Екатерина Шорохова
Конспект занятия па развитию речи «Зимующие птицы» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
ООД по речевому развитию в средней группе
На тему:
Подготовила: Шорохова Е. А.
воспитатель, первой
квалификационной категории
Балашиха 2023
Цели:
• расширять и активизировать представления о зимующих птицах нашего края
Публикация «Конспект занятия па развитию речи „Зимующие птицы“ в средней группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
• расширять словарный запас детей, совершенствовать грамматический строй речи;
Задачи:
· продолжать развивать интонационную выразительность речи;
· развивать связную речь;
· формировать навыки сотрудничества, доброжелательности;
· воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, объектам природы, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей;
· развивать координацию речи с движениями, общую моторику.
Предварительная работа:
· Беседа о птицах;
· Чтение энциклопедий о птицах, как выглядят, чем питаются;
· Рассматривание альбомов о птицах;
Материал: конверт с загадками, картинки с зимующими птицами, презентация.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель:
Давайте поприветствуем друг друга!
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
- Ребята, когда я шла сегодня в садик, ко мне подлетела сорока и передала письмо. Давайте его прочитаем?
“Ребята, помогите мне, пожалуйста! Не пойму, что происходит в лесу, птиц совсем не видно, нет ласточек, скворцов, грачей. Неужели пришла в лес беда?”
Воспитатель: - Ребята, поможем сороке понять, в чем же дело?
Но сначала, скажите мне пожалуйста, какое время года у нас сейчас?
Дети: Зима.
Воспитатель: Точно? Может уже весна?
Дети:- На улице очень холодно
- Много снега, скользко
- Дни короче, а ночи длиннее
- Люди одеты тепло (шапки, варежки, шубы, валенки)
- На речках лед
- Птицы улетели в теплые края, а зимующие остались
- Солнце светит, но не греет.
Воспитатель: Молодцы! Убедили!
Ну а теперь, для того чтобы помочь сороке, нам надо отправиться в зимний лес.
Ритмическая разминка
По тропинке мы пойдем
Друг за дружкою гуськом,
Мы в сугробах утопаем,
Ноги выше поднимаем (ходьба с высоким подниманием коленей).
Осторожней все шагайте,
Только веток не ломайте.
Ветки хрупкие сейчас,
Просят: «Берегите нас!»
Воспитатель:
Мы пришли с вами в лес, полный сказок и чудес,
Строгий порядок навела зима в своих владениях. Все у нее прибрано, сверкает белизной. Воспитатель: Ребята, сегодня разговор пойдет о птицах. Как называются птицы, которые не улетают в теплые края, а остаются рядом с нами? Дети: Зимующие птицы. Воспитатель: где живут птицы? (Высоко на деревьях, в гнёздах и дуплах).
Воспитатель: Ребята, а чем можно кормить зимующих птиц?
А вы знали, что черным хлебом и сладостями птиц кормить нельзя!
Воспитатель: Ребята, сорока сказала, что почти все птицы из леса пропали, и ей стало скучно.
Ребята, а в письме сорока предлогает нам поиграть в игру «Угадай-ка» и узнать, какие птицы зимуют в лесу»
Воспитатель:
Сильная, большая птица
Даже кошки не боится.
Очень важная персона –
Чёрно-серая… (Ворона)
Расскажите мне, что вы знаете про ворону? Какая она?
Дети: Это большая, черная, хитрая, важная птица. Питается очистками, остатками пищи.
Воспитатель:
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (снегири)
Расскажите мне про снегиря. Какой он? Чем питается?
Дети: У снегиря красная грудка, голубовато-серая и черная голова и крылья, они питаются семенами, ягодами рябины.
Воспитатель: А сейчас послушайте загадку, про какую птицу говорится в ней?
“Черный жилет,
Красный бирет,
Нос как топор,
Хвост как упор”. (дятел)
Воспитатель: Расскажите мне про дятла, где он живет, какой он?
Дети: Дятел живет в лесу, лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.
Воспитатель:
Символ мира – это он
И отличный почтальон.
А ещё и в дождь и в холод
Путь домой отыщет … (Голубь)
Про эту птицу вы мне сами расскажите. Кто это? Какой он?
Дети: Голубь большой, воркующий, любит кушать хлебные крошки.
Игра с мячом:
Воспитатель: что умеют птицы (глаголы) : ходить, прыгать, летать, клевать, пить, ловить, драться, насиживать (яйца, петь, сидеть, кормить (птенцов, махать (крыльями, долбить, выклёвывать, строить (гнёзда, вылущивать (семена, рыться, нахохливаться, кружить (в воздухе, взлетать и т. д.
Физминутка Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) Вот присела на минутку, (Присели.) Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) (А. Барто)
Воспитатель:А сейчас давайте проговорим чистоговорки о птицах. Чистоговорки:
Ицы-ицы-ицы – зимующие птицы,
Бей-бей-бей – шустрый воробей,
Ока-ока-ока – сорока-белобока,
Рона-Рона-Рона – хитрая ворона,
Тел-тел-тел – дятел прилетел,
Ит-ит-ит – голубок летит,
Ушка-ушка-ушка – птиц спасет кормушка,
Ить-ить-ить – будем птичек мы кормить,
Воспитатель: Молодцы, ребята! Отгадали все загадки и вспомнили, какие птицы живут зимой в лесу, чем их можно кормить! Скажите, как называются птицы, которые живут у нас зимой? (зимующие птицы).
-ну что, ребята, как вы думаете, помгли мы сороке вспомнить, какие птицы остались с ней в лесу?
Давайте возвращаться в садик.
По тропинке мы пойдем
Друг за дружкою гуськом,
Мы в сугробах утопаем,
Ноги выше поднимаем (ходьба с высоким подниманием коленей).
Осторожней все шагайте,
Только веток не ломайте.
Ветки хрупкие сейчас,
Просят: «Берегите нас!»
Итог:
-Молодцы, вам понравилось, наше занятие?
-О каких птицах мы с вами разговаривали (о зимующих?
-А каких зимующих птиц вы запомнили?
-А чем можно кормить птиц? А чем нельзя?
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чем страшна птицам зима?
Зима страшна птицам не холодом, а голодом. Если птичка сыта, то ей тепло под её пухом и перьями. Как вы знаете зимой очень много снега, он лежит на земле, деревьях, крышах и птицам очень тяжело найти корм под снегом. А что люди для этого делают? (ответы детей)