Ольга Кудрина
Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Родственные слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Родственные слова»
Цель: Познакомить детей с образованием родственных слов;
Задачи:
Публикация «Конспект по развитию речи в подготовительной группе „Родственные слова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1. Активизировать употребление родственных слов;
2. Учить составлять предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу;
3. Закреплять умение определять количество слогов в слове;
4. Продолжать развивать умение составлять короткий рассказ и включать в повествование описание природы, окружающей действительности.
5. Активизировать интерес к интонационной окраске речи;
Оборудование: магниты для доски, фотографии двух разных семей, шапочки (снегиря, снеговика, снегурочки, мягкие подушки, мяч;
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети заходят в группу и образуют круг.
В-ль: В начале нашего занятия давайте, ребята, поприветствуем друг друга:
Здравствуй правая рука — протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука — протягиваем вперёд,
Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг — берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.
Давайте поприветствуем наших гостей, поздороваемся с ними, улыбнитесь, ребята, нашим гостям, передайте им свое хорошее настроение.
Стук в дверь. Вам посылка.
В-ль разворачивает письмо, на котором нарисованы два домика, рядом рассыпавшийся снеговик и разные картинки: снег, снеговик, снежная лопата, зимняя шапка, зима, зимовье, дети смотрят на этот набор непонятных пока для них картинок.
- «Ребята, Снеговик не может отгадать загадку Зимушки-зимы и выполнить задание, расселить картинки в нужные домики, он так расстроился, что упал и рассыпался, помогите ему!». Хотите помочь Снеговику?
Дети: Да!
Дети садятся полукругом перед доской.
Воспитатель читает загадку:
Говорят, что мы похожи.
Отвечаем: «Ну и что же?».
Говорят, что неразлучны.
Друг без друга вправду скучно.
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
Без него на белом свете
Взрослым не прожить и детям!
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная.
(СЕМЬЯ)
В-ль: Верно, семья, давайте дальше разгадывать тайну этой необычной посылки.
Открывает картинку на доске с изображением семьи, где члены семьи похожи друг на друга.
Воспитатель: Как вы думаете кто изображен на этой картинке?
Дети: мама, папа, братья, сестры, дети
Воспитатель: как одним словом можно назвать этих людей?
Дети: Родственники
Воспитатель переворачивает вторую картинку на доске с изображением другой семьи, где тоже члены семьи между собой похожи.
Воспитатель: А на этой картинке кого вы видите?
Дети: тоже, родственников.
Воспитатель: Ребята, чем похожи эти две картинки?
Дети: и на одной, и на другой изображена семья.
Воспитатель: Похожи ли люди на первой картинке и на второй?
Дети: Нет
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что между собой эти семьи не родственники
Воспитатель: А хотите я вам сегодня открою маленький секрет? Родственниками бывают не только люди… Родственниками или родственными бывают еще и СЛОВА…
Дети: ?
Воспитатель: Скажи, Ваня, как называется одежда, которую ты носишь зимой?
Ребенок: Зимняя
В-ль: А как называются птицы, которые не улетают осенью в теплые края?
Дети: зимующие
В-ль: зимующие птицы у нас что делают?
Дети: зимуют
В-ль: А как мы ласково называем зиму?
Дети: зимушка
В-ль: Послушайте, ребята, слова ЗИМУШКА, ЗИМНЯЯ, ЗИМУЮЩИЕ, ЗИМУЮТ -ЭТО СЛОВА РОДСТВЕННИКИ, ИЛИ РОДСТВЕННЫЕ, потому что они ЗВУЧАТ ПОХОЖЕ и похожи по значению и родились эти слова от слова ЗИМА!
В-ль: Ребята, а как вы считаете СЛОВО – ЗИМА родственное слову СНЕГ? Ведь зимой много снега? Объясните, почему эти слова – НЕ РОДСТВЕННЫЕ?
Дети: Эти слова не похожи по звучанию
В-ль: А какие тогда слова будут родственными слову СНЕГ?
В-ль: Как сказать о горке, сделанной из снега- она какая?-СНЕЖНАЯ, с неба зимой падают -СНЕЖИНКИ, как по другому можно назвать снежную бабу– СНЕГОВИК, как называются первые цветы, расцветающие прямо на снегу?- ПОДСНЕЖНИКИ.
В-ль: А сейчас придумайте предложение, в котором будут слова
СНЕГ и ПОДСНЕЖНИК.
Со словами СНЕГОВИК и СНЕЖНАЯ
Физкультминутка:
Игра «Снежки»
- Раз, два, три, четыре (ладонями лепят снежок)
Мы с тобой снежки слепили
Круглый крепкий, очень гладкий (соединяют кончики согнутых пальцев, гладят снежок)
И…совсем, совсем не сладкий (грозят пальцем)
Раз – подбросим, (подбрасывают воображаемый снежок)
Два- поймаем, (приседают, ловят снежок)
Три – уроним и сломаем! (бросают на пол, топчут ногами)
Дети садятся на стульчики
В-ль: Сегодня мы с вами еще будем придумывать рассказ на тему «Как мы играем зимой на участке». Вспомните, какой участок бывает зимой, как он выглядит, какая была погода в тот день, про который вы будете рассказывать, в какие игры играли.
Ответы 2-3 детей.
В-ль: Молодцы. Ну и ка же обойтись нам сегодня без сказки? Хотите послушать сказку? А быть ее героем?
ДЕТИ И ВОСПИТАТЕЛЬ ПЕРЕХОДЯТ И САДЯТСЯ НА ПОДУШКИ
Сказка: Однажды Зимушка-зима пригласила в гости к себе своих друзей: Снеговика, Снегиря, и Снегурочку. Но предупредила, что войти в ее владения они могут лишь тогда, когда каждый из друзей сделает столько шагов, сколько слогов слышится в его слове. Первым во владения Зимушки-зимы пошел Снегирь, но успел сделать только два шажка…. (в-ль одевает шапочку Снегиря ребенку и просит прошагать слово сне-гирь) Почему Снегирь сделал только два шага? (потому что в слове снегирь – два слога). Затем пошел Снеговик, сколько шагов он успел сделать? (дети – 3) Почему? (воспитатель одевает ребенку шапочку снеговика и предлагает прошагать слова сне-го-вик). Последней пошла Снегурочка и оказалась дальше всех! Почему? (потому что в слове 4 слога, в-ль одевает ребенку шапочку Снегурочки и просит прошагать слово сне-гу-роч-ка). Но вдруг расстроился Снеговик, ему стало обидно.
Снеговик: Я тоже хочу стоять рядом со Снегурочкой!
В-ль: Ребята, как можно успокоить Снеговика, как изменить его слово, чтобы в нем стало 4 слога?
Дети: сне-го-ви-чок!
В-ль: выполнив все задания зимушки-зимы друзья оказались в ее владениях и до самого конца зимы не покидали этой красивой страны! Скажите ребята, в этой сказке вы услышали родственные слова?
Дети: да, Снеговик, Снегирь, Снегурочка, они родились от одного слова – СНЕГ;
В-ль: А теперь мы с вами еще немного поиграем.
Игра называется «Назови ласково, родственным словом»
Мама, брат, дерево, заяц, дом, кровать, кот.
Игра «Родственные или не родственные слова»
Бежать-подбежать-выбежать; писать-переписать-записать; компот-кисель-морс; играть-выиграть-проиграть; яблоко-апельсин-мандарин; смеяться- засмеяться-высмеять; папа-мама-бабушка-дедушка; шел-отошел-вошел;
В-ль: Ребята, ну а теперь мы сможем помочь Снеговику?
Дети: Да! родственные слова поместить в свои семьи-домики!
В-ль: С чем мы познакомились сегодня на занятии? В какие игры мы играли сегодня на занятии? На занятии мы играли в слова?
Дети: На занятии мы играли в слова.
В— ль: Произнесите это предложение с вопросительной интонацией. С сердитой интонацией. С восклицательной интонацией.