Мироненкова Наталья
Занятие по развитию речи в старшей группе «Семья, семейные ценности»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «СЕМЬЯ, СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»
Цель: продолжать формировать у детей представления о семье, о членах семьи, активизировать словарь по теме.
Задачи.
Коррекционно-развивающие :
Публикация «Занятие по развитию речи в старшей группе „Семья, семейные ценности“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
- развивать общие речевые навыки (произношение звуков, дикцию, интонационную выразительность);
- развивать навыки связной речи;
- развивать речевое и слуховое внимание, мышление, память;
- развивать общую моторику, мелкую моторику пальцев рук; координацию речи и движений.
Образовательные:
- расширять и систематизировать представления о семье, членах семьи;
- приобщать детей к русской народной культуре через знакомство с русскими народными пословицами о семье.
- обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Семья»;
- совершенствовать грамматический строй речи (образовывать имена прилагательные от существительных; согласовывать прилагательные с существительными в определенном роде);
Воспитательные:
- воспитывать любовь и привязанность к своей семье, уважение и заботливое отношение к членам своей семьи.
- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Ход занятия
ВОСПИТАТЕЛЬ: Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке, мне очень приятно видеть, что у вас хорошее настроение. Я хочу, чтобы оно не покидало вас в течение всего дня! Предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза, улыбнуться и передать тепло и доброту, радость от нашей встречи!
Мы солнцу скажем: «Здравствуй!»
Мы скажем небу: «Здравствуй!»
«Пусть утро будет ясным!»
Пусть будет мир прекрасным!
И даже в день ненастный
Ему желаем счастья, любви и красоты!
Только глазки мы откроем,
Только личико умоем,
Мамино лицо родное
— С добрым утром, — скажет нам.
— С добрым утром, мама, папа!
— Здравствуйте, в саду ребята,
— Утра доброго всем вам!
Дети, сегодня у нас будет очень интересный, необычный день. Интересный, потому что мы узнаем много нового. А вот о чем мы узнаем, это вы попробуйте отгадать загадку
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)
- Ребята, а какая должна быть семья?
Д/и с мячом (Дружная, большая, спортивная, замечательная, самая лучшая, удивительная, счастливая, крепкая, улыбчивая, музыкальная, талантливая)
ВОСПИТАТЕЛЬ А необычный, потому, что мы отправимся с вами в чудесный сад. Почему он чудесный? Сейчас узнаем. А пока я скажу правило, которое нужно выполнять. : «Нужно внимательно и тихо слушать того, кто говорит». Вы готовы справиться с таким правилом? ( Дети: да). Тогда в путь.
-Вот мы с вами пришли в необычный чудесный сад. Обратите внимание, что в этом саду растут необычные деревья
- Ребята это чудо дерево, душа наших семей.
Реб 1. Его растила вся семья
Не месяц и не два,
Ему шептали мы всегда
Добрые слова.
И наше деревце росло
И выросло большим,
И стало крепкое оно
И мы его храним.
Реб 2. В листочке каждом нежность тут
И счастье для детей.
В них вера и любовь живут,
Надежда всех семей!
Ребята, а что же необычного в этих деревьях? (Вместо плодов фотографии).
Семья похожа на большое дерево: как дерево она мощная, сильная. Семья, как и дерево, растет - появляются новые веточки и листочки-дети, которые тянутся к солнышку, любят тепло и ласку.
Как вы думаете, кто корни этого дерева? ( Дети: бабушка и дедушка). Почему? ( Дети: они самые старшие
А ствол-это наши родители. почему я родителей сравнила со стволом? (Ответы). Правильно, ваши мамы и папы-молодые люди, работают, трудятся, заботятся о старших и младших.
Дерево разрастается, появляются веточки и листочки – Это вы и ваши братья и сестры.
Ребята. посмотрите, а на наших деревьях есть бабушки, дедушки мамы. папы, братики, а вот ваши фотографии лежат отдельно. Каждый найдите свою и мы прикрепите их на ваше семейное дерево. Прикрепляя, назовите фамилию (имя) вашей семьи.
- А что помогает семье быть такой как вы сказали, что скрепляет семью?
Дети. Забота Здоровье Уважение Радость Любовь
Сегодня мы с вами соберем цветок семьи, лепесток к лепестку. и первый лепесток это (читают дети)
1. ЗАБОТА
Лепесток «Забота» устанавливается на доску
ВОСПИТАТЕЛЬ - Забота и помощь нужна нашим родным не только в трудную минуту, но и в дни радости. Представьте, что у вас новоселье.
-Что это значит?
- Мы переехали в новую квартиру. Нужно помочь разобрать семейные вещи.
Дидактическая игра «Чей, чья, чье?». Из большого чемодана дети достают вещи, принадлежащие разным членам семьи и рассматривают их.
Ребята в чемодане, я нашла еще картинки. Давайте представим, что мы с вами волшебники и будем превращать одно слово в другое
рак-лак,коробок-колобок ложки- рожки, рот-лот,игла-игра город-голод, лама – рама рука- Лука, болт- борт, розы-лозы.
Чистоговорки
ра-ра-ра, у нас с братом дел гора
ла-ла-ла, мы собрались у стола
рой-рой- рой, поиграю я с сестрой
лоток-лоток-лоток, у папы в руках молоток
родка-родка-родка, у бабушки новая сковородка
олка-олка-олка, у сестры р руках иголка
лю-лю-лю, люблю свою семью
Ребята мы немного устали при переезде. И у нас появился еще один лепесток для нашего цветка. (дети читают)
2. Здоровье
ВОСПИТАТЕЛЬ. Мы приглашаем вас на физминутку. Она поможет нам оставаться здоровыми
Физминутка «Если весело живется…»
ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, скажите семья это хорошо или плохо? А что хорошо в семье (все заботятся и уважают друг друга). У нас появился еще один лепесток
3. УВАЖЕНИЕ
1. О ком больше беспокоятся в семье? Кому больше всего уделяют внимания. О детях
Садитесь за столы, выберите картинку с изображением ребенка и расположите ее в центре листа. (Дети выполняют задание).
Перед вами лежат буквы и следующие отгадки вы будете складывать из букв
2. Кто в семье выполняет самую тяжелую работу (дети составляют слово папа и располагают картинку с изображением папы в верхнем правом углу)
3. Кто следит за порядком в доме? (мама).
4. А кто печет самые вкусные пироги, вяжет носки, играет с вами и называет вашу маму дочкой? ( Дети: бабушка).
5. А кто папе помогает делать ремонт, ремонтирует машину, кто учит играть вас в шашки и называет вашего папу сыном? ( Дети: дедушка).
: Молодцы. А теперь проверьте, у всех правильно все выполнено?
(Открывает на доске готовый верный вариант). Все эти люди- самые близкие наши родственники. И мы очень часто называем их ласково
ВОСПИТАТЕЛЬ. Д. И «Назови ласково»
дочь-дочка-доченька-дочурка-дочуленька
сын-сыночек-сынуля-сыночка
мама-мамуленька-мамочка-матушка-мамулечка
папа-папочка-папулечка-папуленька
дедушка-дедуля-дедулечка
бабушка-бабуленька-бабулечка
внук-внучок-внучек
внучка-внученька
брат-братик
дети-детки-деточки
Теперь мы знаем, уважение к своим близким наши семьи выражают добрыми и ласковыми словами. Это бывает только в дружных семья. О семьях составляли пословицы.
В дружной семье и в холод тепло.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Давайте расскажем гостям про такую семью
Пальчиковая игра с Су- джок кольцом «Дружная семья»
Знаю я, что у меня Сжимают и разжимают пальцы
Дома дружная семья : обеих рук в кулак
Это - мама, это - я, одевают поочередно кольцо на пальцы
это - бабушка моя,
Это - папа, это – дед
И у нас разлада нет. Сжимать ладони в замок
Ребята вы так красиво рассказали свои предложения, я тоже составила предложения. Но я очень разволновалась, и у меня перепутались все слова. Поможете мне?
Халат надел маму.
Катушка ниток купила бабушку
Стол поставили на лампу.
Стул укатился под клубок.
В розах растут сады.
Письмо пишет дедушку
Торт подарил Раю на день рождения.
В помидорах и огурцах растут огороды
-Когда вся семья вместе, на душе все спокойно и сердце наполняется радостью
Появляется лепесток
4. Радость
.ВОСПИТАТЕЛЬ. А я знаю замечательное стихотворение про радость, помогите мне его рассказать.
Логопед показывает картинки
Это окошко
Лукошко
Улыбки
Рыбки
- Я буду читать, а вы договаривайте, слушая меня внимательно, и смотрите на подсказки.
Радость – это свет в …окошке,
Радость – ягоды в ….лукошке,
Радость – тысяча ….улыбок,
Радость – стая мелких …рыбок.
Радость в сердце жить должна.
Очень нам она …нужна.
Ребята, я предлаю вам пройти на волшебную полянку.
ВОСПИТАТЕЛЬ -А давайте нашим семьям подарим Радость. Я превращу вас во что-нибудь волшебное, и вы от имени этого волшебного порадуете свою семью.
- Возьмите себе, карточки, на счет 3 повернитесь вокруг себя и превратитесь в кусочки радости.
Раз, два, три….
Дидактическая игра «Подари радость». Детям раздают карточки с разными картинками: листочек, ягодка, снежинка, капелька, кошка и т. д. Ребёнок называет себя именем картинки и от этого имени дарит семье «радость».
Например: Я колосок, я подарю изобилие
Я – ягодка. Я подарю своей семье сладость, лето и хорошее настроение.
Я – капелька. Я подарю своей семье свежесть и дождик
Я улыбка. Я подарю своей семье смех и веселье
Я пчелка. Я подарю сладости и здоровье
Я солнышко, я подарю тепло и свет
Я проталинка, я подарю весеннее настроение
Я подснежник, я подарю молодость.
Я звездочка, я подарю звездное небо и сладкие сны
Я нотка я подарю веселую песенку
Я ветерок, подарю прохладу
Я ручеек, я подарю свежесть
Я травка, подарю нежность
Я облачко, я подарю воздушное настроение
Я радуга, я подарю цветное настроение
Я цветок, подарю лето, хорошее настроение».
. – Радость в одиночку в семье не живёт,
С ней всегда за ручку Любовь идёт. (появляется пятый лепесток)
Мы хотим подарить гостям любовь наших сердец
«дети лепят из воздушного пластилина сердца и дарят их гостям с пожеланиями.
Ребята, вот мы собрали наш цветок семьи. Мы все сегодня поняли, что семья счастлива тогда, когда она имеет много родственников, когда в семье мир, дружба, уважение и любовь друг к другу.