МААМ-картинки

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Родственные слова»

Ольга Кудрина
Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Родственные слова»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия

по развитию речи

в подготовительной группе

Тема: «Родственные слова»

Цель: Познакомить детей с образованием родственных слов;

Задачи:

Публикация «Конспект по развитию речи в подготовительной группе „Родственные слова“» размещена в разделах

1. Активизировать употребление родственных слов;

2. Учить составлять предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу;

3. Закреплять умение определять количество слогов в слове;

4. Продолжать развивать умение составлять короткий рассказ и включать в повествование описание природы, окружающей действительности.

5. Активизировать интерес к интонационной окраске речи;

Оборудование: магниты для доски, фотографии двух разных семей, шапочки (снегиря, снеговика, снегурочки, мягкие подушки, мяч;

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети заходят в группу и образуют круг.

В-ль: В начале нашего занятия давайте, ребята, поприветствуем друг друга:

Здравствуй правая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг — берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.

Давайте поприветствуем наших гостей, поздороваемся с ними, улыбнитесь, ребята, нашим гостям, передайте им свое хорошее настроение.

Стук в дверь. Вам посылка.

В-ль разворачивает письмо, на котором нарисованы два домика, рядом рассыпавшийся снеговик и разные картинки: снег, снеговик, снежная лопата, зимняя шапка, зима, зимовье, дети смотрят на этот набор непонятных пока для них картинок.

- «Ребята, Снеговик не может отгадать загадку Зимушки-зимы и выполнить задание, расселить картинки в нужные домики, он так расстроился, что упал и рассыпался, помогите ему!». Хотите помочь Снеговику?

Дети: Да!

Дети садятся полукругом перед доской.

Воспитатель читает загадку:

Говорят, что мы похожи.

Отвечаем: «Ну и что же?».

Говорят, что неразлучны.

Друг без друга вправду скучно.

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

Без него на белом свете

Взрослым не прожить и детям!

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная.

(СЕМЬЯ)

В-ль: Верно, семья, давайте дальше разгадывать тайну этой необычной посылки.

Открывает картинку на доске с изображением семьи, где члены семьи похожи друг на друга.

Воспитатель: Как вы думаете кто изображен на этой картинке?

Дети: мама, папа, братья, сестры, дети

Воспитатель: как одним словом можно назвать этих людей?

Дети: Родственники

Воспитатель переворачивает вторую картинку на доске с изображением другой семьи, где тоже члены семьи между собой похожи.

Воспитатель: А на этой картинке кого вы видите?

Дети: тоже, родственников.

Воспитатель: Ребята, чем похожи эти две картинки?

Дети: и на одной, и на другой изображена семья.

Воспитатель: Похожи ли люди на первой картинке и на второй?

Дети: Нет

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что между собой эти семьи не родственники

Воспитатель: А хотите я вам сегодня открою маленький секрет? Родственниками бывают не только люди… Родственниками или родственными бывают еще и СЛОВА…

Дети: ?

Воспитатель: Скажи, Ваня, как называется одежда, которую ты носишь зимой?

Ребенок: Зимняя

В-ль: А как называются птицы, которые не улетают осенью в теплые края?

Дети: зимующие

В-ль: зимующие птицы у нас что делают?

Дети: зимуют

В-ль: А как мы ласково называем зиму?

Дети: зимушка

В-ль: Послушайте, ребята, слова ЗИМУШКА, ЗИМНЯЯ, ЗИМУЮЩИЕ, ЗИМУЮТ -ЭТО СЛОВА РОДСТВЕННИКИ, ИЛИ РОДСТВЕННЫЕ, потому что они ЗВУЧАТ ПОХОЖЕ и похожи по значению и родились эти слова от слова ЗИМА!

В-ль: Ребята, а как вы считаете СЛОВО – ЗИМА родственное слову СНЕГ? Ведь зимой много снега? Объясните, почему эти слова – НЕ РОДСТВЕННЫЕ?

Дети: Эти слова не похожи по звучанию

В-ль: А какие тогда слова будут родственными слову СНЕГ?

В-ль: Как сказать о горке, сделанной из снега- она какая?-СНЕЖНАЯ, с неба зимой падают -СНЕЖИНКИ, как по другому можно назвать снежную бабу– СНЕГОВИК, как называются первые цветы, расцветающие прямо на снегу?- ПОДСНЕЖНИКИ.

В-ль: А сейчас придумайте предложение, в котором будут слова

СНЕГ и ПОДСНЕЖНИК.

Со словами СНЕГОВИК и СНЕЖНАЯ

Физкультминутка:

Игра «Снежки»

- Раз, два, три, четыре (ладонями лепят снежок)

Мы с тобой снежки слепили

Круглый крепкий, очень гладкий (соединяют кончики согнутых пальцев, гладят снежок)

И…совсем, совсем не сладкий (грозят пальцем)

Раз – подбросим, (подбрасывают воображаемый снежок)

Два- поймаем, (приседают, ловят снежок)

Три – уроним и сломаем! (бросают на пол, топчут ногами)

Дети садятся на стульчики

В-ль: Сегодня мы с вами еще будем придумывать рассказ на тему «Как мы играем зимой на участке». Вспомните, какой участок бывает зимой, как он выглядит, какая была погода в тот день, про который вы будете рассказывать, в какие игры играли.

Ответы 2-3 детей.

В-ль: Молодцы. Ну и ка же обойтись нам сегодня без сказки? Хотите послушать сказку? А быть ее героем?

ДЕТИ И ВОСПИТАТЕЛЬ ПЕРЕХОДЯТ И САДЯТСЯ НА ПОДУШКИ

Сказка: Однажды Зимушка-зима пригласила в гости к себе своих друзей: Снеговика, Снегиря, и Снегурочку. Но предупредила, что войти в ее владения они могут лишь тогда, когда каждый из друзей сделает столько шагов, сколько слогов слышится в его слове. Первым во владения Зимушки-зимы пошел Снегирь, но успел сделать только два шажка…. (в-ль одевает шапочку Снегиря ребенку и просит прошагать слово сне-гирь) Почему Снегирь сделал только два шага? (потому что в слове снегирь – два слога). Затем пошел Снеговик, сколько шагов он успел сделать? (дети – 3) Почему? (воспитатель одевает ребенку шапочку снеговика и предлагает прошагать слова сне-го-вик). Последней пошла Снегурочка и оказалась дальше всех! Почему? (потому что в слове 4 слога, в-ль одевает ребенку шапочку Снегурочки и просит прошагать слово сне-гу-роч-ка). Но вдруг расстроился Снеговик, ему стало обидно.

Снеговик: Я тоже хочу стоять рядом со Снегурочкой!

В-ль: Ребята, как можно успокоить Снеговика, как изменить его слово, чтобы в нем стало 4 слога?

Дети: сне-го-ви-чок!

В-ль: выполнив все задания зимушки-зимы друзья оказались в ее владениях и до самого конца зимы не покидали этой красивой страны! Скажите ребята, в этой сказке вы услышали родственные слова?

Дети: да, Снеговик, Снегирь, Снегурочка, они родились от одного слова – СНЕГ;

В-ль: А теперь мы с вами еще немного поиграем.

Игра называется «Назови ласково, родственным словом»

Мама, брат, дерево, заяц, дом, кровать, кот.

Игра «Родственные или не родственные слова»

Бежать-подбежать-выбежать; писать-переписать-записать; компот-кисель-морс; играть-выиграть-проиграть; яблоко-апельсин-мандарин; смеяться- засмеяться-высмеять; папа-мама-бабушка-дедушка; шел-отошел-вошел;

В-ль: Ребята, ну а теперь мы сможем помочь Снеговику?

Дети: Да! родственные слова поместить в свои семьи-домики!

В-ль: С чем мы познакомились сегодня на занятии? В какие игры мы играли сегодня на занятии? На занятии мы играли в слова?

Дети: На занятии мы играли в слова.

В— ль: Произнесите это предложение с вопросительной интонацией. С сердитой интонацией. С восклицательной интонацией.

Публикации по теме:

Дидактические упражнения по развитию речи «Слова длинные и короткие» Дидактические упражнения по развитию речи: "Слова длинные и короткие". Эти игры можно использовать и во время прогулки. Цель игр - закрепить.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Волшебные слова» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ: «ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА» Подготовил: воспитатель Травкина Г. И..

Конспект подгруппового логопедического занятия «Родственные слова» для учащихся начальных классов с ТНР Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Родственные слова» для учащихся начальных классов с ТНР Лексическая тема: Масленица.

Конспект проведения фронтального занятия в подготовительной группе компенсирующего вида «Родственные слова» Цели: Закрепить понятие в родственных словах. Коррекционно – образовательные задачи: • формирование словообразования и словоизменения,.

Конспект занятия «Вежливые слова» по развитию речи для детей подготовительной группы Цель: развитие речи. Развивающая задача: -развивать cвязную, интонационно выразительную речь; -обогащать словарный запас; -формировать.

Конспект занятия по развитию речи «Вежливые слова» для детей 5–6 лет Цель: развитие диалогической речи посредством использования художественного произведения. (Стихотворение Э. Мошковской «Вежливые слова») Программное.

План-конспект образовательной деятельности по развитию речи «Вежливые слова» в средней группе Программное содержание: «Социально-Коммуникативное развитие»: - напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников.

Консультация для родителей по развитию речи у детей «У истоков слова» У истоков слова. Важная информация для молодых родителей. Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит.

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Вежливые слова» Цели: Продолжать знакомить с правилами поведения, этикой общения и приветствия. Развивать память, усваивать нормы поведения в жизни и в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Родственные слова»
Опубликовано: 8 января 2019 в 08:52
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Родственные слова»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кудрина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД