблеме воспитания самостоятельности в дошкольном возрасте;
• выявление уровней проявления самостоятельности у детей дошкольного возраста;
• формирование у детей навыки самообслуживания;
• развивать у детей самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение;
• научить детей применять имеющиеся знания в жизненных ситуациях;
Уверена, что это поможет моим воспитанникам в успешной социализации. А в дальнейшем – в активной жизненной позиции.
2. Содержательные и методические аспекты развития самостоятельности в процессе игры.
Самостоятельность играет большую роль в развитие ребенка, так как способна резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости. Формировать самостоятельность необходимо в раннем возрасте, так как, именно в этот период наблюдается максимальное развитие эмоционально - интеллектуальной сферы малыша.
Так как основная деятельность маленьких детей - игра, поэтому, важное значение здесь имеют игровые приёмы, поскольку именно они позволяют более активно воздействовать на малыша. Мы определили своей целью развивать самостоятельность в самообслуживании через игру и игровые приёмы.
Задачи:
- совместно с родителями обучать детей навыкам самообслуживания;
- поощрять их самостоятельные успехи, учить оказывать помощь сверстникам;
- приучать следить за своим внешним видом;
- учить замечать недостатки в одежде и устранять их с небольшой помощью взрослых.
В течение дня организуем с детьми игры-забавы и дидактические игры. Используем самые различные игрушки, которые помогают детям овладеть простейшими навыками самообслуживания. Например, обучать детей одеваться (раздеваться) нам помогает кукла Катя. Мы одеваем куклу на прогулку и сопровождаем свои действия словами, обозначающими последовательность (сначала надеваем носки, потом штаны).
Большое значение по формированию культурно-гигиенических навыков занимают потешки, стихи, загадывание загадок, они вызывают желание самостоятельно выполнять действия, делают процесс лёгким и приятным. Для повышения активности детей применяем такие игровые приёмы, как внезапное появление объекта или игрушки, выполнение с ними различных игровых действий.
Увлечь ребёнка деятельностью по самообслуживанию можно вызвав у него интерес к предмету. Так во время умывания, предлагаем детям новое мыло в красивой обёртке, разворачиваем его, рассматриваем и говорим: «Какое гладкое мыло, как приятно пахнет. А как, наверное, хорошо это мыло пенится! Давайте попробуем!». Приобщая малыша к здоровому образу жизни, овладению основами гигиенической культуры в процессе умывания, используем игры с водой, с мыльными пузырями. Даем детям рассмотреть картинки с изображением предметов необходимых для данного вида деятельности (мыло, мыльница, полотенце на вешалке, кран с водой).
Весьма действенным приёмом является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, например: «Как Хрюша умывается», «Зайка, учит, медвежонка есть красиво и правильно», «Кукла Маша пошла гулять».
Для закрепления навыков эффективно используем алгоритм процесса одевания и раздевания с картинками последовательности (одевания, раздевания, которые размещены в детских шкафчиках). Одновременно малыши повторяют и запоминают названия частей одежды, что способствует развитию речи.
Обучая детей младшего возраста культурно-гигиеническим навыкам, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является достижением ребёнка этого возраста. Эффективным приё мом является привлечение положительного примера: «Посмотрите, как Паша быстро и правильно сапожки надел!».
Для формирования самостоятельности у детей в самообслуживании нами были разработаны и применяются в работе дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Что делают дети», «Угостим матрешку чаем», «Поможем Маше собраться на улицу» и другие. Для работы с детьми нами изготовлены и применяются игровые пособия:
1) алгоритм последовательности одевания (раздевания) в виде рисунка - схемы;
2) лента-схема последовательности процесса умывания;
3) сюжетные картинки с изображением разных видов деятельности.
Действуем в тесной связи с родителями. Мотивировали их на оказание помощи в изготовлении дидактических пособий; оформление картотек потешек и художественного слова; застёжек-шнуровок, для развития мелкой моторики; изготовления настольного театра. Для работы с родителями создано методическое пособие «Формирование навыков по самообслуживанию у детей младшего возраста» с приложением картотеки стихов и потешек; картинки и фотографии детей в процессе, а также конспекты проведенных непосредственно-образовательной деятельности по формированию культурно – гигиенических навыков. Ежедневно общаясь с ними, даем советы, рекомендации, предлагаем памятки, которые помогают в решении некоторых вопросов.
Сюжетно-ролевая игра «Кукла Катя хочет спать».
Цель: закрепление у детей навыка правильно в определенной последовательности раздеваться и складывать свою одежду.
Задачи:
1) Совершенствовать умение детей самостоятельно раздеваться и правильно складывать свою одежду.
2) Упражнять детей в правильном назывании одежды.
3) Воспитывать бережное отношение к одежде.
Игровой материал: одетая кукла Катя, стульчик, кукольная кроватка с постельными принадлежностями.
Подготовка к игре: Рассматривание иллюстраций «Игра с куклой».
Ход игры:
1) Педагог приносит куклу и говорит, что кукла очень устала и хочет спать, просит детей помочь ей раздеться.
2)Дети поочередно по указанию воспитателя снимают с куклы одежду и, аккуратно сложив ее, кладут на стул.
Воспитатель руководит их действиями, помогая правильно сложить ту или иную часть туалета куклы, показывая как правильно это сделать. Кукла совсем раздета (остались трусики и маячка, ей надевают тапочки и ведут к кровати. Уложив куклу в постель, воспитатель поворачивает ее на бок, заботливо укрывает, нежно гладит по голове и говорит «Спи!». Показав детям, что кукла заснула, воспитатель просит вести себя тихо.
3) Оценка игры: в ходе игры, выяснилось, что большая часть детей правильно и в определенной последовательности раздели куклу, но не все дети смогли аккуратно сложить одежду на стульчик. Саша, Кристина, Оля не смогли расстегнуть пуговицы на платье. Мальчики не умеют выворачивать колготки.
В будущем, чтобы улучшить результаты самостоятельности детей нужно привлечь внимание родителей к этой проблеме и рекомендовать им, чтобы они предоставляли своим детям больше самостоятельности во время одевания и раздевания.
Заключение
В нашей группе проведена большая работа по формированию у детей самостоятельности в самообслуживании. В результате этой работы у большинства детей уже сформированы основные навыки по самообслуживанию : малыши умеют сами одевать и снимать одежду, расстёгивать молнию на куртке, убирать одежду в шкафчик, аккуратно вешать одежду на стульчик после раздевания. Дети умеют держать ложку, есть суп из тарелки, пить из кружки, вытирать рот салфеткой, мыть руки, отжимать руки и вытирать своим полотенцем. В результате этого мы стали больше времени уделять на организацию разнообразной образовательной деятельности: двигательной, игровой, речевой, музыкальной, экспериментирование. На наш взгляд, мы смогли сделать жизнь детей в детском саду более интересной.
Углубленно занимаясь проблемой формирования самостоятельности у детей младшего возраста, мы видим необходимость продолжить эту работу с детьми на следующем возрастном этапе.
Таким образом, можно сделать следующий вывод:
Своевременное освоение процессов самообслуживания даёт ребёнку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым. Постепенно формируется привычка к чистоте, опрятности и аккуратности. В период формирования навыков самообслуживания нужно помнить, что умения и навыки у ребёнка формируются постепенно, но при постоянной и систематической работе в этом направлении
Нами было замечено следующее:
- дети, свободные от опеки взрослых, становятся более самостоятельными и уверенными в своих силах. Обслуживая себя, они начинают понимать цену заботам взрослых и постепенно проявляют заботу о своих близких;
- труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовольствие;
- постоянство и единство требований со стороны детского сада и семьи к детям обеспечивают прочность навыков, создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию.
Литература
1. Волжанина Т. Воспитание самостоятельности : советы родителям детей всех возрастов \\ журнал «Виноград»-2010-№37.
2. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности: младшая группа. - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-128с. Учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы».
3. Краснощекова Н. В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста».-Изд. 8-Ростов н\ Д: Феникс, 2014.-251с. -(Школа развития)
4. Михайленко Н., Короткова Н. «Организация сюжетной игры в детском саду» Пособие для воспитателей. Издание 3-е, испр. Москва, ЛИНКА-ПРЕСС.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://минобрнауки. рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО. pdf