Якубова Мария Александровна
Развитие родной речи дошкольников в процессе индивидуального познавательного общения со взрослыми
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать, и усвоение этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи.
Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего, родителей, то есть овладение речью находится в полной зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома и в детском саду он слышал правильную, грамотную речь.
Публикация «Развитие родной речи дошкольников в процессе индивидуального познавательного общения со взрослыми» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Формирование речи – основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.
В школе детей будут учить оперировать понятиями, воспитывать у них способность делать умозаключения. Это означает, что в школу они должны прийти с элементарными, но достаточными знаниями об окружающем физическом мире, о животном и растительном царстве, о людях; с некоторыми эстетическими и нравственными понятиями. И все это становится доступно детям только через посредство речи.
Именно поэтому в нашем ДОУ ведется планомерная, систематическая работа по развитию речи дошкольников. Особое внимание уделяется индивидуальному подходу к детям.
В рамках областной программы поисково-исследовательской работы ДОУ по теме «Формирование школьной зрелости дошкольников средствами индивидуального познавательного общения со взрослыми» мы уделяем значительное внимание речевому развитию воспитанников, обогащению активного и пассивного словаря.
В течение 5 лет в практике работы мы используем подробные карты развития, которые ведутся на каждого ребенка, начиная со средней группы. На основании этих карт, в которых отслеживаются особенности физического, умственного, социального и речевого развития ребенка, выстраивается стратегия и тактика дальнейшей педагогической и коррекционной работы с каждым ребенком.
Анализируя карты индивидуального развития ребенка, в нашем ДОУ разрабатываются программы индивидуального познавательного общения на каждого ребенка, содержащие весь психолого-педагогический инструментарий для наиболее полной реализации поставленных задач.
Наши педагоги и родители знают, что важной стороной речевого развития является правильное произнесение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.
Любая задержка в ходе речевого развития (нарушение звукопроизношения, плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов-названий и слов-понятий и тому подобное) затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его из игр, занятий. Именно поэтому в практике работы ДОУ берутся во внимание индивидуальные особенности речи каждого ребенка.
Индивидуальное познавательное общение в нашем ДОУ мы реализуем через такие формы, как моделирование игровых проблемно-практических ситуаций, составление и решение ребусов, кроссвордов, головоломок, загадок, составление мини-коллекций по разнообразной тематике. Также мы предполагаем использовать возможности таких методов организации познавательного общения, как математические сказки, сюжетно-дидактические игры.
Кроме того, общение на прогулках, ответы на вопросы малышей, обсуждение увиденного и услышанного – эффективные формы развития речи. В детском саду мы знакомим детей с фольклором, рассказываем и читаем сказки, загадки, потешки, песенки. Стимулом активизации речи становятся поездки на экскурсию в лес, поход в музей, посещение театра или новая игра. Чем жизнь ребенка разнообразнее, тем больше поводов для разговора.
Задача нашей дальнейшей работы заключается в разработке и апробации дополнительных методов обучения по программам индивидуального познавательного общения взрослых с детьми.