Людмила Ключкина
Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста
Рекомендации для родителей
Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни, и оно должно воспитываться с раннего возраста. Что же такое самостоятельность? По определению самостоятельность – это способность или возможность действовать без чьего-либо вмешательства.
Публикация «Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста, Рекомендации для родителей» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Первые признаки самостоятельности начинают проявляться у детей к 1-2 годам. При достаточно бурном формировании самостоятельность у детей дошкольного возраста достигает пика к 3-ём годам. В этом возрасте ребёнок всё желает делать самостоятельно, без помощи родителей, часто использует фразу: «Я сам!». Это и неудивительно, так как дети по своей природе активны. И задача взрослых – направлять детскую активность в нужное русло, развивать её, но при этом не навязывать свою опеку. Часто взрослые стараются прийти ребёнку на помощь, спешат сделать что-то за него. Им кажется, что ребёнок не справится с этим самостоятельно, например, не сможет надеть рубашку или платье. Взрослым кажется, что они сделают это лучше, быстрее. Однако, такие действия взрослых могут нанести ребёнку только вред. Ведь таким образом ребёнка лишают самостоятельности, приучают надеяться на помощь других, лишают возможности верить в свои силы. При обучении ребёнка необходимым навыкам взрослым полезно делать это настойчиво и терпеливо. Не следует на просьбу ребё нка отвечать: «Мне некогда». Лучше дать ему возможность сделать это самому. Если родители будут следовать данной рекомендации, то скоро они убедятся, что ребёнок стал более ловким, умелым. Теперь он уже не обливается при умывании, может сам раздеться, умеет правильно держать ложку и т. п.
Понятно, что в дошкольном возрасте любое обучение должно проходить в игровой форме. Не менее важно подобрать для этого подходящее время. Если ребёнок что-то делает долго, то можно поторопить его, но только словесно. При этом нельзя кричать на ребёнка, а тем более ругать или запугивать его. Боясь сделать что-то неправильно или медленно, малыш тем самым ещё больше затянет процесс. Метод сотрудничества в этом случае будет являться более действенным.
Ещё одно важное правило: взрослые не должны высмеивать ребёнка, иначе у него может сформироваться негативное восприятие самого себя. Он будет думать, что его не любят. А это не поможет развитию его самостоятельности. Лучше поддержать малыша, помочь ему. Тогда в следующий раз он сможет сделать это действие лучше, а в дальнейшем и самостоятельно.
Если ребёнок стремится к самостоятельности, то родителям следует давать такую нагрузку, с которой малыш может справиться. Нагрузку рекомендуется увеличивать постепенно. Например, сегодня мама помогает ребёнку застёгивать пуговицы, словесно ободряя его, применяя игру. А завтра он пытается застегнуть самостоятельно хотя бы одну пуговицу. Можно выучить с ребё нком стишок и использовать его при одевании:
Пуговка раз, пуговка два,
Это не сложно, поверь, я права.
Не можешь одеться? Но надо, дружок!
Гулять мы идем, а там ветерок.
Важно чётко определить сферы и границы воспитательного аспекта перед тем, как приучить ребёнка к самостоятельности.
Самостоятельность у детей раннего возраста можно постепенно расширять, вводить новые навыки и базовые знания. В этом возрасте уже можно позволять малышу самому выбирать то, что он хочет сегодня надеть. Понятно, что нужно объяснить ему, что, например, осенью шорты надевать не стоит, а вот из осенних вещей он может выбрать то, что ему больше нравится. Можно уже брать ребенка с собой в магазин детской одежды и делать покупки, опираясь на его выбор. Перед тем как научить ребенка самостоятельности, не надо ограждать малыша от проблем. Необходимо позволить ему ощутить отрицательные последствия совершенных им действий или, наоборот, бездействия.
Самостоятельность предполагает также формирование у ребенка умения находить самому себе занятие и какое-то время выполнять его, не привлекая к этому взрослых. Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков, постоянное и удобное место для полотенца и т. д.)
Но создания условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Обучая детей тем или иным действиям (надеть и снять кофту, завязать шарф, намыливать руки, правильно держать ложку и т. д.) наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребенок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь. Внимание детей обращают на рациональность тех или иных способов действия, например: полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом уже вешать - так оно лучше просыхает, не падает на пол; чтобы пятка сразу оказалась на месте, колготки надевают с носка, предварительно собрав их в «гармошку»; чтобы правильно надеть платье или свитер, сначала нужно определить, где у них перед (на одежде детей младшего возраста должны обязательно быть отличительные признаки: застежка, метка, вышивка) .
Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности - целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости - даже обратиться за помощью. Очень важно вовремя помочь ребенку - это необходимое условие развития его самостоятельности. Ребенок откажется от помощи, как только почувствует, что может справиться сам. Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет, ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, надо помочь. Резко пресечь или часто переключать внимание ребенка на более разумные, по мнению взрослых, деяния тоже нельзя: это затормозит развитие зарождающейся детской самостоятельности и отбросит назад, к примитивной имитации. Только в крайнем случае, если уж он удумал нечто из ряда вон выходящее, можно прибегнуть к этому - в остальном инициативу надо поддерживать.
Самостоятельность не дается человеку от рождения. Она формируется по мере взросления детей и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. И родителям важно учитывать это, менять методы воспитания ребенка, уважать его независимость, поддерживать стремления, поощрять и тактично направлять его самостоятельные действия.