Александра Шнайдер
Развитие ручной умелости
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из актуальных проблем современного общества является становление полноценного развития ребенка и немаловажную роль в этом процессе играет развитие ручной умелости.
В настоящее время чаще стали встречаться дети с нарушением развития мелкой моторики рук, и, как правило, у таких детей встречаются отклонения и в речевом развитии.
Публикация «Развитие ручной умелости» размещена в разделах
А ведь развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитие ребенка на каждом его жизненном этапе. Считается, что наиболее благоприятный возраст, в котором происходит наиболее быстрое развитие ручной умелости – это возраст от трех до девяти лет.
Дети, у которых наблюдается недоразвитие мелкой моторики рук, как правило, чувствуют неуверенность в движениях, они плохо включаются в образовательную деятельность и с неохотой, а иногда и вовсе отказываются заниматься на занятиях, где нужно использовать ручную умелость. Так же отставание в развитии тонкой моторики рук ребенка препятствует овладению им навыками самообслуживания и затрудняет манипуляции различными мелкими предметами. В конечном счёте, все эти нарушения в развитии моторики, отрицательно сказываются не только на физическом развитии ребенка, но и на социализации его как личности.
ручная умелость – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития. Она представляет собой одно из важных условий, необходимых для развития творческой продуктивной деятельности детей. Развитие навыков ручной умелости важно из-за того, что вся последующая жизнь ребенка потребует применения координированных, точных движений пальцев и кистей, необходимые, для одевания, рисования и письма, а также осуществлять множество разнообразных учебных и бытовых действий.
Отечественные и зарубежные специалисты на протяжении долгого времени проводят исследования и постоянно изучают психологические особенности и проблемы развития ручной умелости у детей дошкольного возраста. Так же в педагогической литературе проблеме развития ручной умелости рук уделяется особое внимание и предлагается комплекс мер, способствующих развитию движений пальцев рук.
В работах отечественных специалистов, таких как И. М. Сеченов, И. П. Павлов, да и в современных исследованиях акцент ставится на том, что тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, так как активно повышает её функциональное состояние.
Многие ученые утверждают, что формирование общей умелости рук происходит чаще всего в процессе ручного труда и творчества.
У ребенка развитие ручной умелости происходит постепенно и последовательно и важную роль в этом процессе играет координация движений глаз и рук. В три – четыре года ребенок не только уже ходит, но бегает и прыгает. Это говорит о том, что механизмы всевозможных видов перемещений и поддержания равновесия выработаны к этому времени давно и прочно. Важную роль в дошкольном возрасте при формировании двигательных навыков играет подражание и словесная инструкция.
Движение для детей – это средство, которое помогает развитию и становлению жизненно важных систем организма, и оно составляет основу любой детской деятельности. И в этом нам помогут кинезиологические практики. Так как основа кинезиологии – это обучение через движение.
Для развития ручной умелости в своей работе я использую кинезиологические практики, начиная с младшего дошкольного возраста.
Благодаря этим практикам мы можем устранить многие причины, затрудняющие процесс обучения, развиваем тело, улучшаем у воспитанников память, внимание, речь, зрительно-моторную координацию, формируем пространственную ориентировку, развиваем мелкую и крупную моторику. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для коррекции многих психических процессов.
Кинезиологические практики включают в себя комплекс упражнений называемых «Гимнастика мозга». Он состоит из 26 упражнений, разделенных на 4 группы.
В своей работе за основу я беру методические разработки отечественного доктора психологических наук Аллы Леонидовны Сиротюк.
Мною была разработана авторская методика, с 12 комплексами кинезиологических упражнений, направленных на развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста.
В кинезиологические комплексы были включены дыхательные упражнения, упражнения на растяжки, телесные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж. Так как наша возрастная группа дети от 3 лет, то комплексы начинаются с более легких упражнений. Задачей было сделать эти упражнения максимально доступными и лёгкими в исполнении для детей. Затем по мере развития ручной умелости комплексы усложняются и в них добавляются более сложные упражнения. Эти упражнения проигрываются в виде сказок, путешествий и т. д., Иными словами, сюда мы еще включаем элементы сказкотерапии.
Упражнения можно проводить во время образовательной деятельности, можно проводить их на улице. Самое главное требование и условие — это регулярность и повторяемость. Только регулярностью тренировок можно добиться ощутимого эффекта.