Валентина Бочарова
Развитие речи у детей подготовительной группы «Лес Сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Воронеж
«Детский сад № 87 общеразвивающего вида»
Тема: «Лес сказок»
Подготовительная группа «Земляничка»
Воспитатель: Бочарова В. В.
2016г.
Публикация «Развитие речи у детей подготовительной группы „Лес Сказок“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Конспект занятия по развитию речи
в подготовительной группе
«Лес сказок»
1. Цель занятия: Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т. д.
2. Задачи.
• Развивать мышление, память, воображение.
• Воспитывать интерес и любовь к сказкам.
• Грамота – продолжать работу над предложением, словесным его составом, анализировать.
• Формирование навыка координации движения руки при письме.
• Развивать глазомер, мелкую моторику.
3. Тип занятия: комбинированное
4. Форма занятия: групповая
5. Продолжительность: 30 минут
6. Участники: воспитатель, воспитанники
7. Возраст обучающихся: 6-7 лет
8. Оборудование и материалы.
Иллюстрации к сказкам - «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Лисичка – сестричка и серый волк»; выставка книг по сказкам; мяч; музыка сказочного леса, проигрыватель.
Игрушки – заяц, лиса, медведь, волк, колобок; тетради; карандаш зеленого цвета на каждого ребёнка;
9. Предварительная подготовка : чтение сказок.
10. Методы и приемы работы с детьми: игровые методы, наглядные, сказкотерапия, словесная, практическая.
11. Структура занятия:
Этап занятия Содержание Время
Вводная часть Чтение отрывка из поэмы.
Игра: «Ты мне – я тебе» 4 минуты
Основная На какие подгруппы делятся сказки.
Игра: «Узнай сказку по загадке»
Игра: «Узнай сказку по картинке»
Физминутка
Игровая обучающая ситуация
Пальчиковая гимнастика
21 минута
Заключительная Самостоятельная работа в тетради.
Подведение итогов 5 минут
12. Ход занятия.
1. Организационный момент, объявление темы:
- Ребята, вы любите сказки? (Да.) Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок. Итак, предлагаю вам отправиться со мной в лес сказок! Чтение отрывка из поэмы А. С. Пушкина «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» :
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русской дух. там Русью пахнет!
Как вы думаете, ребята, Этот лес волшебный? (Да) А что в нем волшебного? Дети предлагают свои ответы (деревья, животные, речка, дома и т. д.).
Вы правы дети. В этом лесу и правда много волшебных животных. Вот сейчас мы и узнаем, помните ли вы из каких сказок они прибежали в наш лес.
Игра: «Ты мне – я тебе».
(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: кот – сказка «Буратино».
Медведь -…; Волк -…; Коза -…; Лиса -…; Курица -…; Гуси -…;Заяц-…; Петушок-….
Молодцы!- Тихо садимся за стол.
2. Основная часть:
- Сказки рассказывают о небывалом, чудесном и они бывают разными: народными и авторскими.
- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор). В каждой сказке всегда побеждает (добро, а зло всегда (проигрывает).
Игра: «Узнай сказку по загадке»
- Ребята, вы много сказок знаете? (да). Сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадки, и вы будете называть сказку.
** Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети? (козлята)
**Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
** Покупала самовар,
А спасал ее комар. (Муха цокотуха)
** И зайчонок, и волчица -
Все бегут к нему лечиться (Айболит)
Игра: «Узнай сказку по картинке»
- Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации (на доске развешаны иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Лисичка – сестричка и серый волк»).
1) – Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят» (Это сказка «Волк и семеро козлят».)
- Кто её сочинил? (Эта русская народная сказка.)
- Ребята, «Волк и семеро козлят»- эта немецкая сказка, сказка братьев Гримм. Получила распространение в России, вошла в устное народное творчество и с некоторым изменением в сюжете получила статус «Русской народной сказки».
- Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)
2) - Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба» (Это сказка «Курочка Ряба».)
- А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.)
Игра: «Узнай сказку по героям»
- Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните названия сказок, в которых они действуют.
1. Дед, жучка, внучка, мышка. (Сказка «Репка»)
2. Царевна, 7 богатырей, царица. (Сказка «О семи богатырях и мертвой царевне.»)
3. Очень маленькая девочка, майский жук, ласточка, мышь. (Сказка «Дюймовочка»)
4. Царь, три сына, стрела, болото. (Сказка «Царевна-лягушка»)
- Ребята, перед вами сказочные герои (игрушки) : заяц, волк, лиса, медведь, колобок.
Вопросы: - Кто из сказочных героев в этом ряду лишний? (Колобок)
- Как можно назвать остальных героев? (дикие животные)
- Каких героев можно ещё добавить? (старик, старуха)
- Как называется эта сказка? (Сказка «Колобок»)
3. Физминутка:
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
4. Продолжение работы:
Игровая обучающая ситуация «Составляем предложения».
- Ребята, сейчас я вам покажу сказочного героя, а вы должны назвать его и составить с этим словом любое предложение. Например: заяц (заяц любит морковку). Из скольких слов состоит это предложение (это предложение состоит из 3 слов)
Репка; Кошка; Мышка.
Посадил дед репку. Позвала Жучка кошку. Мышка за кошку.
5. Пальчиковая гимнастика:
«Прогулка»
Пошли пальчики гулять,
(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)
А вторые догонять,
(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)
Третьи пальчики бегом,
(Движения средних пальцев в быстром темпе.)
А четвертые пешком,
(Медленные движения безымянных пальцев по столу.)
Пятый пальчик поскакал
(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)
И в конце пути упал.
(Стук кулаками по поверхности стола.)
Пальчики разогрели и теперь можно приступить к работе. Ещё раз обратите внимание на свою посадку.
Парта – это не кровать,
И нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
6. Самостоятельная работа в тетрадях:
- Ребята, откройте тетради. В вашей тетради рисунок елки. Вам надо раскрасить елку сверху вниз не оставляя белых пятен. Работать будем карандашом. Какого цвета карандаш нам понадобится? (зеленый, потому что ель- зеленая). Карандаш держим правильно в «щепотке» из большого, указательного и среднего пальца правой руки. Готовы? Тогда начинаем работать.
7. Подведение итогов:
-Молодцы! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы хорошо знаете сказки, но, думаю, у каждого из вас есть самая любимая сказка.
13. Литература.
1. Корякина Л. В. Весёлые физкультминутки. //Дошкольное воспитание. 1996 - №5
2. Сухин И. Г. «Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников и младших школьников» - М. : «Новая школа», 1998.
3. Твоя первая библиотека «Русские народные сказки» - М. : «Планета детства», 2003.
4. Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. «Развитие речи, подготовка к освоению письма» - М. : «ВАКО», 2005.